Меню

Урок по теме действие электрического тока направление тока

Физика. 8 класс

Тип урока – урок открытия нового знания.

— сформировать у учащихся умения реализации новых способов действия;
— ввести понятие направление электрического тока, силы тока;
— описать единицы силы тока;
— рассмотреть простейшие электрические цепи.
— развивать логическое мышление, воспитывать интерес к физике

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

Познавательные УУД:

— поиск и выделение новой информации по теме;
— нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
— построение логической цепи рассуждений;
— умение переносить и применять знания по данной теме в новых условиях;

Регулятивные УУД:

— умение ориентироваться в своей системе знаний;
— оценивать правильность выполнения действия;
— умение корректировать действие после его завершения;
— высказывать свое предположение;
— развитие контроля и самоконтроля;

Коммуникативные УУД:

— умение оформлять свои мысли в письменной форме;

Личностные УУД:

— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
— развитие логического мышления;
— развитие памяти, наблюдательности, внимания;
— расширение кругозора учащихся.

Планируемые результаты:

— формирование умения наблюдать, описывать и объяснять физические явления, связанные с током;
— формирование навыков по сборке электрической цепи и измерению силы тока в электрической цепи;

— формирование целостной картины мира;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; в том числе в информационной деятельности;

метапредметные

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Организационный этап

Мотивационный модуль

Выполняется упражнение на соответствие картинки и надписей и формулируется тема урока.

— Объяснение нового материала

Объясняющий модуль

— Закрепление нового материала.

Тренировочный модуль

Выполнение упражнений для закрепления нового материала.

Контрольный модуль

Выполнение упражнений для контроля понимания нового материала.

Источник



Открытый урок «Действия электрического тока и его направление»

Разделы: Физика

Цели урока:

  • Дидактические: создать условия для усвоения нового учебного материала, используя методику проблемного обучения, научить учащихся, работая в группах, достигать общую цель.
  • Общеобразовательные: В процессе экспериментальной работы выяснить, какие действия способен совершать электрический ток. Познакомить учащихся с техникой безопасности при работе с электрическими приборами. Показать практическую направленность изучаемого материала.
  • Развивающие: Формировать научно-материалистическое мировоззрение, развивать логическое мышление, формировать представление о процессе научного познания. Вырабатывать умение слушать и быть услышанным, прививать культуру умственного труда.

Оборудование: Выпрямители, провода с розетками, ключи, магниты, штативы, подставки, электроды угольные и серебряные, раствор медного купороса, кипячёная вода, резистор, лампочка на подставке, шкала, термометр, гвозди, проволока, проволочный моток, таблица на доске, схемы электрических цепей, карточки, интерактивная доска.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

2. Экспресс-опрос по пройденному материалу:

  1. Что такое электрический ток?
  2. Перечислите условия существования электрического тока.
  3. Какие заряженные частицы могут участвовать в возникновении электрического тока?
  4. Что создает и поддерживает длительное время электрическое поле в цепи?
  5. Что такое источник тока?
  6. Каково его назначение?
  7. Какие виды источников тока вам знакомы?
  8. Соотнесите источник тока с энергией, в котором происходит превращение энергии в электрическую энергию.

Класс разбивается на три группы для дальнейшей работы ребят в группах. Каждой группе выдается карточка с заданиями экспериментальной работы (Приложение 1) и рабочий лист для ученика (Приложении 2).

3. Объяснение нового материала (обратить внимание ребят на рабочие листы):

При объяснении вопроса электрический ток в металлах и направление электрического тока учащиеся заполняют пробелы в предложениях рабочего листа.

1. Электрический ток в металлах.

Металлы в твердом состоянии имеют кристаллическое строение.

В узлах кристаллической решётки металлов расположены положительные ионы, а в пространстве между ними движутся электроны. Электроны не связаны с ядрами своих атомов и движутся беспорядочно, поэтому их называют свободными.

Отрицательный заряд всех свободных электронов по абсолютному значению равен положительному заряду всех ионов решётки. Поэтому в обычных условиях металл электрически нейтрален.

