Меню

Урок физики в 10 классе по теме электрический ток сила тока

Конспект урока по теме: «Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока»

Разделы: Физика

Виды педагогических технологий, применяемые на данном уроке:

  1. Игровая (ролевая игра — обобщение знаний “Электростатика”)
  2. Личностно-ориентированное обучение (беседа — ответы на вопросы; развитие, понимание и объяснение опытов, творчество и исследовательский поиск при решение проблемного вопроса).

Система принципов: последовательность, сознательность и активность, наглядность, доступность, научность, связь теории с практикой.

Проверка умений и навыков учащегося.

В предыдущей главе мы рассматривали электрические явления, в которых электрические заряды находились в покое, то есть изучили электростатику. Ввели важнейшие понятия, используемые во всей электродинамике: электрический заряд, электрическое поле, потенциал и разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля. Давайте повторим электростатику. Действующие лица: электрическое поле, отрицательный заряд, напряженность, потенциал, работа.

Итак, небольшой спектакль:

Мы наш спектакль посвящаем
Электростатике родной.
Итак, мы Поле представляем,
А это главный наш герой!

Нет ничего приятней роли:
Ведь я таинственно и всемогуще.
Я, как вы догадались, электрическое поле.
В спектакле я – ведущий.

Отрицательный заряд. Не понимаю, в чем ваша таинственность?

В чем? А в том, что… мы ничего про то не знаем,
Из чего состоит это поле
И откуда оно взялось.
Но зато мы все понимаем
То, что мы изучаем в школе,
То есть ряд необычных, новых,
Целый ряд дивных поля свойств.

Положительный заряд. Свойство первое!

А я существую и денно и нощно,
Тела заряженные я окружаю.
На каждое тело я действую точно
И в действии этом себя проявляю.

Положительный заряд. Свойство второе!

Я материально, хоть не тело,
Не вещество и не частица.
Я существую, хоть глазами
Меня увидеть вам нельзя.
Но, как я только что пропело, могу я ясно проявиться,
Когда действую на тело,
И этим покажу себя.

Положительный заряд. Свойство третье!

Поле. Позвольте, прежде чем перейти к третьему свойству, познакомить вас с одной своей знакомой.

Я Напряженность – силовая характеристика его. (Показывает на Поле).
И силе численно равна я,
С которой действует оно
На единичный, на зарядик,
Что в точку данную внесен.
И я сегодня очень рада,
Что мой визит к вам нанесен.

Поле. Ну вот! Теперь можно перейти к следующему свойству.

Положительный заряд. Свойство третье!

Если во всех точках пространства
Напряженность электрического поля
Одинакова, то тогда
Поле такое однородно.
Если же во всех точках пространства
Напряженность электрического поля
Неодинакова, то тогда
Поле такое неоднородно.

Положительный заряд. Свойство четвертое!

Себе заряженное тело представьте,
Которое перемещается где-то.
От формы его траектории, кстати,
Поля работа не зависит при этом.
Когда ж траектория замкнута эта,
То поля работу к нулю приравняем.
И поле такое мы в случаях этих
Потенциальным всегда называем.

Положительный заряд. Свойство пятое!

Поле. Позвольте же, куда вы так торопитесь? Сейчас выход другого героя.

Потенциал. Я просто отношение потенциальной энергии заряда в поле к этому заряду. Ясно?

Отрицательный заряд. Вполне.

Положительный заряд. Свойство пятое!

Вот есть у нас дивная точка пространства.
Частицы, допустим, здесь две заряженные
Поле создают в этой точке, представьте.
И есть у полей этих две напряженности, а напряженность вообще в результате
У поля у этого в точке пространства
Их геометрической сумме равняется.
И принцип такой суперпозицией называется.

Все действующие лица. Поле – это пространство, в котором, поверьте нам, друзья, проявляется действие сил электрических на заряженные тела.

Изучение нового материала.

Давайте попытаемся разрешить следующую проблему на уроке: Какие условия необходимы, чтобы в цепи тек ток?

