Меню

Схемы щитов постоянного тока подстанции

СОПТ — система оперативного постоянного тока. Часть 2

В первой части статьи был сформулирован перечень тем, рассмотрение которых позволило бы получить ответ на вопрос: что же превращает некую электроустановку в систему оперативного постоянного тока со своей логикой внутренних и внешних связей? Были рассмотрены принципы построения системы РЗА, оказывающие максимальное влияние на эту логику. Рассмотрен состав приемников оперативного тока и дана их классификация. Следуя намеченной программе, рассмотрим следующие ее пункты.

Классификация схем питания оперативным током

Схема питания оперативным током должна обеспечить возможность подключения каждого потребителя к нескольким источникам оперативного тока. От надежности этой схемы зависит общая надежность работы потребителя оперативного тока. Все схемы питания оперативным током можно разделить на следующие категории надежности в порядке ее убывания:

А. Шины ЩПТ, имеющие питание от двух ЗПУ (подключенных к разным секциям собственных нужд) и от аккумуляторной батареи (накопителя электрической энергии). АБ может подключаться как напрямую к шинам ЩПТ (рис. 5 и 6), так и через вольтодобавочное устройство (ВДУ) (рис. 7). При этом должны выполняться следующие условия:

  • должна сохраняться гальваническая связь АБ с цепями потребителей;
  • сопротивление ВДУ не должно ограничивать ток КЗ;
  • надежность ВДУ должна быть не ниже надежности АБ. Снижение надежности в этом случае (ВДУ включено последовательно с АБ) будет компенсироваться повышением надежности, которую даст стабилизация напряжения у потребителя даже при глубоком разряде АБ.

Данная категория имеет следующие подкатегории:

А1. Питание от шин ЩПТ (ED) или от шин ШАВ (EF), к которым подключаются потребители только «чистой» зоны, имеющие самую высокую надежность [1, 2];

А2. Питание от шин ШАВ (ЕС), к которым подключаются потребители только «грязной» зоны, надежность которых снижена тяжелыми условиями эксплуатации.

Рис.5. СОПТ

Рис.5. АБ подключена напрямую к ЩПТ. ЗПУ подключены к ЩПТ через общий с АБ предохранитель. Данный вариант используется тогда, когда величины тока от ЗПУ недостаточно для перегорания собствен- ного предохранителя при КЗ в распределительной сети СОПТ

В. Шины, имеющие гальваническую развязку с АБ и ЗПУ, а также индивидуальные блоки питания. Такое схемное решение значительно снижает вероятность влияния аварийных процессов, происходящих в их цепях, на нормальную работу приемников, подключенных к источникам оперативного тока категории А, или на работу РЗА соседних присоединений.

Данная категория имеет следующие подкатегории:

В1. Питание от шин, подключенных к АБ через DC/АСпреобразователь. Данный вариант используется как резервное питание через АВР для задвижек пожаротушения, работающих на переменном оперативном токе от сети собственных нужд.

В2. Питание от шин, подключенных к АБ через DC/DC-преобразователи (рис. 8). Особенностью данной схемы является наличие двух DC/DC-преобразователей, подключенных к разным ЩПТ (к разным секциям одного ЩПТ при наличии только одной АБ) и работающих параллельно. Этот вариант используется:

  • для устройств, которые требуют высокой надежности питания, но сами вы- сокой надежностью не обладают (цепи ВПС, аварийное освещение);
  • для организации шины резервного питания.

В3. Питание от шин ИБП. Это устройство имеет в своем составе АБ более низкого напряжения и преобразователь на выходе, доводящий ее напряжение до параметров оперативного тока. ИБП могут рассматриваться как источники питания в распределенной СОТ или как основное питание серверов АСУ ТП.

В4. Комбинированные блоки питания, подключенные к ТТ и ТН. В этой подкатегории отсутствует накопитель электрической энергии. Однако по надежности питания собственных потребителей и по отсутствию влияния на работу других потребителей она сопоставима с подкатегориями схем питания категории В. Применяется для небольших ПС до 35 кВ.

Рис. 6 СОПТ

Рис. 6. АБ подключена напрямую к ЩПТ. ЗПУ подключены к ЩПТ через собственные предохранители. Данный вариант применим для ЗПУ: – способных сгенерировать импульс тока, достаточный для перегорания собственного предохранителя при КЗ в распределительной сети СОПТ; – имеющих внутреннюю защиту минимального напряжения.

С. Шины выпрямленного тока (рис. 9). Шины имеют питание от двух выпрями
тельных устройств (ВУ), подключенных к разным секциям ЩСН 0,4 кВ ПС. Выходы ВУ объединены на параллельную работу. Этот вариант применяется для питания потребителей подкатегории С1 (оперативная электромагнитная блокировка разъединителей). Особенностью этого варианта является применение ВУ без стабилизации, которые способны обеспечить достаточный (для срабатывания автоматических выключателей) уровень токов КЗ.