Если в металлах создать электрическое поле, то свободные электроны начнут двигаться направленно под действием электрических сил. Возникает электрический ток. Все электроны начинают двигаться в одном направлении по всей длине проводника, но между ними сохраняется беспорядочное движение (стайка мошкары, движущаяся в сторону ветра).

Электрический ток в металлах – это упорядоченное движение свободных электронов.

Скорость движения самих электронов в проводнике под действием электрического поля мала (несколько мм в секунду).

Но почему при замыкании электрической цепи лампочка загорается практически мгновенно?

Читайте также:  Если два последовательно соединенных источника тока с эдс

Оказывается электрическое поле распространяется с огромной скоростью (близкой к С= 300 000 км/с) по всей длине проводника. Под действием электрического поля в упорядоченное движение приходят свободные е, находящиеся не только в подводящих проводниках, но и в спирали сомой лампы.

Поэтому, когда говорят о скорости распространения электрического тока в проводнике, то имеют в виду скорость распространения по проводнику электрического поля (выполнение задания в рабочих листах).

2. Направление электрического тока.

В металлах электрический ток – это упорядоченное движение электронов (отрицательно заряженных частиц). Т.к. в основном мы будем сталкиваться с электрическим током в металлах, разумно было бы предположить, что за направление электрического тока принимают направление движения электронов в электрическом проводнике (т.е. от « – » полюса источника к « + »).

Ток возникает и в электролитах – растворах кислот, солей, щёлочей.

Электрический ток в электролитах – упорядоченное движение ионов обоих знаков.

Но вопрос о направлении электрического тока возник задолго до открытия электронов и ионов. В то время считали, что во всех проводниках могут перемещаться как « + », так и « – » заряды.

За направление электрического тока приняли направление, по которому могли бы двигаться в проводнике «+» заряды, т.е. от «+» к «–», а т.к. это условие было учтено во всех законах и правилах электрического тока, то после открытия электронов и ионов ничего изменять не стали. (Проставить направление тока в схемах рабочего листа).

3. Действия электрического тока.

Рассмотрим 2 проводника. Можно ли по их внешнему виду определить протекает по ним электрический ток или нет? (опыт на демонстрационном столе) Решить эту проблему поможет нам изучение действий электрического тока.

Действиями электрического тока называют те явления, которые наблюдаются при наличии электрического тока в цепи. По этим действиям судят о протекании электрического тока в данной цепи, т.к. нельзя непосредственно наблюдать за движением заряженных частиц в проводнике.

Выясним, какие действия может совершать электрический ток. Для этого разделимся на 4 групп, каждая из которых получит свою карточку с экспериментальным заданием. При работе в группах надо не только провести предлагаемый эксперимент, но и сделать определённые выводы из наблюдений и понять, какое действие тока вы наблюдали во время опытов работы. После выполнения экспериментального задания один человек от группы расскажет о своих наблюдениях, а второй человек, во время рассказа, аккуратно заполнит предоставленную таблицу на доске.

Действия электрического тока.

Названия действия электрического тока
Приборы
Схема
Применение

4. Перед началом работы, вспомним о технике безопасности:

Человеческое тело – проводник. Если случайно человек окажется под напряжением 24В, то в большинстве случаев он не избежит травмы или даже смерти. Поэтому любому человеку, имеющему дело с электричеством, надо помнить следующие правила:

  1. Очень опасно одновременное прикосновение двумя руками к двум оголённым проводам.
  2. Очень опасно прикосновение к оголённому проводу, стоя на земле, на сыром или цементном полу.
  3. Опасно пользоваться неисправными электроприборами.
  4. Нельзя собирать, разбирать, исправлять что-либо в электрическом приборе, не отключив его от источника питания.
  5. Нельзя проводить какие либо операции с электрической арматурой, не выключив её из сети.

Мы пользуемся на уроке напряжением безопасным для жизни 4В. Но правила, оговоренные выше, надо соблюдать.

