Меню

Ток холодной прокрутки кислотного аккумулятора

Ток холодной прокрутки аккумулятора. Определение и стандарты.

Если вы впервые столкнулись с необходимостью купить аккумулятор, может возникнуть множество вопросов о том, как его выбрать. Нужно учесть и габариты, и расположение клемм, и технические характеристики изделия. Среди важных параметров стоит назвать ток холодной прокрутки. Что это за величина и на что она влияет?

Определение и стандарты измерения

Ток холодной прокрутки — это известный даже многим начинающим автолюбителям ток разряда, который АКБ может отдать при отрицательной. Соответственно, чем этот показатель выше, тем лучше будет заводиться двигатель вашего автомобиля. Ток разряда обязательно указывается в маркировке аккумулятора, проблема состоит лишь в том, что на данный момент есть несколько параллельно существующих стандартов его измерения. То есть при одних и тех же свойствах аккумуляторы разных производителей могут иметь различную маркировку.

Американский стандарт SAE

Заряженную АКБ охлаждают до -18 градусов в течение суток. После этого ее нагружают номинальным током разряда. Испытание считается успешно пройденным, если в течение 30 секунд напряжение не станет меньше 7,2 В.

Европейский стандарт EN

В целом методика повторяет предыдущую. Но контрольный замер производится после 10, а не 30 секунд под номинальной нагрузкой. Напряжение не должно упасть ниже 7,5 В.

Стандарт международной электротехнической комиссии IEC

Согласно требованиям этого стандарта, полностью заряженный и охлажденный аккумулятор должен находиться под номинальной нагрузкой 60 секунд. Напряжение батареи — не ниже 8,4 В.

Немецкий стандарт DIN

Подготовленную для испытания батарею нагружают аналогичным образом, но замеры производятся через 30 и 150 секунд. Напряжение не должно быть меньше 9 и 6 В соответственно.

Другие стандарты

Российский ГОСТ Р 53165-2008 повторяет требования международной электротехнической комиссии IEC. Помимо этого, существуют морской и японский индустриальный стандарты, которые также имеют свои отличия, но для автомобильных аккумуляторов они неактуальны.

Если вы хотите приобрести аккумулятор Варта, обращайтесь к нам.

Источник

Таблица перевода тока холодного пуска EN, CCA, SAE, IEC, DIN

CCA

ССА — это аббревиатура от английского Cold Cranking Amps (CCA) означающая ток холодного пуска (ток холодной прокрутки) стартерной аккумуляторной батареи. Ток холодной прокрутки измеряется в амперах по определенной методике измерения. Различают следующие отраслевые стандарты измерения тока холодной прокрутки (CCA):

SAE (JS537) /CCA

Американский стандарт (полностью заряженную батарею по методике SAE JS537 охлаждают до -18С в течение 24 часов. Затем батарею нагружают силой тока, равной номинальному CCA батареи. Тест считается пройденным, если напряжение батареи не упадет ниже 7,2В в течение 30 секунд)

EN (EN50342.1A1)

Европейский стандарт (полностью заряженную батарею по методике SAE JS537 охлаждают до -18С в течение 24 часов. Затем батарею нагружают силой тока, равной номинальному CCA батареи. Тест считается пройденным, если напряжение батареи не упадет ниже 7,2В в течение 10 секунд)

IEC (60095-1)

Международная электротехническая комиссия (полностью заряженную батарею по методике SAE JS537 охлаждают до -18С в течение 24 часов. Затем батарею нагружают силой тока, равной номинальному CCA батареи. Тест считается пройденным, если напряжение батареи не упадет ниже 8,4В в течение 60 секунд)

DIN

Немецкий стандарт (полностью заряженную батарею по методике SAE JS537 охлаждают до -18С в течение 24 часов. Затем батарею нагружают силой тока, равной номинальному CCA батареи. Тест считается пройденным, если напряжение батареи не упадет ниже 9В в течение 30 секунд и 6В в течение 150 секунд)

JIS (D5301)

Японский индустриальный стандарт (полностью заряженную батарею по методике SAE JS537 охлаждают до -15С в течение 24 часов. Затем батарею нагружают силой тока 150-300А в течение 10-30 секунд. Тест считается пройденным, если напряжение батареи не упадет ниже 6В )

MCA (СА) — Морской стандарт (полностью заряженную батарею по методике SAE JS537 охлаждают до 0С в течение 24 часов. Затем батарею нагружают силой тока, равной номинальному CCA батареи. Тест считается пройденным, если напряжение батареи не упадет ниже 7,2В в течение 30 секунд)

ГОСТ Р 53165-2008 — ток холодной прокрутки (CCA) — это ток разряда, А, указанный изготовителем, который может обеспечить батарея для пуска двигателя в заданных условиях. ГОСТ Р 53165-2008 базируется на международном стандарте IEC 60095-1.
Ниже приведена таблица перевода тока холодного пуска (EN, CCA, SAE, IEC, DIN)

Источник



Ток холодной прокрутки автомобильного аккумулятора – что это?