  1. Что называется электрическим током? (Электрическим током называется направленное упорядоченное движение заряженных частиц.)
  2. Чтобы получить электрический ток в проводнике, что нужно создать в нем? (Нужно создать в нем электрическое поле)
    Под действием этого поля заряженные частицы, которые могут свободно перемещаться в этом проводнике, придут в движение в направлении действия на них электрических сил, возникнет электрический ток.
  3. С помощью чего электрическое поле в проводниках длительное время поддерживаться? (Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока)

Источники тока бывают различные, но во всяком из них имеются скопления положительно заряженных и отрицательно заряженных частиц. Разделенные частицы накапливаются на полосах источника тока, которые обеспечивают “?? – разность потенциалов”.

В источниках тока в процессе работы по разделению заряженных частиц происходит превращение механической, внутренней, световой в электрическую.

Показ демонстраций:

  • Так например – в электрофорной машине в электрическую энергию превращается механическая.
  • Если две проволоки, изготовленные из разных металлов, спаять, а затем нагреть место спая, то в проволоках возникнет электрический ток. Такой источник тока называется термоэлементом, в нем внутренняя энергия нагревателя превращается в электрическую.
  • При освещении некоторых веществ, например, силена, оксида меди, кремния, световая энергия превращается в электрическую – это явление фотоэффекта. На нем основано устройство и действие фотоэлементов.

Вернемся к проблеме, которую нужно разрешить.

Значит, для протекания тока необходимо:

  • наличие свободных заряженных частиц и сил, действующих на них в одном направлении.
  • должна быть разность потенциалов на концах проводника.

Необходимо наличие замкнутой электрической цепи, в которую входят источники тока, обеспечивающие разность потенциалов (?? ) – это так называемая внутренняя часть цепи. Во внешнюю часть цепи входят провода; различная нагрузка и электрические измерительные приборы.

Читайте также:  Как понизить ток без потери напряжения

Поле, создаваемое движущимися зарядами называются стационарными. Стационарное электрическое поле, как и электростатическое поле, является потенциальным. Но между электростатическим и стационарным электрическим полем имеется существенное различие:

(Е = 0), а вне проводника вектор Е + к его поверхности.

2. Имеет эквипотенциальные поверхности.

2. Нет эквипотенциальных поверхностей.

Но мы не можем видеть движущиеся в проводнике заряженные частицы – электроны. О наличии электрического тока в цепи мы можем судить лишь по действиям.

Проводник, по которому течет ток, нагревается (демонстрация – электрическая плитка, электрическая лампа).

Электрический ток может изменять химический состав проводника (например, выделять его химические составные части). Демонстрация – раствор CuSO4, процесс электролиза.

Оказывает магнитное действие, то есть силовое действие на соседние токи и намагничивающиеся тела. (демонстрация проволочная рамка и постоянный магнит, электромагнит с грузом)

Применяются электромагниты в телеграфном, телефонном устройствах, на заводах для переноски изделий из стали и чугуна, если они обладают большой подъемной силой.

Рассмотрим характеристики электрического тока:

Количественными характеристиками электрического тока как направленного движения зарядов под действием электрического поля источником является сила тока и плотность тока. Силой тока называют скалярную физическую величину, определяемую величиной заряда, переносимого через поперечное сечение проводника в единицу времени.

Предел отношения dq/dt при dt = 0, называется мгновенной силой тока.

Сила тока в СИ измеряется в Амперах.

1мА = 10 -3 А, 1мкА = 10 -6 А

Измеряют силу тока амперметром. В электрическую цепь его включают последовательно с потребителями электрической энергии. Потребителя электрической энергии называют нагрузкой источника тока.

Схематическое изображение.

За направление тока принято направление положительных зарядов.

Величина, характеризующая быстроту переноса заряда в проводнике через единицу площади его поперечного сечения, называется плотностью тока. Плотность тока – это сила тока, приходящаяся на единицу площади поперечного сечения проводника.

Характеризует распределение электрического тока по сечению проводника.