Рис. 7. СОПТ

Рис. 7. Питание устройств через ВДУ. Подключение ЗПУ через БВП

D. Шины собственных нужд 0,4 кВ ПС (рис. 10). Шины, объединенные секционным выключателем, имеющие АВР. Этот вариант применяется для питания потребителей категорий С2, С3 и D (приводы высоковольтных выключателей и разъединителей, приводы автоматических выключателей СН и РПН, технологический обогрев, освещение и тому подобное). Представленные категории расположены в порядке уменьшения надежности схем питания в таблице № 5. Учет категорий надежности потребителей и схем питания есть условие необходимое, но недостаточное для выбора правильной конфигурации СОПТ. Определенные требования должны предъявляться и к самим источникам питания (АБ, ЗПУ, ВУ, DC/DC, DC/AC, ИБП и так далее) [3]. Кроме того, следует учитывать особенности выбранных источников оперативного тока. Таковыми являются:

а) способность обеспечить величину токов КЗ, достаточную для селективной работы защитных устройств;

б) способность обеспечивать импульсную нагрузку потребителей (только для тех случаев, когда это требуется).

Для обеспечения надежного отключения КЗ за DC/DC-преобразователем, не имеющим внутренней защиты ми- нимального напряжения, таковую необходимо установить дополнительно. Ее действие должно быть отстроено по времени от действия электромагнитных отсечек автоматических выключателей потребителей и резервировать их.

При выборе ЗПУ, не имеющего своей внутренней защиты при снижении выходного напряжения или не рас- считанного на выдачу кратковременного импульса тока при КЗ, его подключение допускается только за предохранителем АБ (рис. 5).

Схема питания устройств, имеющих большую импульсную нагрузку, может быть выполнена:

  • с применением индивидуальных накопителей энергии в этих устройствах (гидро-, воздушные или меха- нические аккумуляторы энергии приводов выключателей, конденсаторные накопители);
  • с применением дополнительных элементов АБ;
  • с применением вольтодобавочных устройств.

Режимы работы СОПТ

В процессе эксплуатации СОПТ может находиться в одном из трех режимов работы: нормальный, расчетный аварийный, аварийный.

А. Нормальный режим работы СОПТ Основную часть времени СОПТ находится в нормальном режиме работы, при котором АБ полностью заряжена и подключена к шинам постоянного тока с параллельно работающим ЗПУ. ЗПУ обеспечивает питание постоянной нагрузки и одновременно подзаряжает АБ, компенсируя ее саморазряд и поддерживая напряжение поляризации АБ заданной величины. Питание импульсной нагрузки обеспечивается АБ.

Нормальным режимом является режим питания от шин ЩСН ПС 0,4 кВ, если при этом:

Рис. 8. СОПТ

  • напряжение на клеммах электроприемников СОПТ находится в пределах 0,95–1,05 Uном;
  • отсутствуют повреждения во вторичных цепях;
  • включены и исправны все преобразователи электрической энергии;
  • заряжены до номинальных значений все накопители электрической энергии;
  • отсутствуют электромагнитные помехи выше допустимого уровня;
  • температура окружающего воздуха на- ходится в заданных пределах;
  • отсутствуют механические воздействия выше допустимого уровня.

Рис. 8. Питание устройств от АБ через преобразователи DC/DC

Б. Расчетные аварийные режимы работы СОПТ Расчетными аварийными режимами СОПТ являются режимы, при которых СОПТ выполняет свою главную функцию — обеспечивает питание потребителей оперативным током, но при этом возможно наличие одного или нескольких следующих событий:

  • Исчезновение напряжения на шинах ЩСН 0,4 кВ ПС с сохранением питания от заряженных накопителей электрической энергии (автономный режим);
  • Исчезновение напряжения на одной из секций ЩПТ или ШАВ СОПТ (режим технического обслуживания);
  • Неисправность либо отключение одного из накопителей электрической энергии (режим параллельной работы);
  • Режим ускоренного заряда;
  • Режим уравнительного заряда;
  • Контрольный разряд АБ;
  • Неисправность либо отключение одного или всех преобразователей электрической энергии (режим параллельной работы);
  • Снижение напряжения на клеммах приемников СОПТ в пределах 0,8– 0,95 Uном (автономный режим);
  • Повышение напряжения на шинках СОПТ в пределах 1,05–1,1 Uном;
  • Замыкание одного из полюсов СОПТ на землю;
  • КЗ в одной или нескольких точках СОПТ (количество допустимых точек КЗ зависит от типа СОПТ и требований к ней);
  • Попадание на шинки СОПТ напряжения 0,4 кВ промышленной частоты;
  • Параллельная работа двух ЩПТ.
Читайте также:  Электрический ток простое определение

При исчезновении напряжения переменного тока системы собственных нужд ПС, а также при неисправности ЗПУ, СОПТ переходит в автономный режим работы. В этом режиме питание постоянной и толчковой нагрузок обеспечивается от АБ. В соответствии с требованиями нормативного документа [4] АБ должна обеспечивать максимальный расчетный толчковый ток после двух часов разряда постоянным током нагрузки. Длительность периода автономной работы АБ на конкретной ПС может быть увеличена. (Его величину необходимо указать в техническом задании. Расчетная длительность режима должна учитывать время прибытия персонала на необслуживаемую ПС, выявления им неисправностей и принятия мер по восстановлению нормального режима работы АБ [5].) Автономный режим работы АБ является расчетным аварийным режимом.