Не станем в очередной раз повторять прописную истину о том, что аккумулятор – это один из важнейших узлов любого автомобиля. И от его правильного выбора зависит не только то, насколько качественно будет работать электрооборудование машины, но и заведётся ли она вообще. За последнее отвечает такой параметр батареи, как пусковой ток аккумулятора. Причём сила пускового тока обеспечивает не только «холодный старт» автомобиля. От него зависит, насколько долго проработает ваша АКБ, поскольку при недостаточном значении пускового тока аккумулятору придётся работать, что называется, «на износ», а это отнюдь не продлевает срок его службы.

Итак, что такое пусковой ток аккумулятора, на что он влияет, как его замерить и, наконец, как подобрать АКБ с правильным пусковым током для конкретного автомобиля.

  1. Что такое «пусковой ток»
  2. От чего зависит пусковой ток
  3. Как замеряют пусковой ток аккумулятора
  4. Какой пусковой ток нужен для различных автомобилей
  5. Повышаем показатели пускового тока

Что такое «пусковой ток»

Пусковой, а ещё его называют стартовый ток аккумулятора автомобиля, это значение максимальной силы тока, которую АКБ способна выдавать в единицу времени. Слова «старт» и «пуск» не зря присутствуют в названии этого параметра. Дело в том, что максимальная нагрузка на аккумулятор приходится именно в момент запуска двигателя или, другими словами, его пуска. Иногда значение стартового тока превышает «среднестатистический» ток батареи в 4–5 раз.

Обусловлено это тем, что стартеру автомобиля требуется достаточно большое количество энергии для того, чтобы провернуть маховик двигателя и тем самым привести в движение его поршни.

Некоторые автолюбители спрашивают, что такое ток холодной прокрутки (или холодного пуска) аккумулятора и чем это понятие отличается от термина «стартовый ток». Ответ прост – ничем. Просто это ещё одно название для данного параметра. Дело в том, что и без того непростую задачу по запуску двигателя в зимнее время осложняет ещё и загустевшее машинное масло, так что жителям районов с суровым климатом следует уделять току холодного запуска особое внимание.

Как правило, пусковой ток АКБ указывается прямо на его корпусе вместе с таким параметром, как ёмкость. Но если посмотреть на это значение у разных моделей аккумуляторов, можно заметить, что при прочих равных условиях стартовый ток может отличаться на 30–40 %. Так от чего же зависит сила пускового тока? С этим вопросом попробуем разобраться в следующей части нашей статьи.

От чего зависит пусковой ток

Главным образом пусковой ток аккумулятора зависит от технологии, по которой последний произведён:

  1. В первую очередь на увеличение силы тока влияет «чистота» свинца, из которого сделаны пластины АКБ. Чем чище свинец, тем быстрее происходит зарядка и разрядка батареи. Соответственно выдаваемая в единицу времени энергия увеличится.
  2. Пусковой ток зависит не только от качества, но и от количества свинцовых пластин, а также от объёма электролита, содержащегося в батарее. Тут зависимость прямопропорциональная – чем пластин и электролита больше, тем пусковой ток сильнее.
  3. Положительное влияние на силу стартового тока оказывает и герметичность корпуса АКБ. Тут всё просто – герметичный корпус не даёт испаряться электролиту, а мы помним, как его достаточный уровень влияет на пусковой ток.
  4. И, наконец, качество, а точнее пористость, плюсовых пластин. Такая структура позволяет АКБ накапливать, а в нужное время отдавать, больший заряд.

Все вышеописанные параметры относятся к батареям, которые сделаны «по старинке». Хотя, естественно, наш век высоких технологий не обошёл стороной и автомобильные аккумуляторы. Так, например, гелевые батареи выдают силу пускового тока до 1000 А за 30 секунд. Такие показатели обычным свинцово-щелочным моделям и не снились.

Как замеряют пусковой ток аккумулятора

Аккумуляторные батареи изготавливаются огромным количеством компаний, расположенных в самых разных уголках мира. И неудивительно, что такому большому числу производителей было достаточно сложно договориться между собой о едином стандарте замеров различных параметров АКБ. Это утверждение в полной мере относится и к определению пускового тока аккумулятора.