Плотность тока – векторная величина. Направление вектора плотности совпадает с направлением скорости направленного движения положительных зарядов в стационарном электрическом поле, то есть так как I = q/t, то j = q/tS

Плотность тока можно выразить через скорость направленного движения зарядов. Предположим, что участок цепи представляет собой однородный цилиндрический проводник из металла площадью поперечного сечения S и длиной l. В объеме проводника V = S ? l содержится n частиц, заряд каждой из них равен заряду электрона. При создании стационарного поля в проводнике заряженные частицы движутся направленно со средней скоростью . Пусть за промежуток времени t все n носители тока пройдут через поперечное сечение у торца проводника. Тогда суммарный заряд, перенесенный через это сечение q = ne

J = nel / St ? l = n/V ? e? l / t, где n/V – n – концентрация свободных электронов в проводнике.

l /t = , тогда j = e n

В векторной форме j = e n

Сила тока зависит от заряда, переносимого каждой частицей, концентрации частиц, скорости их направленного движения и площади поперечного сечения проводника.

Закрепление: — составление электрических схем, решение задачи по сборнику А. П. Рымкевич: № 778.

Вывод по всему уроку.

Дома: §48 – Пинский, решение задач (условия задач в тетради)

Источник



Разработка урока по теме «Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление»
методическая разработка (физика, 10 класс) по теме

Змеева Наталья Григорьевна

Разработка урока, проведенного в рамках областного семинара.

Скачать:

Вложение Размер
Разработка урока 83.5 КБ
Презентация 195 КБ

Предварительный просмотр:

Урок физики, преподаватель – Змеева Наталья Григорьевна

Тема урока: Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

Учащиеся должны уметь:

  1. Формулировать определения электрического тока, силы тока, сопротивления, закон Ома для участка цепи.
  2. Перечислять действия, оказываемые электрическим током на проводник; условия, необходимые для существования электрического тока.
  3. Применять формулы силы тока, сопротивления, закона Ома при решении задач.
  1. Создать условия, способствующие развитию умения анализировать письменную информацию, выделять главное.
  1. Способствовать развитию аккуратности при работе в тетради.

Инструкции по выполнению индивидуального задания; листы самооценки; учебное пособие по физике для 10кл. общеобразоват. Учреждений под ред. Г. Я. Мякишева, Б. Б. Буховцева, Н.Н. Сотский — М.: Просвещение, 2002 г.; рабочие тетради; калькуляторы, проектор, экран.

  1. Организационно — мотивационный момент:
  1. Целеполагание.
  2. Актуализация знаний.
  3. Мотивационный момент.
  1. Изучение нового материала.
  1. Организация самостоятельной деятельности учащихся по изучению нового материала.
  2. Обобщение теоретического материала.
  3. Решение типовых задач.
  1. Закрепление изученного материала :
  1. Организация самостоятельной деятельности обучающихся по решению задач.
  2. Проверка решения задач.
  1. Подведение итогов урока :

Самооценка, итоговое слово учителя.

  1. Домашнее задание :

Подготовить устные ответы на вопросы к § 104-106.

Тема: Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

  1. Внимательно прочитайте § 104-106 учебного пособия.
  2. Кратко ответьте на вопросы:
  1. Что называют электрическим током?
  1. Какие действия оказывает электрический ток на проводник? (приведите примеры из жизни)
  1. Что называют силой тока?
  1. Как найти силу тока, какие у нее единицы измерения?
  1. Как формулируется и записывается закон Ома для участка цепи?
  1. Что называют электрическим сопротивлением?
  1. Как найти сопротивление, какие у него единицы измерения?

Помните! Задание выполняется письменно в рабочей тетради.

Время на выполнение задания 20 минут.

Тема: Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

  1. Внимательно прочитайте § 104-106 учебного пособия.
  2. Кратко ответьте на вопросы:
  1. Что называют электрическим током?
  1. Какие действия оказывает электрический ток на проводник? (приведите примеры из жизни)
  2. Какие условия необходимы для существования электрического тока?
  1. Что называют силой тока?
  1. Как найти силу тока, какие у нее единицы измерения?
  1. Как формулируется и записывается закон Ома для участка цепи?
  1. Что называют электрическим сопротивлением?
  1. Как найти сопротивление, какие у него единицы измерения?
  1. Какими приборами измеряют силу тока и напряжение?