По истечении режима автономной работы, ЗПУ должны автоматически перейти в режим ускоренного заряда. В режиме ускоренного заряда превышение напряжения на шинах не должно быть более 1,1 Uном. При необходимости иметь напряжение выше указанной величины применяется схема с дополнительными балластными диодами. Режим ускоренного заряда АБ является расчетным аварийным режимом.

Рис. 9. СОПТ

Рис. 9. Организация питания шин выпрямленного тока

Режим уравнительного заряда АБ вводится для получения более однородной плотности электролита по высоте элемента АБ, для устранения разности напряжений между элементами АБ, накапливающейся в процессе эксплуатации, и для предотвращения сульфатации электродов. Уравнительный заряд производится повышенным напряжением (более 1,1 Uном), уровень которого определяется инструкцией по эксплуатации АБ данного типа. В этом режиме ЩПТ необходимо отключить от своей АБ и перевести питание его секций на питание от секций соседнего ЩПТ. Продолжительность режима уравнительного заряда зависит от состояния АБ и должна быть не менее 6 часов [6]. Режим уравнительного заряда АБ является расчетным аварийным режимом.

Рис. 10. СОПТ

Рис. 10. Питание от разных секций ШСН 0,4 кВ

Контрольный разряд АБ выполняется для определения ее фактической емкости. Результаты измерений при контрольных разрядах должны сравниваться с результатами измерений предыдущих разрядов. Значение тока разряда каждый раз должно быть одно и то же [6]. Для проведения контрольного разряда АБ рекомендуется использовать переносное разрядное сопротивление с контролем тока АБ (типа COMBAT либо подобное), позволяющее проводить этот режим без отключения АБ. В этом случае разряд ведется током потребителей, подключенных к данной АБ, с доведением его величины до заданной путем автоматического регулирования разрядного сопротивления. Альтернативой данному устройству может служить установка обратимых ЗПУ, способных инвертировать постоянный ток в сеть переменного тока. При отсутствии этих устройств и наличии в СОПТ только одной АБ режим контрольного разряда может проводиться только при проведении регламентных или ремонтных работ на ПС при отключении всех потребителей. Контрольный разряд является расчетным аварийным режимом.

В режиме технического обслуживания отключается часть потребителей и производится контроль технического состояния оборудования, относящегося к одной из секций шин. Конструктивное исполнение оборудования СОПТ должно обеспечивать возможность безопасного выполнения работ. Режим технического обслуживания не должен выходить за рамки расчетного аварийного режима.

Режим параллельной работы двух ЩПТ возможен при наличии на ПС двух комплектов источников питания (двух АБ и двух ЗПУ) в следующих случаях:

  • при неисправности одной АБ;
  • в режимах уравнительного заряда, контрольного разряда или технического обслуживания одной АБ.

В этом режиме питание всех потребителей обеспечивается от одного комплекта источников питания через секционные перемычки в ЩПТ. Режим параллельной работы двух ЩПТ является расчетным аварийным режимом. Параллельная работа двух АБ допускается только на время перевода нагрузки с одной АБ на другую.

Таблица 5 – Таблица соответствия схем питания и потребителей оперативного тока различных категорий надежности

В. Аварийный режим работы СОПТ

Аварийный режим СОПТ — это режим, при котором невозможно выполнение главной функции СОПТ — питание потребителей постоянным оперативным током. Признаком аварийного режима является одно из следующих событий:

  • Потеря всех накопителей СОПТ и всех преобразователей СОПТ;
  • Снижение напряжения питания на зажимах потребителей ниже 0,8 Uном;
  • Превышение напряжения на шинах СОПТ выше 1,1 Uном;
  • Потеря всех секций распределительного устройства СОПТ;
  • Появление в цепях СОПТ электромагнитных помех, способных вызвать повреждение или ложную работу устройств;
  • Изменение климатических условий в помещениях, где размещены устройства СОПТ, сверх допустимых пределов;
  • Наличие механических воздействий на устройства СОПТ или на помещения, в которых они расположены,
    выше допустимых пределов;
  • Злоумышленное отключение СОПТ.