В целом процедура проверки силы пускового тока у всех производителей одинакова. Батарею охлаждают, как правило, до минус 18 градусов по Цельсию, имитируя экстремальные погодные условия, после чего подают на неё нагрузку, сравнимую с запуском двигателя. Это действие повторяют несколько раз через различные промежутки времени. Средняя величина полученных показаний и является заявленной силой стартового тока. Стоит уточнить, что такую тщательную проверку проходят лишь некоторые батареи из каждой партии, поэтому так называемый «процент брака» присутствует в аккумуляторах даже самых передовых производителей.

Читайте также:  Реактор переменного тока трехфазный

Если температура охлаждения у различных тестов практически одинакова, то вот сила и длительность нагрузки отличается весьма существенно:

  1. Немецкий стандарт «DIN». Охлаждённый до -18 градусов аккумулятор разряжают до 9 Вольт в течение 30 секунд. Маркируются подобные батареи примерно так: DIN 555 19. Обратите внимание на то, что в подобной маркировке прямое значение силы пускового тока не содержится, поэтому о ней нужно будет узнать дополнительно у продавца или в техпаспорте АКБ.
  2. Российский стандарт «ГОСТ Р 53165-2008». Наша технология замеров практически полностью копирует немецкую. И так же, как и в предыдущем случае, пусковой ток в маркировке модели не указан. Пример – 6СТ-60 АПЗ. Правда, российские производители часто выносят этот параметр прямо на корпус батареи. Он так и называется – пусковой ток (у некоторых фирм – стартовый).
  3. Европейский стандарт (кроме Германии) «EN». В отличие от немецкого автопрома, который держится несколько особняком, остальные европейские производители АКБ тестируют свои батареи при тех же -18, но при этом подают на них нагрузку разрядки до 7,5 Вольт на 10 секунд. И результаты тестов можно увидеть в маркировке, а конкретно в трёх её последних цифрах. Для определения силы пускового тока их нужно умножить на 10. Например, маркировка EN 555 065 043 означает, что стартовый ток батареи равен 430 Амперам.
  4. Американский стандарт «SAE». Наиболее жёсткая система тестирования. Температура охлаждения тут та же (-18 градусов по Цельсию). Но вот «разрядочную» нагрузку до 7,5 Вольт подают в течение 30 секунд. Таким образом, при равных значениях силы пускового тока американские стандарты заслуживают наибольшего доверия. Что же до маркировки, то тут тоже всё максимально просто и прозрачно. Сила тока, без всяких математических действий, определяется тремя последними цифрами. Например: А34650 означает, что ток равен 650 Амперам.

Азиатские же производители не смогли договориться о стандартах замеров даже между собой, поэтому некой «единой азиатской системы» не существует. Да и в маркировке их батарей сила тока не указана, поэтому о ней вам придётся узнавать из прилагающейся документации.

Какой пусковой ток нужен для различных автомобилей

Многие задаются вопросом, а какой пусковой ток должен быть у аккумулятора для той или иной модели автомобиля? Думаю, не стоит объяснять, что для запуска двигателя малолитражки или дизельного внедорожника нужна совершенно разная сила пускового тока.

Пусковой ток аккумулятора для дизеля является, пожалуй, главным параметром при выборе батареи. Дело в том, что степень сжатия у дизельных моторов значительно выше, чем у бензиновых, и может достигать 20 атмосфер. Следовательно, и на запуск такого движка нужно куда больше энергии.

Минимальными показателями стартового тока для дизелей является 300 Ампер. Для бензиновых двигателей – 250. Но это минимально возможные значения, что называется, впритык. Поэтому лучше купить АКБ «с запасом». И на возможные вопросы: «а какой пусковой ток у аккумулятора лучше?», «а не сгорит ли мой стартер от большего тока?» – спешим ответить: «чем больше, тем лучше» и «нет, не сгорит!»

Естественно, автомобиль «с нуля» комплектуется подходящим аккумулятором. И при его замене вы можете выбрать модель с такими же характеристиками.

Тем не менее, предлагаем вашему вниманию таблицу, с помощью которой вы сможете подобрать подходящий вашему автомобилю пусковой ток аккумулятора.

Поскольку стартовый ток напрямую связан с ёмкостью аккумулятора (обычно он превышает её в 3–3,5 раза), в таблице мы используем именно этот параметр. Тем более что в отличие от значения силы пускового тока, ёмкость указывается на любой батарее на самом видном месте. В таблице показаны минимальный и максимальный объём двигателя, к которому подойдут аккумуляторы определённой ёмкости. Естественно, не стоит выбирать ёмкость АКБ по «верхнему пределу» двигателя. Как мы уже писали, лучше взять «с запасом».