5. Групповая работа по карточкам, отчёты групп, систематизация выводов в таблице на доске и в рабочих листах.

6. Закрепление изученного материала с помощью тестовых заданий

(где количество правильных ответов будет соответствовать вашей оценке). (Приложение 3)

Источник

Технологическая карта урока по физике 8 класс «Действие электрического тока. Направление электрического тока»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по физике 8 класс «Действие электрического тока. Направление электрического тока»»

Общая часть

Действие электрического тока. Направление электрического тока.

Используемый учебник

А. В. Перышкин., Дрофа, 2017

Планируемые образовательные результаты:

Понимать тепловое, магнитное и химическое действия электрического тока,

объяснять действия электрического тока, направление электрического тока, применять полученные знания в повседневной жизни.

регулятивные УУД: постановка учебных задач, выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (сопоставлять полученный результат с условием задачи);

познавательные УУД: выдвигать и сравнивать гипотезы

коммуникативные УУД: формирование умений слушать и вступать в диалог, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

Осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний о действии электрического тока и практической значимости изученного материала, стимулировать использование экспериментального метода исследования при изучении действия электрического тока.

Цель урока: разъяснить, по каким признакам можно определить наличие тока в проводнике.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Демонстрации: тепловое, химическое, магнитное действия тока. Взаимодействие проводника с током и магнита.

ТСО (оборудование) – учебник, проектор, экран, http://class-fizika.ru/vidu.html

Читайте также:  Зарядное устройство с защитой по току схема

Средства ИКТ – мультимедийная презентация.

Организационная структура урока

Образовательные задачи (планируемые результаты)

Используемые ресурсы, в т.ч. ЭФУ

Организация начала урока

Создать настрой и активизировать внутренние качества на восприятие темы.

Приветствует учащихся, организует рабочее место.

Приветствуют учителя, организует свое рабочее место, демонстрирует готовность к уроку.

Включить учащихся в учебную деятельность, корректировать недочеты в знаниях предыдущей темы.

Что такое электрический ток?

Какие частицы участвуют в образовании электрического тока?

Что создает электрическое поле в цепи?

Что такое источник тока, зачем он нужен?

Назовите известные виды источников тока

В каких источниках тока внутренняя энергия превращается в электрическую?

В каких источниках тока световая энергия превращается в электрическую?

В каких источниках тока механическая энергия превращается в электрическую?

На какие виды делятся все вещества по проводимости?

Предлагает вопросы, слушает и корректирует ответы.

Идет обсуждение ответов, отвечают на вопросы.

Формировать позитивное отношение к людям; уметь логично излагать свою точку зрения;

самостоятельно формулировать учебную проблему; устанавливать межпредметные связи;

понимать суть поставленной цели и задач

Постановка проблемного вопроса.

На столе собрана цепь:

Можно ли определить протекает в данной цепи электрический ток или нет? Как вообще можно судить о наличии электрического тока?

Для ответа на вопрос, нужно вспомнить: Когда мы изучали тему силы в 7 классе. Почему происходило изменение скорости тела? Почему возникали деформации тела? — Т.о. судили по действию силы.

Что же мы будем изучать на уроке?

Записываем тему урока. Сформулируйте цель урока.

Мы с детства знаем от родителей про опасность электрического тока.

Ставит проблему, предлагает сформулировать тему, цель, задачи.

Предлагают тему, разрабатывают задачи и пути их достижения.

Изучение нового материала

Адекватно воспринимают информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия.

Действием электрического тока называют те явления, которые наблюдаются при наличии электрического тока в цепи. По этим действиям судят об электрическом токе, так как нельзя непосредственно наблюдать за движением заряженных частиц в проводнике. Некоторые действия тока вам известны из повседневной жизни.

В результате совместной работы класса и учителя; предлагают разнообразные способов решения познавательных задач (анализ, синтез, обобщение и вывод)

Оформляют свои мысли в устной и письменной форме

Первичное усвоение новых знаний

Умение выделять главное, уточнение алгоритма

— Где используют тепловое действие тока? На каком опыте можно наблюдать тепловое действие тока?