Заключение ко второй части

Изложенный в двух первых частях материал показал неоднородность составных частей СОПТ и недопустимость произвольного их подключения между собой. Во второй части рассмотрено еще несколько блоков из фундамента возводимого здания.

Источник



Схема ЩПТ распределительной подстанции в формате dwg

Щит постоянного тока распределительной подстанции 110/10 кВ

Представляю вашему вниманию схему щита постоянного тока (ЩПТ) распределительной подстанции выполненную в программе AutoCad в формате dwg.

В соответствии с техническим заданием на проектирование, щит постоянного тока (ЩПТ) принят производства ЗАО «МПОТК «Технокомплект». В состав ЩПТ входят два преобразователя напряжения ПНЗП-65-300-М2-УХЛ4, два распределительных шкафа ШВР-40-12 в виде подставок под ПНЗП, шкаф аккумуляторной батареи марки ЕХГОЕ Sonnenschein А412/100 и блок аварийного освещения.

Схема щита постоянного тока подстанции в формате dwg

После установки все шкафы присоединяются к контуру заземления.

Внешние электрические соединения выполняются кабелями с негорючей изоляцией не распространяющими горение в пучках и с низким дымовыделением. Прокладываются по проектируемым кабельным конструкциям и лоткам.

Проектируемый щит постоянного тока обеспечивает образование двух секций оперативного тока, контроль заряда, разряда и подзаряди контроль наличия напряжения на главных шинах и шинах управления, защиту от перенапряжений, сигнализацию положения коммутационных аппаратов, по фидерный контроль тока изоляции, измерение и контроль сопротивления изоляции шин ЩПТ и на вводах АБ.

  • Схема электрическая однолинейная ЩПТ;
  • Перечень электрических аппаратов ЩПТ;
  • Схема соединений элементов аккумуляторной батареи.

Источник

Схемы и панели постоянного тока для подстанций напряжением до 500 кВ с аккумуляторными батареями из элементов типа СК и СН

Работа выполнена в трех альбомах:

1. Выбор аккумуляторных батарей и схема постоянного тока

2. Задание на рабочие чертежи панелей постоянного тока

3. Патентный формуляр.

Первый альбом состоит из двух разделов:

1. методической части, содержащей информационные и обосновывающие материалы к выбору аккумуляторных батарей и сечений кабелей к приводам выключателей

2. указаний по выбору, составленных в удобной для пользования форме, позволяющей существенно упростить и облегчить труд проектировщиков, дополненных примерами.

Альбом составлен таким образом, что для конкретного проектирования можно пользоваться только вторым разделом, обращаясь к первому разделу лишь для справок.

Во втором альбоме содержаться чертежи фасадов панелей, попанельные спецификации оборудования и схемы вторичных соединений, являющиеся задание на выполнение рабочих заводских чертежей панелей постоянного тока.

Здесь представлен только первый альбом.

Альбом — I — Выбор аккумуляторных батарей и схемы постоянного тока.

Содержание альбома 1

Обложка и титульный лист

Условные обозначения и сокращения

Пояснительная записка. I Методическая часть

1. Режим работы подстанционных аккумулятроных батарей

2. Потребители постоянного тока

3. Типы и характеристики аккумуляторов

3.1. Аккумуляторы СК

3.2. Аккумуляторы СН

4. Зарядно-подзарядное устройство

5. Коммутационные и защитные аппараты

5.1. Автоматические выключатели

5.4. Устойчивость аппаратуры

6. Методика выбора аккумуляторных батарей и кабелей к приводам выключателей

6.1. Общие условия

6.2. Выбор аккумуляторных батарей и кабелей включающих электромагниты маслянных выключателей

6.3. Выбор аккумуляторных батарей на подстанциях с воздушными выключателями

6.4. Выбор аккумуляторных батарей и кабелей на подстанциях с разными типами выключателей

6.5. Таблицы и графики для выбора аккумуляторных батарей и кабелей для типовых случаев

Читайте также:  Управление сварочным током тиристорами

7. Использование подстанционной аккумуляторной батареии для резервного питания средств связи и телемеханики

8. Схемы распределения постоянного тока и принципиальные схемы циклов постоянного тока