Помните! Задание выполняется письменно в рабочей тетради.

Время на выполнение задания 20 минут.

Тема: Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

  1. Решите в рабочей тетради, предложенные вам задачи:
  1. Определите силу тока в электрической лампе, если через нее за 10 мин проходит 300 Кл количества электричества.
  2. Чему равно сопротивление спирали электрической лампы, если на цоколе написано 6,3 В, 0,22 А?
  3. Константановая проволока длиной 3 м и сечением 0,25 мм 2 имеет сопротивление 6 Ом. Чему равно удельное сопротивление константана?
  4. Определите сопротивление никелиновой проволоки длиной 2 м и сечением 0,18 мм 2 . ( ρ=42*10 -8 Ом*м )

За правильно выполненные 4 задачи – оценка «5»

За правильно выполненные 3 задачи – оценка «4»

За правильно выполненные 2 задачи – оценка «3»

Помните! Задание выполняется письменно в рабочей тетради.

Время на выполнение задания 20 минут.

Спасибо за работу!

Тема: Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление.

  1. Решите в рабочей тетради, предложенные вам задачи:
  1. Определите силу тока в электрической лампе, если через нее за 10 мин проходит 300 Кл количества электричества.
  2. Чему равно сопротивление спирали электрической лампы, если на цоколе написано 6,3 В, 0,22 А?
  3. Константановая проволока длиной 3 м и сечением 0,25 мм 2 имеет сопротивление 6 Ом. Чему равно удельное сопротивление константана?
  4. Длина провода, подводящего ток к потребителю, равна 60 м. Какое сечение должен иметь медный провод, если при силе протекающего по нему тока 160 А потеря напряжения составляет 8 В? ( ρ=1,7*10 -8 Ом*м )

За правильно выполненные 4 задачи – оценка «5»

За правильно выполненные 3 задачи – оценка «4»

За правильно выполненные 2 задачи – оценка «3»

Помните! Задание выполняется письменно в рабочей тетради.

Время на выполнение задания 20 минут.

Спасибо за работу!

ЗАДАЧИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ У ДОСКИ:

  1. По спирали электролампы проходит 540 Кл электричества за каждые 5 мин. Чему равна сила тока в лампе?
  1. Вычислите сопротивление нихромовой проволоки, длина которой 150 м, а площадь поперечного сечения 0,2 мм 2 . ( ρ=110*10 -8 Ом*м )
  1. Электрический утюг включен в сеть с напряжением 220 В. Какова сила тока в нагревательном элементе утюга, если сопротивление его 48,4 Ом.
  1. Через проводник длиной 12 м и сечением 0,1 мм 2 , находящийся под напряжением 220 В, протекает ток 4 А. Определите удельное сопротивление проводника.

Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы, делая пометки в графе, соответствующей вашему впечатлению.

Источник

Урок физики в 10 классе по теме электрический ток сила тока

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы

Конспект урока по теме: «Электрический ток» 10 класс

ОУ МБОУ Новинская СОШ

Учитель Кварталова Татьяна Фёдоровна, стаж 26 лет, первая квалификационная категория

Тема Электрический ток

Продолжительность 45 минут

Технологии мультимедийные, коллективного взаимообучения

Тип урока: комбинированный с использованием презентации Microsoft Power Point

Аннотация Данный урок в разделе «Электродинамика» в подразделе «Законы постоянного тока» стоит первым. Задача учителя, основываясь на знаниях обучающихся, полученных в 8 классе, напомнить знакомые понятия электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление и др., выяснить от каких величин зависит сила тока в проводнике и на опыте вывести закон Ома для участка цепи.

Урок сопровождается презентацией, что позволяет учителю более компактно излагать материал и помогает учащимся в составлении краткого конспекта по теме: они учатся конспектировать, выделять главное, делать выводы.