Объём двигателя (л) 1–1,6 1,3–1,9 1,4–2,3 1,6–3,2 1,9–4,5 3,8–10,9 7,2–12 7,5–17
Ёмкость АКБ (А-ч) 55 60 66 77 90 140 190 200

Повышаем показатели пускового тока

Если у вас есть возможность сразу подобрать АКБ с необходимым пусковым током – замечательно. Но что делать, если такой возможности нет, а ехать нужно? Как повысить пусковой ток аккумулятора и можно ли это сделать вообще? Спешим обрадовать автолюбителей – пусковой ток повысить можно! Для этого чаще всего необходимо провести десульфатацию АКБ. Проще это сделать с помощью импульсного зарядного устройства. В процессе зарядки оно отслаивает сульфатацию, так что отдельных действий по повышению силы тока вам не понадобится. Можно воспользоваться и обычной «зарядкой», правда, тут придётся немного повозиться. И есть ещё один, химический, способ. Достаточно просто добавить в электролит специальную присадку.

Не только сульфатация пластин, но и недостаточная плотность электролита может привести к падению стартового тока. Ну, тут всё просто – замените или долейте электролит до нормального уровня плотности.

Теперь вы знаете, что такое пусковой ток аккумулятора, и, самое главное, можете подобрать его для различных моделей двигателей, а при необходимости даже немного повысить. Так что, когда прозвучит команда «Ключ на старт!», надеемся, ваш аккумулятор не подведёт!

Источник

Подробно про пусковой ток аккумулятора

Подробно про пусковой ток аккумулятора

Аккумуляторная батарея — одна из наиболее важных составляющих автомобиля. Ее функция — подача напряжения на оборудование транспортного средства (стартер, освещение, магнитолу и далее).

Для решения данной задачи АКБ должна уметь не только накапливать, но и сохранять заряд в течение продолжительного времени.

При этом немаловажное значение имеет и ряд характеристик источника питания, таких как емкость, номинальное напряжение, пусковой ток и прочие.

В данной статье мы подробно остановится на одном из главных показателей, от которых зависит качество пуска транспортного средства — пусковой ток.

Что такое пусковой ток аккумулятора

А еще мы рассмотрим, когда он возникает и в чем измеряется?

Пусковой ток — один из ключевых параметров аккумулятора. Эта величина характеризует параметр тока, протекающего в стартере автомобиля в момент пуска силового узла.

Считается, что описываемый нами ток непосредственным образом связан с режимом работы машины.

Так, при частой эксплуатации транспортного средства в условиях холодов рекомендуется покупать АКБ с большим пусковым током.

Номинальный параметр пускового тока соответствует мощности источника питания, которую тот способен выдавать на протяжении 30 секунд при температуре -18 градусов (по Цельсию).

Пусковой (стартерный) ток возникает в момент поворота ключа в замке зажигания и начале проворачивания стартера. Единица измерения данного параметра — Ампер.

На что он влияет?

Описываемый нами показатель характеризует еще одну величину АКБ — пусковую мощность.

Данный показатель имеет ключевое значение для регионов с низкими среднегодовыми температурами и холодными зимами.

По мощности источника питания можно судить, насколько батарея может справиться с пуском мотора в критически низких температурах.

Во время испытания используется специальная нагрузка, схожая по своим характеристикам со стартером.

Разряд током производится до тех пор, пока напряжение не опустится до шести вольт. При этом в паспортные данные АКБ вносятся интервалы, при которых осуществлялись измерения и съем показаний.

По времени стартерного разряда можно судить о состоянии аккумуляторной батареи и ее энергетическом запасе (емкости). При этом чем больше номинальная емкость АКБ, тем большее число попыток придется сделать хозяину для заводки силового узла.

Результаты тестов и балы – таблица 1.

Важно учитывать, что параметр пускового тока может различаться у абсолютно идентичных по внешнему виду АКБ.

Как правило, данный параметр зависит от свойств материалов, которые использовались в процессе создания аккумулятора, а также от ряда конструктивных особенностей.

Так, пусковое значение тока может возрастать в случае роста пористости применяемых свинцовых пластин, повышения их числа, применения ортофосфорной кислоты и так далее.

Результаты тестов – таблица 2.

На практике наибольший пусковой ток выдают АКБ, выпускаемые для дизельных моторов.

К примеру, при емкости в 55 А/ч источник питания для бензинового мотора может достигать 255 Ампера. В то время как аналогичная батарея для дизельного мотора будет тянуть 300 Ампер.