9. Патентная частота и патентность

9.1. Выписка из заключения по экспертизе на новизну и патентноспособность

9.2. Выписка из патентного формуляра

II Указания по выбору аккумуляторных батарей

1. Общие положения

2. Порядок выбора аккумуляторных батарей и кабелей для типовых решений

2.1. Исходные данные

2.2. Порядок расчета для МВ

2.3. Порядок расчета для ВВ 110 и 220кВ

2.4. Порядок расчета для ВВБ 330 и 500кВ

2.5. Порядок расчета для подстанций с различными типами выключателей

3. Порядок выбора аккумуляторных батарей и кабелей для нетиповых решений

3.1. Исходные данные

3.2. Порядок расчета для МВ

3.3. Порядок расчета для ВВ 110 и 220кВ

3.4. Порядок расчета для ВВ 330 и 500кВ

Таблицы

1. Нагрузки постоянного тока

2. Допустимые пределы напряжения приемников постоянного тока

3. Токи срабатывания включающих электромагнитов маслянных выелючателей

4. Токи срабатывания электромагнитов воздушных выключателей

5. Электрические параметры аккумуляторов СН

6. Токи и напряжения аккумуляторов СК-1 и СН-1

7. Технические данные агрегата ВАЗП 380/260-40/80

8. Расчетные токи и напряжения в различных режимах эксплуатации АБ

9. Пределы зарядных токов и напряжений

10. Автоматические выключатели

11. Максимальные токи короткого замыкания

12. Сечение кабелей на 100м длины (F’) для включающих соленоидов МВ при работе от АБ типа СК

13. Сечение кабелей на 100м длины (F’) для электромагнитов ВВ 110 и 220кВ

14. Минимально допустимые длины кабелей для МВ (по условию п 4 гл. 6.1.)

15. Минимальные значения № при групповом отключении ВВБ-330 и ВВБ-500

16. Рекомендуемые сечения кабелей в зависимости от длины

17. Исходные данные (форма для заполнения)

18. Типовые данные, принятые при составлении таблиц

19. Сводка результатов сравнения вариантов (форма для заполнения)

20. Вес свинца в АБ из элементов СК

21. Стоимость АБ из элементов СК

22. Стоимость кабеля

23. Рекомендуемые кабельные линии для МВ

24. Уточненные исходные данные (форма для заполнения)

Рисунки

Кривые сечения кабеля на 100м длины (F’) для включающих соленоидов МВ

Рис. 1 и 2. Характеристики аккумуляторов типа СК

Рис. 3 и 6. Характеристики аккумуляторов типа СК и типа СН

Рис. 7. К расчетам токов к.з.

Рис 8 и 9. Токораспределение в сети постоянного тока

Рис. 10 и 11. Расчеттные схемы для выбора АБ и кабелей к соленоидам МВ

Рис. 12. Схемы включения соленоидного кольца

Рис. 13. Расчетная схема для выбора АБ и кабелей к электромагнитам ВВ

Принципальная схема щита постоянного тока ЩПТ при n = 108

Принципальная схема щита постоянного тока ЩПТ при n > 108

Принципальная схема щита постоянного тока ЩПТ (при n = 108) вариант с двумя АБ

Принципальная схема щита постоянного тока ЩПТ (при n > 108) вариант с двумя АБ

Распределение цепей постоянного тока на подстанциях. Пример

23 Август, 2013 08:17 7206 Загрузок: 711 16.11 Mb DjView &nbspСКАЧАТЬ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

3 / 5 ( Плохо )

Закрытая информация, только для зарегистрированных пользователей!

Источник

Балаковская АЭС электрооборудование — Щиты постоянного тока (ЩПТ)

