Меню

Решение задач по теме электрический ток 8 класс конспект

Урок-практикум по теме «Решение задач на работу и мощность электрического тока», 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8

Цели урока:

  • Обучающая: повторить и обобщить знания по данной теме; совершенствовать навыки решения физических задач.
  • Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать и обучать; развивать устную и письменную речь; формировать умения выполнять обобщение, развивать мышление.
  • Воспитательная: прививать интерес к физике, к её практическому применению, умение работать в парах, умение слушать друг друга.

«Каждый школьник знаком теперь с истинами, за которые Архимед отдал бы жизнь»

I. Организационный момент

Рефлексия настроения.
– Ребята, доброе утро. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением! (Показываю изображение солнца – Приложение 1) А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Покажите, какое у вас настроение. Спасибо, я рада, что у вас отличное настроение, и вы готовы работать.
– Итак, на прошлом уроке, мы познакомились с такими физическими понятиями, как работа и мощность тока. Я думаю, вам всем хорошо известна значимость электрического тока в жизни человека. Нас окружает множество приборов, которые работают от электричества. А умение рассчитывать работу и мощность тока вам всем понадобится в жизни.
– Как вы, ребята, считаете, что необходимо знать для решения задач по данной теме? (Ответы учащихся)
– Итак, задача нашего урока – повторить формулы для определения работы и мощности тока и применить их к решению задач.

II. Устная работа

  • Скажите, как определить работу электрического тока?
  • Что называется работой электрического тока?
  • Как определить мощность электрического тока?
  • В каких единицах измеряется работа тока?
  • В каких единицах измеряется мощность тока?
  • В каких единицах измеряется количество электричества?

Работа в статических парах.

– Ребята, сформулируйте определения работы и мощности тока. Первый вариант сформулируйте этот признак второму варианту, второй вариант – первому.
Ребята, возьмите оценочные листы и оцените ответы друг друга, за правильный ответ – 1 балл.

– Ребята, прежде чем мы преступим к решению задач, давайте повторим физические величины, которые нам необходимы для решения задач.

III. Физический диктант

2 человека у доски.

1. Запишите формулу работы тока.
2. Из формулы работы тока выразите напряжение.
3. Запишите закон Ома.
4. Из закона Ома выразите сопротивление.
5. Запишите формулу мощности.

Переведите в систему СИ:

2 проверяющих у доски со своими тетрадями, отмечают верные и не верные ответы.
Количество верных ответов командиры вносят в оценочные листы. (Приложение 2)

?V. Решение задач

На доске даны тексты 2 задач.

  1. Расход энергии в электрической лампе при силе тока 0,5 А в течение 8 ч составляет 1728 кДж. Чему равно сопротивление лампы?
  2. Определите стоимость электроэнергии, потребляемой телевизором в течение 2 ч, если стоимость 1 кВт*ч равна 2,5 руб, а потребляемая телевизором мощность от сети 150 Вт.

Задачи разбираются у доски.

1. Что известно по условию задачи?
2. Что нужно найти?

– Вопросы есть по этой задаче?

– В практике, вычисляя работу, гораздо удобнее время выражать в часах, а работу тока не в джоулях, а в других единицах: ватт-час (Вт*ч), гектоватт-час (гВт*ч), киловатт-час (кВт*ч).

1Вт*ч = 3600 Дж;
1гВт*ч = 100Вт*ч = 360000 Дж;
1кВт*ч = 1000Вт*ч = 3 600 000 Дж;

В быту используется очень много различных электрических приборов: холодильники, пылесосы, утюги и др., мощность этих приборов измеряется в кВт. Давайте посмотрим на модель квартиры и оценим потребляемую приборами мощность, в кВт*ч и рублях.
(Модель высокомощных электроприборов и экономичных электроприборов, конструктор виртуальных экспериментов, http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/94f56a2c-d766-a68a-adad-b67ff002adb6/118896/?interface=pupil&class=50&subject=30)

V. А теперь работаем в группах

– Возьмите конверт с заданием, в нем 2 карточки. Одна карточка с заданием (Приложение 4), а вторая – с инструкцией (Приложение 3).
Прочитайте инструкцию, выполните задания. При возникновении трудностей следуйте указаниям инструкции.

– Закончили работу. Оценочные листы положите в тетрадь, тетрадь положите на край стола.

VI. Итог урока

– Итак, ребята, давайте вспомним, какова была цель нашего урока (повторить и обобщить знания по теме «Работа и мощность электрического тока» и применить их к решению задач). Как вы думаете, мы достигли этой цели?
В ту отдаленную эпоху, когда молнии приписывали «богам», вопрос «Сколько стоит молния?» звучал бы кощунственно. Но в наши дни, когда электрическая энергия превратилась в товар, который измеряют и оценивают, этот вопрос вовсе не должен казаться бессмысленным.