Если во время покупки вы увидели, что при идентичных основных параметрах пусковой ток источника питания больше, то можно смело выбирать данное устройство.

Читайте также:  Конденсатор емкостью 300 мкф включен сеть переменного тока с частотой 50 гц

В холодную погоду такой аккумулятор может выручить и позволит без особых сложностей завести мотор.

Результаты тестов – таблица 3.

При этом не нужно бояться, что завышенная величина как-то негативно скажется на оборудовании автомобиля или определенных его параметрах. Все, на что имеет действие параметр пускового тока, так это на надежность пуска.

Заводские характеристики АКБ, которые влияют на ее работу

Каждая АКБ имеет ряд параметров, которые стоит учитывать при выборе.

К ним можно отнести:

  • Тип аккумулятора. Здесь можно выделить гелевые, свинцово-кислотные, литиево-ионные, никелево-металлогидридные, литиево-полимерные и прочие АКБ;
  • Пусковой ток (мощность) источника питания, А;
  • Минимальный уровень напряжения, Вольт;
  • Емкость, А/ч;
  • Рабочее напряжение, Вольт;
  • Номинальная температура работы, 0С.

От чего зависит мощность АКБ, и как на это влияет пусковой ток?

Как уже упоминалось выше, мощность источника питания зависит от параметра разрядного тока и среднего показателя напряжения.

Все показатели измеряются через идентичные временные промежутки. При этом расчет мощности осуществляется по простой формуле:

где параметр P — мощность аккумулятора В*А; I — разрядный ток, А; U — напряжение разряда, Вольт.

Во время пуска силового узла и работы стартера номинальный параметр напряжения снижается, ток заряда, наоборот, возрастает.

Если говорить простым языком, то повышение потребляемой мощности источником питания во время пуска приводит к падению уровня напряжения на его клеммах.

При этом чем меньше уровень напряжения, тем хуже стартер будет выполнять свою работу и проворачивать коленвал.

Несложно сформировать и обратную зависимость — чем большую мощность имеет АКБ, тем больше оборотов сделает стартер во время пуска силового узла. Это, в свою очередь, позволит быстрее завести мотор.

Как определить и проверить ток при запуске двигателя?

А еще мы рассмотрим какие методики определения существуют в разных странах?

На корпусе аккумулятора указывается масса параметров. Один из наиболее важных — ток холодной прокрутки.

К примеру, если на источнике питания нанесена надпись 300 А (DIN), то аккумулятор способен выдать 300 Ампер.

Условия выдачи такого тока — температура минус 18 градусов Цельсия и непродолжительная разрядка АКБ с учетом стандартов DIN (характерны для Германии).

Если говорить простыми словами, то на 1-й секунде напряжение может составлять 12 Вольт. Но уже через полминуты данный показатель снизится до уровня 9 Вольт.

Через 2,5 минуты уровень напряжения может опуститься еще ниже — до шести вольт. Данные измерения производятся с учетом требования стандарта Германии DIN 43539.

Что касается Соединенных Штатов, то здесь стандартов ГОСТ или DIN нет вовсе.

В стране, как правило, работают нормы SAE, применяемые ОАИ (обществом автомобильных инженеров).

Особенность этих стандартов — максимальная приближенность к нормам Европейского союза ЕN 60095-1 и Российской Федерации (ГОСТ 959-2002). Из-за этого и появляется определенная путаница у автолюбителей.

Так, покупая АКБ производства Соединенных Штатов, необходимо соотносить его параметры со стандартными нормами ЕС.

Для этого существует специальная таблица, позволяющая подобрать нужные характеристики по току холодной прокрутки с учетом разных методик исследования.

Так, в отношении пускового тока и его измерений можно выделить следующие стандарты:

  • в странах ЕС работает стандарт Europa Norm, когда АКБ разряжается до 7,5 Вольт на протяжении десяти секунд. Температура замеров –18 градусов мороза;
  • в Германии работает стандарт Deutsche Industrie Norm (DIN). В данном случае источник питания разряжается до уровня 9,0 Вольт в течение полуминуты (температура аналогична);
  • В США действует стандарт SAE, когда разряд батареи продолжается в течение полуминуты до момента достижения напряжения 7,2 Вольта. Температурные условия аналогичны.

Какой стартерный ток лучше, и каким он должен быть в цифрах?

Немаловажный вопрос для автолюбителей — выбор АКБ по условиям стартерного тока. Здесь все просто.

К примеру, для прокрутки стартера на вашем авто необходимо 200 Ампер. В таком случае АКБ нужно брать с запасом — его пусковой ток должен быть от 300 Ампер и более.