Содержание материала

  • Балаковская АЭС электрооборудование
  • Главная схема
  • Схемы электроснабжения СН
  • Характеристики потребителей СН
  • Основные потребители СН
  • Схемы надежного питания СН
  • Трансформаторы СН и РТСН
  • Устройство трансформаторов СН
  • Обслуживание трансформаторов СН
  • Питание нагрузки 1 категории
  • АБП системы безопасности
  • Обеспечение бесперебойного питания
  • Работа бесперебойного питания
  • Устройство, принцип КРУ-6 кВ
  • Устройство КРУ 6 кВ
  • Работа основных элементов КРУ-6
  • Принцип работы ВЭС-6
  • Техническое обслуживание КРУ-6 кВ
  • Инциденты с устройствами КРУ-6 кВ
  • КРУ-0,4кВ собственных нужд
  • Работа КРУ-0,4 собственных нужд
  • Пункты распределительные 0,4 СН
  • Устройство ПР 0,4 собственных нужд
  • Трансформаторы с.н. 6/0,4 кВ
  • Устройство трансформаторов с.н.
  • Эксплуатация трансформаторов с.н.
  • Защита трансформатора с.н.
  • Оперативные переключения
  • Организация переключений
  • Бланки переключений
  • Порядок ведения переключений
  • Выпрямители ТППС-800
  • Работа и управление ТППС-800
  • Ненормальные режимы ТППС-800
  • Инверторы ПТС
  • Схема и параметры ПТС
  • Автоматическое управление ПТС
  • Режимы работы ПТС
  • Тиристорные ключи ТКЕО
  • Защиты и автоматика ТКЕО
  • Тиристорные ключи ТКЕП
  • Конструкция ТКЕП
  • Работа ТКЕП
  • Турбогенератор ТВВ-1000
  • Назначение и состав ТВВ-1000
  • Устройство и работа ТВВ-1000
  • Опорный подшипник ТВВ-1000
  • Уплотнения вала ТВВ-1000
  • Система охлаждения ТВВ-1000
  • Теплоконтроль ТВВ-1000
  • Отклонения режима работы ТВВ-1000
  • Система возбуждения ТВВ-1000
  • Возбудитель БВД-1500 УЗ
  • Тиристорный преобразователь
  • Регулятор возбуждения АРВ-СДП1
  • Автоматика возбуждения ТВВ-1000
  • Устройство УКБВ-1000
  • Отметчик, токовые датчики возбуждения
  • Шкафы системы возбуждения
  • Защиты системы возбуждения
  • Защиты выпрямительного трансформатора
  • Оперативное обслуживание возбуждения
  • Оперативные переводы возбуждения
  • Гашение поля ротора ТГ
  • Подготовка генератора к пуску
  • Включение на параллельную работу
  • Генераторный выключатель КАГ-24
  • Комплектное устройство КАГ-24
  • Взаимодействие устройств КАГ-24
  • Воздухоснабжение, охлаждение КАГ-24
  • Действия при эксплуатации КАГ-24
  • Режимы синхронных турбогенераторов
  • Анормальные режимы работы ТГ
  • Электромеханические характеристики ТГ
  • ТНЦ-630000/220, ТЦ-630000/500
  • Система охлаждения ТНЦ-630000 ТЦ-630000
  • Эксплуатационные ограничения ТНЦ, ТЦ
  • Автоматика охлаждения ТНЦ-630000
  • Возможные неисправности ТНЦ-630000
  • Токопроводы 6 и 24 кВ
  • Токопроводы 6 кВ
  • Электродвигатели
  • Характеристики электродвигателей
  • Ограничения электродвигателей
  • Электродвигатели 6 кВ
  • Конструкция ДВДА
  • Конструкция ZKV
  • Конструкция АВ 15-36-8АМУ4, 4АЗМА
  • Электродвигатели 0,4кВ
  • Контроль электродвигателей
  • Разъединители РТСН
  • Порядок выполнения переключений
  • Электромагнитные блокировки РТСН
  • Коммутационные аппараты 0,4 кВ
  • Автоматические выключатель
  • Аккумуляторные батареи и щиты
  • Эксплуатация АБ
  • ЩПТ
  • Эксплуатация ЩПТ
  • АСД 5600
  • Основные требования к ДЭС
  • Устройство и работа ДЭС
  • Система охлаждения ДЭС
  • Система воздушная ДЭС
  • Первичные датчики ДЭС
  • Аппаратура пуска дизеля
  • Защиты и сигнализация ДЭС
  • Возбуждение и регулирование ДЭС
  • Электроснабжение СН ДЭС
  • Инциденты на АСД-5600

схема ЩПТ ЕЕ05

Щиты постоянного тока предназначены для питания постоянным током устройств:
защиты;
автоматики;
сигнализации;
электромагнитной блокировки;
аварийного освещения;
цепей управления коммутационными аппаратами; инверторов АБП.
Оперативное наименование, состав, принадлежность и размещение ЩПТ приведены в таблице.
Оперативное наименование, состав, принадлежность и размещение ЩПТ
6.5.03. Упрощенная схема ЩПТ ЕЕ05
Щиты постоянного тока состоят из панелей типа ПДЭ, с помощью которых оборудованы две отдельные секции главных шин ( ± ШП) и две системы шинок управления (

ВАЗП для поиска «земли»

Две секции главных шин объединены между собой с помощью секционного рубильника типа РП-5-1000.
Первая система шинок ± 1ШУ запитана через рубильник типа Р-24УЗ от первой секции главных шин ± ШП. Вторая система шинок ± 2ШУ запитана через рубильник от второй секции главных шин ± ШП.
Первая и вторая системы шин ± ШУ разделены на четыре секции через рубильники соответственно СР-1 и СР-2. Первая система шинок ± 1ШУ — на I и II секции, вторая система шинок ± 2ШУ — на III и IV секции. Связь между секциями систем шинок ± 1ШУ и ± 2ШУ осуществляется через шиносоединительные рубильники типа PLU-22 ШСР-1 и LUCP-2.
Нормально все присоединения ШУ запитываются ключами от ICLU ШУ.
Аккумуляторные батареи подключены к I — й секции главных шин через рубильник типа РОШ-5-1000 и два автомата, типа А37УЗ на 630А, включенных параллельно.
К первым секциям главных шин подключены выпрямители АБП-1500 через рубильник (на общеблочном ЩПТ — трехпозиционный) и два автомата, включенных параллельно. В нормальном режиме выпрямитель подзаряжает АБ и питает два инвертора, подключенных к главным шинам через один общий рубильник и индивидуальные автоматы.
К вторым секциям главных шин через рубильник типа Р-24 и автомат А3793 подключены выпрямительные агрегаты типа ΒΑ3Π-380/260, предназначенные для поиска «земли» в сети постоянного тока.
Для контроля за работой АБ и сети постоянного тока на ЩПТустановлен амперметры и вольтметры (ввода АБ, выпрямителя, инвертора, ВАЗП).
Нормальная схема ЩПТ ЕЕ05:

Секционный рубильник (СР) между I и II секциями главных шин — включен .
Вводные рубильники I и II СШ ШУ — включены.
Секционные рубильники (СР-1, СР-2) I и II СШ ШУ — включены. Шиносоединительные рубильники (ШСР-1, ШСР-2) между I и ПСШ ШУ — отключены. Рубильник ВАЗП для поиска «земли» — включен, автомат ВАЗП — отключен. Сам ВАЗП включен в работу на XX.