В ходе урока используются индивидуальные и групповые формы работы. По ходу фронтального эксперимента формулируются выводы, согласованные с членами команды. Групповую деятельность применяю на всех этапах урока: при изучении нового материала, на этапе первичного закрепления знаний и при их оценивании в конце урока.

В конце урока учащиеся должны знать условия существования, действия электрического тока, зависимость электрического тока от напряжения и от каких величин зависит сила тока в проводнике. Для проверки знаний используется тест с взаимопроверкой.

Конспект урока «Электрический ток»

По оценке метеорологов, за секунду в землю ударяют 100 молний, которые высвобождают электрические заряды, накопленные в 200 грозах, это каждое мгновение бичует Землю. Любой удар молнии распространяется со скоростью 80000 миль в секунду, составляющей около половины скорости света, и порождает температуру, достигающую около 50000°С. Любое свечение в природе вызывает удивление и страх.

Чтобы разбираться в природе подобных явлений, объяснять их, мы должны изучить тему «Электрический ток».

Цели урока: обобщить и углубить знания учащихся об электрическом токе; выяснить, при каких условиях возникает электрический ток в цепи.

Источник

Конспект урока в 10 классе по теме «Электрический ток и условия его существования. Сила тока»»

Конспект урока в 10 классе по теме

Конспект урока «Электрический ток и условия его существования. Сила тока»

Здравствуйте, ребята. Посмотрите внимательно на слайд и ответьте пожалуйста на вопрос, что объединяет все изображенные здесь приборы и устройства?

— Они все работают благодаря эл. току, все это эл. приборы. Благодаря эл. току освещаются квартиры, приводятся в движение станки, нагреваются конфорки на электроплитах, работает радиоприемник и т.д.

Поэтому как вы уже догадались речь сегодня на уроке пойдет о…

Интересный факт: По оценке метеорологов, за секунду в землю ударяют 100 молний, которые высвобождают электрические заряды, накопленные в 200 грозах, это каждое мгновение бичует Землю. Любой удар молнии распространяется со скоростью 80000 миль в секунду = 1,3*10 8 м/с, составляющей около половины скорости света, и порождает температуру, достигающую около 50000°С. Любое свечение в природе вызывает удивление и страх.

Чтобы разбираться в природе подобных явлений, объяснять их, мы должны изучить тему «Электрический ток».

Записываем в карту урока число, фамилия, имя, класс.

Тема урока: «Электрический ток и условия его существования.
Сила тока».

1. Образовательная : обобщить и углубить знания учащихся об электрическом токе; выяснить, при каких условиях возникает электрический ток в цепи. Узнать обозначения силы тока, формулу для ее вычисления, единицы измерения. Закрепить основные навыки работы с электронными таблицами.

2. Развивающая: Формировать умение решать задачи. Расширить кругозор учащихся.

3.Воспитательная: Усилить интерес к предметам физика и информатика, расширить кругозор, формировать мировоззрение. Научиться работать в паре.

Тип урока: урок изучения нового материала, форма урока: интегрированный: физика + информатика (решение задач в программе MS Excel ).

Вопросы урока (на доске):

· Условия существования тока.

· Прибор для измерения силы тока.

Актуализация знаний.

Основываясь на знаниях обучающихся, полученных в 8 классе, давайте вспомним знакомые понятия, выполнив мини-тест. А теперь проверьте себя…Давайте посмотрим, где вы допустили ошибку.

Чтобы электрический ток в проводнике существовал длительное время, что необходимо?

(Необходимо все это время поддерживать в нем электрическое поле).

Чем может поддерживаться электрическое поле?

(Электрическое поле может поддерживаться источниками электрического тока).

Какие источники тока вы знаете? ( приборы, превращающие в электрическую энергию другие виды энергии ) – батарея, генератор, розетки.

Изучение нового материала .