Если не следовать данному совету, то батарея быстро выйдет из строя. При этом не забывайте, что пусковой ток подразумевает непродолжительное прокручивание стартера (в течение 30-40 секунд).

Если «насиловать» аккумулятор дольше, то высок риск его перегрева.

Также при выборе аккумулятора важно учитывать и тип автомобиля (грузовой или легковой, дизельный или бензиновый).

Рассмотрим несколько примеров:

1. Пусковой ток для дизельных моторов.

Имеет ключевое значение, ведь на прокручивание силового узла и его запуск уходит больше энергии.

Нельзя забывать, что на дизелях установлены предпусковые подогреватели. Как следствие, величина тока при запуске мотора должна быть от 320 Ампер и выше.

Аналогичное требование можно выдвинуть и в отношении грузовых автомобилей.

В качестве примера выделим несколько АКБ:

  • Viking Gold 190Ah L+ 1200A — хороший аккумулятор с емкостью в 190 А/ч и пусковым током в 1,2 кА. Такой источник питания подойдет все всех типов автомобилей (в том числе и грузовиков);
  • MUTLU SEALED SILVER CALCIUM — источник питания, отличающийся уникальной работоспособностью и большим пусковым током (720 А/ч).

2. Для бензиновых моторов.

Подойдут батареи с меньшей емкостью (от 36 А/ч) и пусковым током (от 100 Ампер). К примеру, можно выделить следующие варианты:

  • TOP CAR EXPERT — аккумулятор с емкостью в 60 Ампер/часов и пусковым током в 480 Ампер;
  • аккумулятор VOLT — батарея с аналогичной емкостью и пусковым током.

Как маркируются АКБ

Как и где указывается маркировка батареи в разных странах – стандарты маркировки.

Маркировка аккумулятора (в зависимости от страны-производителя) может различаться.

Рассмотрим основные варианты:

1. По отечественному стандарту ГОСТ батарея может маркироваться так — 6СТ-55ПМ. Каждая цифра отражает определенную информацию:

  • 6 — параметр, который указывает на количество элементов в источнике питания. Здесь речь идет о шести банках с напряжением по два Вольта каждая;
  • СТ — назначение самого аккумулятора (стартерный);
  • 55 — емкость источника питания, выражается в Ампер-часах;
  • П — материал, из которого изготовлен блок изделия (в данном случае — полипропилен);
  • М — мирпласт (материал, используемый для сепаратора).

2. В стандарте DIN приято немного другое обозначение, к примеру — 574 012 068. Здесь каждая цифра (группа цифр) имеет свое значение:

  • 5 — цифра, которая указывает на порядок значения емкости. Так, для «5» — это 100 Ампер-часов, для «6» — от 100 до 200 Ампер-часов, для «7» — более 200 Ампер-часов;
  • 74 — параметр, отражающий точную емкость источника питания в Ампер-часах;
  • 012 — обозначение кожуха, из которого можно судить по типу крепежа, габаритах корпуса, позиции выводов и так далее;
  • 068 — параметр пускового тока (в данном случае — 680 Ампер).

3. Стандарт JIS (Япония) имеет следующий вид — 60D27R, где:

  • 60 — параметр, который отражает объединенный показатель пускового тока и емкости аккумулятора;
  • 27 — длина АКБ, выражается в см;
  • R — непосредственная популярность АКБ;
  • D — параметр, показывающий площадь и высоту АКБ.

Кроме этого, на аккумулятор должен прописываться вес, производитель, номинальное напряжение и так далее.

Выбор АКБ для автомобиля

Выбираем аккумулятор исходя из основных параметров, включая и пусковой ток.

От правильности выбора аккумулятора во многом зависит способность силового узла заводиться в любых условиях эксплуатации.

Вот основные параметры, которым нужно уделить внимание:

К примеру, если емкость источника питания составляет 35 А/часов, то это значит, что при подаче тока в 35 А батарея проработает 1 час. Для бензиновых моторов достаточно аккумуляторов с емкостью 35-55 А/ч, а для дизелей — от 80 А/ч и более.

Здесь стоит ориентироваться на рекомендации производителя и стараться не брать источники питания с показателем ниже рекомендуемого значения. Чем больше этот показатель, тем выше скорость проворачивания стартера и тем дольше сможет работать батарея.

3. Позиция клемм (плюса и минуса).

Учтите, что правостороннее расположение клеммы характерно для европейских производителей, а левостороннее — для отечественных.

При покупке АКБ не забывайте измерить габариты аккумулятора. В противном случае батарея может попросту не поместиться на свое место.

5. Срок годности.

Старайтесь покупать «свежие» устройства, которые были выпущены не позднее, чем за 2-3 месяца до момента продажи.