Читайте также:  Что такое зарядка аккумуляторов асимметричным током

Секционный рубильник (СР) главных шин ШП — включен. Вводные рубильники I и II СШ ШУ — включены.
Шиносоединительный рубильник (ШР) I и II СШ ШУ — отключен.
Рубильник ВАЗП для поиска «земли» — откл., автомат ВАЗП — вкл., ВАЗП на XX.
Между ЕЕ05 и ЕЕ04 имеется линия взаиморезервирования, которая вводится в работу при выводе АБ на любом из ЩПТ. Нормально линия находится в отключенном положении.
Присоединения ЩПТ относятся к потребителям I группы надежного питания, требующие бесперебойного питания при любом режиме работы блока.
Присоединения подключены к шинам ЩПТ через предохранители (типа ПН-2 или ΗΠН2-60) и пакетные выключатели (типа ПВ-2, ПВ-3 двух или трехпозиционные) или через предохранители и переключатели (типа ПМОФ), переводящие питание потребителей с одной системы шин на другую без перерыва питания.
При перегорании предохранителя его замену необходимо проводить со снятием напряжения. В цепях ШУ предохранители можно менять под напряжением и под нагрузкой.
При замене предохранителей необходимо пользоваться специальной рукояткой или изолирующими клещами. Допускается пользоваться диэлектрическими перчатками с одеванием защитных очков.
Щиты постоянного тока оснащены:
устройством контроля напряжения (УКН),
устройством контроля изоляции (УКИ),
устройством мигающего света (УМС), устройством контроля тока подзаряда АБ (заряд, разряд).

Устройство контроля напряжения

Устройство контроля напряжения предназначено для контроля величины напряжения на шинах ЩПТ.
Устройство подключено к главным шинам ЩПТ через два предохранителя и состоит из двух реле типа PH-74, PH-73 (реле минимального и реле максимального напряжения) (рис. 6.5.04.).
При нормальном напряжении на шинах ЩПТ реле минимального напряжения KV1 подтянуто, а реле максимального напряжения KV2 отпавшее. Контакты обоих реле в цепях сигнализации разомкнуты.
При снижении напряжения на шинах ЩПТ до величины уставки, реле KV1 отпадает и своим нормально замкнутым контактом замыкает цепь сигнализации. На БЩУ проходит сигнал: «Неисправность ЩПТ».

6.5.04. Схема контроля напряжения на ЩПТ


При повышении напряжения на шинах ЩПТ до величины уставки, срабатывает реле KV2 и своим нормально-разомкнутым контактом замыкает цепь сигнализации. На БЩУ проходит сигнал: «Неисправность ЩПТ».
Уставки, при достижении которых срабатывает устройство контроля напряжения на ЩПТ ЕЕ01-ЕЕ05, равны соответственно:
Umin=205B
Umax=242B
На ЩПТ установлено два комплекта УКН, подключенных к I и II секциям главных шин (на ЩПТ УВС установлен один комплект).

Устройство контроля изоляции

Устройство контроля изоляции предназначено для замера величины сопротивления изоляции полюсов ЩПТ относительно «земли», при условии наличия напряжения на шинах ЩПТ. Устройство также выдает сигнал при снижении величины сопротивления изоляции ниже заданной уставки (20 кОм).

Переключатель пит. цепей контроля изоляции

Реле контроля предохранителей

Выходное пром. реле

Лампа сигнальная «Блинкер не поднят»

Переключатель и потенциометр

Ключ выбора режима и реле замыкания полюса на «землю»

Шинки и авт-т в щитке освещения

Лампа: «Земля на ЩПТ»

Лампа: «Неиспр. сх. контроля изоляции»

Табло в КРУ-6 кВ; «Земля на ЩПТ»