— Где используют магнитное действие тока? На каком опыте можно наблюдать магнитное действие тока?

— Где используют химическое действие тока? На каком опыте можно наблюдать химическое действие тока?

— От какого полюса источника тока и к какому принято считать направление тока?

Предлагает вопросы для фронтального обсуждения

Обучающиеся отвечают на предложенные вопросы

Первичное закрепление знаний.

Установить причинно- следственные связи,

уметь контролировать свои знания.

Тест с взаимопроверкой.

1. Электрический ток в металлах – это…

а) упорядоченное движение частиц,

б) упорядоченное движение свободных электронов,

в) упорядоченное движение заряженных частиц,

г) движение заряженных частиц.

2. Какое действие тока всегда наблюдается в твердых, жидких и газообразных проводниках?

3. Какое действие тока используют в лампе накаливания?

4. В устройстве какого бытового прибора используется тепловое действие тока?

г) электрическая лампа.

5. Укажите, в каком из перечисленных случаев используется химическое действие тока.

а) нагревание воды кипятильником,

б) хромирование деталей,

Предлагает выполнить тест

Отвечают и выполняют взаимопроверку по образцу

Информация о домашнем задании.

Уметь давать самооценку своей работе;

планировать свои действия при самоподготовке.

Дает инструктаж учащимся по выполнению домашней работе §35,36

Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание

Уметь правильно выражать свои мысли, формулировать собственное мнение.

Какие цели ставили?

Достигли ли этих целей?

Что нового каждый узнал для себя?

Анализируют работу на уроке, делают выводы.

Источник

Урок на тему: «Действия и направление электрического тока»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Действия и направление электрического тока»

Цель:

1. Выяснить действия электрического тока и их практическое применение.

2. Узнать и указать принятое в физики направление электрического тока.

Ø Систематизировать знания учащихся, полученные в ходе урока.

Ø Сообщить дополнительный материал.

Ø Воспитать уважение к одноклассникам. Не выкрикивать, говорить по очереди, уважать мнение товарищей.

Ø Развитие познавательного интереса.

Ø Развитие логического мышления, умения анализировать, сравнивать и делать выводы.

Ø Развитие умения быстро переключаться с одной темы на другую в процессе урока.

1. Орг. момент (настрой на работу).

2. Проверка домашнего задания в виде теста.

Для того, чтобы изучить новый материал нам с вами необходимо вспомнить сведения об электрических явлениях. Вы все это знаете, помните, легко справитесь с заданием. Поэтому сейчас мы проведем с вами самостоятельную работу по вариантам.

Читайте также:  В чем состоит тепловое действие электрического тока

На столах у Вас лежат листочки, подпишите их, а также укажите вариант, который получите. Вам предлагается тест, который включает шесть вопросов. Необходимо написать номер вопроса и выбрать букву, под которой, по вашему мнению, находиться правильный ответ. На это задание вам дается пять минут. Пожалуйста, начинайте выполнять.

Вариант 1.

1. Каким электрическим зарядом обладает электрон?

А) положительным Б) отрицательным В) нет заряда

2. Упорядоченным движением, каких частиц создается электрический ток в металлах?

А) Положительных ионов Б) Отрицательных ионов В) Электронов

3. Какую скорость имеют в виду, когда говорят о скорости распространения электрического тока в проводнике.

А) Скорость электронов Б) скорость ионов В) скорость света

4. Является ли электрическим током искра, проскакивающая между шариками разрядника электрической машины?

5.Что называется положительным ионом?

А) избыток электронов Б) Недостаток электронов

6. Начертите схему электрической цепи, состоящую из аккумулятора, выключателя, двух электрических ламп, проводов.

Вариант 2

1. Каким электрическим зарядом обладает протон?

А) положительным Б) отрицательным В) нет заряда

2.Что находится в узлах кристаллической решетки?

А) Электроны Б) Отрицательные ионы В) положительные ионы

3. Что называется упорядоченным движением заряженных частиц?