Ранее мы рассматривали эл. явления, в которых эл.заряды находидись в покое (электростатика). Но наибольший интерес представляют явления, связанные с упорядоченным движением эл. зарядов. Мы переходим к подразделу физики «Законы постоянного тока»

.О Б электрическом токе слышали все. Когда мы произносим слово «ток», то подразумеваем, что что-то течет, движется по проводам. Дадим же научное определение электрическому току.

Откройте учебник на стр. Давайте найдем определение эл. тока.

Эл. ток – это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц (запишите в карту урока)

Эл. ток имеет определенное направление. Найдите пож. В учебнике, что принимают за направление тока? И запишите в карту

Направление тока —

Увидеть движущиеся электроны в проводнике невозможно. Как можно обнаружить эл.ток? (по его действиям)

Действия эл. тока (демонстрации)

· Химическое ( электролиз, раствор медного купороса)

· Магнитное ( рамка с током на магнитную стрелку)

· Физиологическое (происходит сокращение мышц организма)

Если в цепи устанавливается электрический ток, это означает, что через поперечное сечение проводника всё время переносится электрический заряд.

Сила тока I – физическая величина, показывающая, какой заряд переносится через поперечное сечение проводника за единицу времени.

Количественная характеристика тока

Сила тока

это физическая величина, равная отношению заряда, переносимого через поперечное сечение проводника к промежутку времени.

Условия, необходимые для существования тока (после беседы): наличие свободных заряженных частиц, наличие электрического поля для упорядоченного движения этих частиц, замкнутая электрическая цепь.

Единица измерения силы токаампер (А). Единица названа в честь французского учёного А.М. Ампера.

Пользуясь таблицей кратных единиц определите:

1мкА=0,000001А=10 -6 А

Картинки по запросу определение цены деления амперметра

Решение задач

Через спираль электроплитки за 12 мин прошло 3000 Кл электричества. Какова сила тока в спирали?

Сила тока в про­вод­ни­ке по­сто­ян­на и равна 0,5 А. Ка­кой заряд пройдёт по про­вод­ни­ку за 20 минут? (Ответ дайте в ку­ло­нах.)

Сколько времени продолжается перенос 7,7 Кл при силе тока 0,5 А?

https://phys-ege.sdamgia.ru/get_file?id=2821Ответ: ________

На гра­фи­ке пред­став­ле­на за­ви­си­мость от вре­ме­ни за­ря­да, про­шед­ше­го по про­вод­ни­ку. Ка­ко­ва сила тока в про­вод­ни­ке? (Ответ дайте в ам­пе­рах.)

https://phys-ege.sdamgia.ru/get_file?id=3050 Задача 4

По про­вод­ни­ку течёт по­сто­ян­ный элек­три­че­ский ток. Ве­ли­чи­на за­ря­да, про­шед­ше­го через про­вод­ник, воз­рас­та­ет с те­че­ни­ем вре­ме­ни со­глас­но гра­фи­ку. Ка­ко­ва сила тока в про­вод­ни­ке? (Ответ дайте в ам­пе­рах.)

Копилка Занимательных Фактов

Физика И Классическая Литература

— Зачем надевают кольцо золотое

НА палец, когда обручаются двое? —

Меня любопытная дева спросила.

Н Е став пред вопросом в тупик, Ответил я так собеседнице милой:

— Владеет любовь электрической силой,

А Золото — проводник!

Р . Берне «Золотое кольцо»

Может Ли Металл Быть Изолятором?

Может! Немецкие физики изучили электрические свойства индия. Для исследования они брали все меньшие и меньшие частички металла. Оказалось, что когда размер частицы стал равен

1 Микрометра, металл стал изолятором. В таком малом количе-

Стве металла электронам «негде развернуться», они утрачивают подвижность. Это открытие указывает на предел создания микросхем.

Может Ли Пластмасса Проводить Ток?

Может! Если в процессе изготовления пластмассы в нее добавить йод. Существуют пластмассы, которые проводят ток не хуже меди.

Может Ли Стекло Проводить Ток?

Может, если нагреть его в пламени! В нагретом состоянии стеклянный «провод» способен питать электрическую лампочку.

Вернемся к нашим вопросам, поставленных в начале урока:

Источник