Рефлексия результативности

– Ребята, давайте оценим нашу работу на уроке. Перед вами карточка с изображением горы. Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, научились применять формулы для решения задач, то нарисуйте себя на вершине самой высокой горы (Приложение 5). Если осталось что-то неясно, нарисуйте себя ниже.
Покажите свои рисунки. Вложите их в свои рабочие тетради.

Читайте также:  Для того чтобы определить мощность тока необходимы приборы

Рефлексия настроения

– Ребята, поскольку мы достигли цели нашего урока, то настроение у меня вот такое: (показываю солнце). А у вас какое настроение?
– Замечательно, что у вас настроение не ухудшилось, а у кого-то даже улучшилось.
– Ребята, я проверю решённые вами задачи, сверю свою оценку с тем, как вы себя оценили, и на следующем уроке назову оценки за сегодняшний урок.
– Спасибо за урок. До свидания.

Источник



Решение задач. Электрический ток

Конспект по физике для 8 класса «Решение задач по теме Электрический ток». Как решать задачи на нахождение силы тока в цепи. Как решать задачи на нахождение напряжения в цепи. Как решать задачи на закон Ома.

Решение задач по теме
Электрический ток

ЗАДАЧА 1.

Через нить накаливания лампочки от карманного фонарика за 2 мин проходит электрический заряд, равный 30 Кл. Определите силу тока в этой лампочке.

Запишем условие задачи и решим её.

Ответ: I = 250 мА.

ЗАДАЧА 2.

Электродвигатель включён в электрическую цепь с напряжением 24 В. Определите заряд, прошедший через электродвигатель, если при этом была совершена работа, равная 84 кДж.

Ответ: q = 3500 Кл.

ЗАДАЧА 3.

Определите силу тока в кипятильнике, включённом в сеть с напряжением 220 В, если сопротивление спирали составляет 55 Ом.

Ответ: I = 4 А.

ЗАДАЧА 4.

Какое напряжение нужно приложить к концам проводника сопротивлением 5 Ом, чтобы по проводнику пошёл ток с силой тока, равной 300 мА?

Ответ: U = 1,5 В.

ЗАДАЧА 5.

Определите сопротивление резистора, если за время 10 мин через него проходит заряд 200 Кл. Напряжение на концах резистора равно 6 В.

Ответ: R = 18 Ом.

ИТОГИ темы «Электрический ток»

  • Электрическим током называют упорядоченное движение заряженных частиц под действием электрического поля.
  • Сила тока — это физическая величина, которая показывает, какой электрический заряд проходит через поперечное сечение проводника за единицу времени.
  • Работу электрического поля, создающего электрический ток, называют работой тока.
  • Напряжение показывает, какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного электрического заряда из одной точки поля в другую.
  • Электрическое сопротивление характеризует свойство проводника препятствовать протеканию в нём электрического тока.
  • Закон Ома гласит: сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна сопротивлению.

Вы смотрели Конспект по физике для 8 класса «Решение задач. Электрический ток».

Источник

Физика. 8 класс

Тип урока – урок открытия нового знания.

— сформировать у учащихся умения реализации новых способов действия;
— ввести понятие направление электрического тока, силы тока;
— описать единицы силы тока;
— рассмотреть простейшие электрические цепи.
— развивать логическое мышление, воспитывать интерес к физике

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

Познавательные УУД:

— поиск и выделение новой информации по теме;
— нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
— построение логической цепи рассуждений;
— умение переносить и применять знания по данной теме в новых условиях;

Регулятивные УУД:

— умение ориентироваться в своей системе знаний;
— оценивать правильность выполнения действия;
— умение корректировать действие после его завершения;
— высказывать свое предположение;
— развитие контроля и самоконтроля;

Коммуникативные УУД:

— умение оформлять свои мысли в письменной форме;

Личностные УУД:

— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
— развитие логического мышления;
— развитие памяти, наблюдательности, внимания;
— расширение кругозора учащихся.

Планируемые результаты:

— формирование умения наблюдать, описывать и объяснять физические явления, связанные с током;
— формирование навыков по сборке электрической цепи и измерению силы тока в электрической цепи;

— формирование целостной картины мира;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; в том числе в информационной деятельности;

метапредметные

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
— овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— Организационный этап

Читайте также:  Простой магнитный генератор постоянного тока

Мотивационный модуль

Выполняется упражнение на соответствие картинки и надписей и формулируется тема урока.