А) заряд Б) электрический ток В) ток в металлах

4. Является ли электрическим током молния, возникшая между небом и землей?

5.Что называется отрицательным ионом

А) избыток электронов Б) Недостаток электронов

6. Начертите схему электрической цепи, состоящую из выключателя, лампы, звонка, аккумулятора, проводов

3. Изучение нового материала.

Для начала ответьте на несколько вопросов:

  • Что такое электрический ток?
  • Можем ли мы видеть движущиеся в металлическом проводнике электроны?
  • Как можно судить о наличии электрического тока в цепи?

Эти, явления, которые вызывает электрический ток, называются — действиями тока.

Сегодня мы с Вами выясним действия тока с помощью наблюдения и опытов. Запишите число, тему урока: «Действия и направление электрического тока»

Цель: 1. Выяснить действия электрического тока и их практическое применение.

2. Узнать и указать принятое в физики направление электрического тока.

Опыт 1: (с электроплитой).

Проблема: Как узнать есть ли ток в проводнике, и работает ли электроплитка?

Учитель: Как можно назвать это действие?

Учитель: Записываем схемой

Действия электрического тока

Опыт 2. ( Цепь с лампочкой).

Учитель: Какое действие вы видите сейчас, когда горит лампочка?

Ученики: Световое.

Учитель: Оно тоже относиться к тепловому, так как от лампочки мы чувствуем тепло.

Теперь проведем эксперимент: У Вас на столах стоит раствор медного купороса, два электрода, провода, источник тока, лампочки, ключ. Необходимо собрать цепь. (Ученики собирают цепь по схеме).

Учитель: Соедините ключ, что Вы видите? Ученик: лампочка горит.

Учитель: Почему? Ведь электроды у нас в цепи не замкнуты. Какой можно

Ученик: Раствор купороса проводит ток

Учи гель: Как можно назвать это действие электрического тока?

Учитель: Добавьте в схему .

Действия электрического тока

Учитель: Химическое действие электрического тока наблюдается и в током занимательном опыте с соленым огурцом.

Опыт 3: (Две катушки, железный крючок, грузики, источник тока, провода, ключ)

Учитель: Какое действие оказывает электрический ток?

Учитель: Правильно запишем это в схему.

Действия электрического тока

тепловое химическое магнитное

Эксперимент: Вызывается ученик, ему предоставляется модель моторчика ,

Он приводит его в движение.

Учитель: Какое действие совершает — ученик.

Учитель: А теперь этот эксперимент я проделаю с электрическим током.

Учитель: Какое действие еще оказывает электрический ток?

Учитель: Внесите в схему.

Действия электрического тока

тепловое химическое магнитное механическое

Учитель: Давайте повторим какие действия оказывает электрический ток? Где используются эти действия? (ответ учеников).

Опыт 4: (Амперметр, провода, источник тока, сопротивление)

Учитель: У меня собрана цепь. Обратите внимание, когда я включаю цепь, что происходит со стрелкой амперметра.

Ученик: Стрелка отклоняется то в одну, то в другую сторону.

Учитель: Как вы думайте, почему это происходит?

Ученик: Вы меняете полюса источников тока.

Учитель: Верно. Как направлен электрический ток в проводнике мы выясним самостоятельно откройте параграф 36 стр. 84 и прочитайте внимательно, через несколько минут я задам Вам вопрос.

Учитель: направление движения каких частиц в проводнике принято за направление тока? (Ответ учеников)

от какого полюса источника тока и к какому принято считать направление тока? ( Ответ учеников)

покажите направление тока стрелками на схеме электрической цепи, которая у меня на доске?

4. Итого урока

Выставление оценок, отметок.

Просмотр содержимого документа
«урок на тему: «Действия и направление электрического тока» »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ____________________________________________________________________

Амурская область, город Зея, улица Ленина, дом 161; телефон 2-46-64; Е-mail: shkola1zeya@rambler.ru

урок по физике в 8-м классе

«Действия и направление электрического тока»

Источник