Поинтересуйтесь, какую гарантию дает производитель и будет ли производиться замена в случае брака. Если таких гарантий нет, то лучше отдать предпочтение другому бренду.

Итоги

При выборе аккумулятора не бывает мелочей. Не исключением является и пусковой ток, который отражает возможности устройства и его способность выполнять самую главную функцию — запускать двигатель автомобиля.

Читайте также:  Потоки вещества электрический ток

Надеемся мы помогли вам разобраться с данным показателем аккумуляторной батареи. Удачи.

Источник

Выбираем аккумулятор: ток холодного пуска – что это за параметр и почему он так важен

Недавно мы рассказывали о «погоне за ампер-часами» — почему весьма полезно и совершенно безопасно установить в автомобиль аккумуляторную батарею емкостью больше штатной. Сегодня поговорим о еще более важном параметре – токе холодного пуска. ​

Что такое «ток холодного пуска»?

Ток холодного пуска (или, как его еще называют – «ток холодной прокрутки») — это гарантируемый производителем аккумулятора максимальный ток, который охлажденная до -18 градусов новая исправная батарея способна отдать потребителю, под которым имеется в виду, разумеется, стартер. Эта величина всегда присутствует в характеристиках любой автомобильной батареи и на нее надо ориентироваться при покупке.

В мире существует несколько стандартов измерения величины холодного пуска батарей, которые отличаются друг от друга. Европейский, азиатский, американский и еще несколько локальных – российский, немецкий и т.п. И что по одному стандарту – хорошо, по другому – так себе. Для того, чтобы обычному автовладельцу не вникать в особенности стандартов и, тем более – в методики конвертации цифр одного в другой, в подавляющем большинстве случаев используется европейский стандарт – EN. В нем измеряют ток и пишут его на этикетке в том числе и практически все российские производители батарей. Надпись, типа «500 А (EN)» – это как раз тот самый параметр, который нам нужен! Иногда эта цифра изображается на этикетке аккумулятора огромным шрифтом (что заставляет задуматься – соответствует ли он реальности?), иногда – достаточно мелким:

Сколько есть и сколько нужно?

500 ампер, 550, 600 и т.п. – это ток, который может отдать аккумулятор. Ток огромный. Причем, речь идет о приличном (-18 С) морозе – в теплое время года величину тока можно еще и смело увеличивать раза в полтора! Ключевые слова — МОЖЕТ ОТДАТЬ. Но реально батарея отдает столько, сколько БЕРЕТ стартер. А вот сколько он берет?

Стартеры большинства бензиновых легковых автомобилей потребляют даже в мороз, с учетом загустевшего в картере масла, гораздо меньший ток – не более 300 ампер, а чаще всего – до 200-250. А аккумуляторы этих автомобилей способны отдать 500-600 ампер. У дизельных и многолитровых бензиновых моторов – все пропорционально: и потребляемый стартерами ток выше, и ток холодного пуска батарей. Возникает вопрос — зачем аккумуляторам способность выдавать пусковые токи с таким большим запасом – в два-три раза?

Объясняется все весьма просто. Производитель автомобиля, определяя параметры штатного аккумулятора, учитывает ряд очевидных, но важных моментов. Во-первых, минус 18 градусов, при которых замеряется ток холодного пуска АКБ – это, как мы понимаем, далеко не предел холода. А холод снижает токоотдачу аккумулятора. Если в минус 18 батарея выдаст 500 ампер, то в минус 25 – уже 400 (цифры условные, просто для понимания). От этих четырехсот ампер что-то отнимет неоптимальный уровень заряженности батареи (что повсеместно бывает на машинах, эксплуатирующихся в городских условиях), еще что-то будет потеряно из-за общего уровня износа аккумулятора, если он не новый – зашлакованности, засульфатированности. И вот по факту батарея оказывается способна дать стартеру лишь на самую малость больше того, что ему требуется… Иногда почти впритык. На это и рассчитан такой запас, и никаких «лишних амперов» нет!

Скажем больше – такая характеристика аккумулятора, как максимальный пусковой ток, на самом деле важнее емкости! В мороз нам ценнее умение батареи сделать одну (максимум, пару) попыток отдать стартеру большой ток, а не возможность пять-десять раз выдавать в полтора раза меньший.

Впрочем, ситуации, в которых именно емкость имеет большее значение – тоже бывают. К примеру, неисправность в системе зарядки, при которой генератор отказывает, и вы едете «на аккумуляторе». Но на деле вопрос холодного пуска – куда актуальнее. Внезапный и непредсказуемый отказ генератора на регулярно обслуживаемой машине – случай все же редкий. А холода длятся полгода…

Берем с запасом!