6.5.05. Схема контроля изоляции ЩПТ

переключатели:
SAH1 — переключатель питания цепей контроля изоляции (подключает УКИ к I и II секции главных шин ЩПТ);
SASG1 — переключатель вольтметра для замера напряжения положительного или отрицательного полюса главных шин ЩПТ относительно «земли», а также напряжения между полюсами ЩПТ;
SASG2 — переключатель потенциометра (после реконструкции схемы УКИ используется как рубильник);
SB — ключ выбора режима работы УКИ (измерения, работа, проверка)
вольтметр — для визуального контроля за напряжением между полюсами ЩПТ, а также напряжением каждого полюса относительно «земли»; потенциометр RP1, являющийся делителем напряжения;
реле и сигнальные лампы.
В нейтральном положении ключа SASG1 вольтметр показывает напряжение между полюсами. При переводе ключа SASG1 в положение «+» и вольтметр будет показывать напряжение соответственно между положительным полюсом ЩПТ и «землей» и отрицательным полюсом ЩПТ и «землей».
Нормальное положение ключа SASG2 — среднее, операции с ним производить не требуется .
Нормальное положение ключа выбора режима SB — «Работа».
В этом положении через контакты ключа SB и катушку реле замыкания полюса на «землю» KHG1, к центральной точке делителя напряжения, выполненного на базе потенциометра RP1, подключается «земля».
При снижении сопротивления изоляции любого из полюсов ЩПТ через катушку реле KHG1 потечет ток и на ее выводах появится разность потенциалов. При снижении сопротивления изоляции до 20 кОм напряжение приложенное к катушке реле KHG1 приведет к его срабатыванию.
Своим контактом реле KHG1 замкнет цепь катушки реле времени КТ1. Реле КТ1 с выдержкой времени запустит выходное (KL1) и указательное (КН1) реле. На ЩПТ загорится табло: «Земля на ЩПТ». На ячейке TH КРУ-6 кВ загорится табло «Земля на ЩПТ». На БЩУ загорится табло «Земля на в сети = I».
При обходе ЩПТ оперативный персонал оценивает качество изоляции сети постоянного тока, переводя ключ SB в положение «Измерение».
При этом своими контактами ключ SB разрывает связь «земли» с нулевой точкой потенциометра RP1, а над ключом загорается сигнальная лампа HLA2″. После этого при переводе ключа SASG1 в положение «+» и вольтметр уже не может замерить падение напряжения на сопротивлениях плеч потенциометра RP1.
Вольтметр в этом случае меряет падение напряжения на сопротивление изоляции полюсов сети относительно «земли». Если R полюсов высокое и, следовательно, токи утечки на «землю» низкие, то стрелка вольтметра должна упасть на ноль при обоих («+» и «-«) положениях ключа SASG1.
Для проверки работоспособности схемы контроля изоляции ключ SB переводится в положение «Проверка». При этом своими контактами ключ SB шунтирует одно сопротивление делителя напряжения, в результате чего к катушке реле замыкания на «землю» (KHG1) прикладывается напряжение положительного полюса ЩПТ относительно земли.
При работоспособной схеме контроля изоляции, реле KHG1 срабатывает и проходит сигнализация.

Устройство мигающего света (УМС)

УМС — предназначено для сигнализации несанкционированного отключения выключателей ЩПТ, выключателей типа «Электрон» КРУ-0,4 кВ.


6.5.06. Устройство мигающего света

На ЩПТ установлено два комплекта УМС, подключенных к I и ПСШ ШУ (на ЩПТ УВС установлен один комплект).
Комплект УМС включает в себя (рис. 6.5.06.):
два реле KL1 и KL2 — составляющие пульс-пару; сигнальную лампу HLW;
кнопку опробования работоспособности схемы SB; сопротивления;
предохранители.
При нормальном положении выключателей ЩПТ, реле KL1, KL2 находятся в отпавшем положении, сигнальные лампы выключателей ЩПТ не мигают.
При несанкционированном отключении выключателя ЩПТ на шинке (+) ЕР появляется , в результате чего срабатывает схема УМС.
Начинает мигать зеленая сигнальная лампа, отключившегося выключателя, и слышны щелчки срабатывающих и отпадающих реле KL1, KL2.
Для проверки работоспособности схемы УМС необходимо нажать кнопку на панели ЩПТ.
При замыкании контактов кнопки SB, ЩПТ подается на шинку (+) ЕР и катушку реле KL1. Реле подтягивается и без выдержки времени замыкает свои контакты. Своими контактами 1-2 катушка реле KL1 шунтируется и «+» подается на сигнальную лампу HLW которая загорается.
Контактами 3-4 реле KL1 замыкает цепь катушки реле KL2, которое подтягивается и размыкает цепь катушки KL1. Контакты реле KL1 начинают размыкаться с выдержкой времени. После размыкания контактов реле KL1:
погасает лампа HLW; размыкается цепь катушки реле KL2.
Нормально замкнутые контакты 1-2 реле KL2, в цепи катушки реле KL1, с выдержкой времени замыкаются, реле KL1 подтягивается и цикл работы схемы повторяется.
Таким образом, при нажатии на кнопку SB и работоспособности схемы УМС, мигает сигнальная лампа и слышны щелчки реле KL1, KL2.

Источник