Недавно мы рассказывали, почему весьма полезно и совершенно безопасно установить в автомобиль аккумуляторную батарею емкостью больше штатной. Запас по току холодного пуска – еще более полезен. Главным ограничением по батареям в большинстве современных автомобилей являются фиксированные размеры отсека под аккумулятор под капотом, и если при выборе новой батареи для своего авто вы увидите на прилавке магазина несколько моделей в нужной размерности, но с разным током холодной прокрутки, предпочтение (при наличии средств) следует отдать той, у которой максимальный ток выше.

— У аккумуляторов, имеющих одни и те же установочные габариты длины, ширины и высоты, емкость, как правило, различается незначительно, а вот пусковой ток может различаться существенно – говорит Александр Казунин, заведующий аккумуляторной лабораторией автомобильной электроники и электрооборудования ФГУП НИИАЭ:

— У недорогих моделей с жидким электролитом в диапазоне 55-65 ампер-часов ток холодной прокрутки составляет 480-550 Ампер, у дорогих, в которых гораздо более сложная и продвинутся «химия» составов намазки пластин, — 620-650 ампер.

Взглянем на любой из популярных типоразмеров батарей. Ну, скажем, на 242x175x190 мм. Аккумуляторы с такими габаритами стоят на десятках моделей машин самых разных производителей. Придя в магазин, покупатель увидит среди ассортимента батарей в данной размерности некоторый разброс емкости (как правило, от 55 до 65 ампер-часов) и гораздо больший разброс по току холодной прокрутки. Берем распространенную емкость 60 ампер-часов – и пожалуйста, разброс по току холодной прокрутки от 500 ампер до 600! Разница от минимума до максимума – 100 ампер, что, на минуточку, практически близко к потреблению стартера на многих моторах до полутора литров в летнее время!

Предположим, что штатная батарея автомобиля, установленная на заводе, имеет емкость 60 ампер-часов и ток холодного пуска 550 ампер.

Если вопрос экономии денег не стоит остро, то для замены, помимо точно такой же, мы можем приобрести батарею и с более высокими электрическими параметрами. Допустим, перед нами две батареи с той же геометрической размерностью по длине, ширине и высоте, но одна – с повышенной емкостью 65 ампер-часов и пусковым током, как у штатной — 550 ампер, а вторая — с емкостью, как у штатной (60 ампер-часов), но с повышенным пусковым током — 600 ампер. В такой ситуации имеет смысл предпочесть именно второй вариант. Зимой он может вас сильно выручить!

Каков токовый максимум?

Подбирая новый аккумулятор, из двух одинаковых по размеру батарей целесообразно выбрать модель с более высоким током холодной прокрутки. А каков предел этого тока? Может, и эти две – не лучший выбор и стоит поискать еще?

Если говорить о классических свинцово-кислотных батареях с жидким электролитом для массовых легковых автомобилей (без удорожающих технологий AFB и AGM), то максимальный ток холодного пуска, встречающийся среди подавляющего большинства батарей емкостью 55 ампер-часов – 560 ампер. Максимум для батарей 60 ампер-часов – 640 ампер. В категории 65-амперных батарей (это, как правило, предел, который укладывается в габариты аккумуляторных отсеков большинства легковых машин и кроссоверов) на сегодняшний день технологический потолок по току холодной прокрутки дошел до величины в 650-660 ампер. Это отличный показатель – на 5-10% выше он только у AFB и AGM-батарей в тех же размерах и с аналогичной емкостью, которые, впрочем, обычно заметно дороже.

Характерный представитель батарей высшей категории мощности – южнокорейская линейка аккумуляторов CENE от одного из мировых аккумуляторных лидеров, компании JCI Delkor. К примеру, модель CENE 56513 при стандартных габаритах 242x175x190 мм имеет максимальный в классе пусковой ток 650 ампер и одновременно обладает емкостью в 65 ампер-часов (то есть, отлично переносит типичный для городской зимы перманентный недозаряд). Ну и честная гарантия в три года – как вишенка на торте!

CENE 56513 представлена в версиях с прямой и обратной полярностью, и, как и все батареи этого бренда, оснащена удобной рукояткой и индикатором-ареометром.

Компания DELKOR, выпускающая аккумуляторы CENE, основана в 1985 г. фирмами General Motors и Daewoo. Сегодня она входит в состав Clarios — одного из крупнейших аккумуляторных концернов в мире, и поставляет батареи на конвейеры Toyota, Honda, Nissan, Hyundai и Kia.

Источник