— Объяснение нового материала

Объясняющий модуль

— Закрепление нового материала.

Тренировочный модуль

Выполнение упражнений для закрепления нового материала.

Контрольный модуль

Выполнение упражнений для контроля понимания нового материала.

Источник

Технологическая карта урока «Решение задач по теме «Постоянный электрический ток»»

Предмет, класс: физика, 8 класс; УМК А.В.Перышкин.

Тема урока: Решение задач по теме «Постоянный электрический ток» .

Методическая цель: обеспечить в ходе урока повторение основных понятий сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома для участка цепи; умений читать и собирать электрические цепи.

Задачи: Образовательные:

проконтролировать уровень усвоения учебного материала, расширить и уточнить знания;

продолжить работу по формированию умений работать с рисунками, навыков самоконтроля;

продолжить работу по усвоению системы знаний и способов умственной практической деятельности, формирования и накопления опыта творческой деятельности.

Воспитательные:

развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, интерес к изучению физики;

развитие функции общения на уроке, воспитание чувства товарищества.

Развивающие

проверить уровень самостоятельности мышления учащихся по применению знаний в различных ситуациях;

формировать умения систематизировать, классифицировать и обобщать полученные знания;

развивать коммуникативные способности учащихся, умение слушать товарищей и отстаивать своё мнение.

Место урока в системе уроков данного раздела

Урок № 21 в теме «Электрические явления»

урок обобщения и систематизации знаний

Здоровье сберегающая, индивидуальная и групповая работа дифференцированного характера.

Необходимое техническое оборудование

компьютер, проектор , презентация, подготовленная учителем; наборы элементов для сборки электрической цепи, дифференцированные карточки задания в 4 вариантах, дифференцированные карточки со схемами электрических цепей, карточки с обозначениями физических величин, маршрутные листы

Предметный: Совершенствование навыков решения задач на постоянный электрический ток.

Метапредметный: развивать умение генерировать идеи, работать в группе, формировать умение анализировать факты при наблюдении

Личностный: сформировать умение управлять своей учебной деятельностью. Повысить интерес к физике. Развивать внимание, память, логическое и творческое мышление.

Знание единиц физических величин, решать количественные и качественные задачи на расчет силы тока, напряжения, сопротивления, закон Ома для участка цепи, на расчет видов соединения резисторов.

Общие формируемые УУД

Личностные: готовность к самовоспитанию, проявление интереса к новому виду деятельности; формирование ценности познания, активной жизненной позиции

Регулятивные: умение настраиваться на занятие, определять цели учебной деятельности; осознанный выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

Познавательные: формулирование собственных ожиданий, активное участие в работе.

Коммуникативные: умение работать в группе, слушают и высказывают свою точку зрения, понятную для собеседника; осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль .

Содержание педагогического взаимодействия

Виды работы, формы, методы, приемы

Этап 1. Подготовка к уроку систематизации и обобщения знаний

Цель: Подготовка дидактических и матодических материалов к уроку.

1. Распределение учащихся по группам

2. Подготовка карточек по указанным темам с разными по уровню сложности задачами.

3. Подготовка консультантов (из числа учащихся 10 класса, 4 человека)

Повторяют изученный материал, алгоритмы решения задач, настраиваются на урок

Познавательные: формулирование собственных ожиданий

Работа в группах по 4 человека с консультантом, каждая группа получает маршрутный лист, Д/З:

Этап 2. Организационный 2 минуты

Цель: Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

— Настроить учащихся на решение новой учебной задачи

( Объясняю учащимся правила работы на уроке, задаю домашнее задание)

создает ситуацию успеха для каждого обучающегося:

-Эмоционально настраиваются на урок.

— выдвигают предложения о теме урока;

— строят понятные для собеседника высказывания

Познавательная: фиксируют проблему.

Регулятивная: принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Коммуникативная: Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами урока.

Готовность обучающихся к учебной деятельности

Этап 3. Систематизация, повторение и обобщение знаний.

Основная работа (время работы на этапе 8 минут)

« Думай головой, а делай руками»

Цель: Экспериментальная работа «Сборка электрической цепи по заданным условиям» : ( индивидуальная работа )

( максимум 5 баллов)

Выступает в роли организатора;

— следит за хронометрией урока

-контролирует правила Т.Б.

-следит за работой консультантов.

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану.

(Каждый берет карточку с заданием, вычерчивает схему по заданным условиям и собирает электрическую цепь).

Познавательная:

анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения;

Коммуникативная : осознанно собирают электрические цепи, рефлексия своих действий;

Регулятивная: осуществляют самоконтроль.

Приобретение опыта самостоятельного поиска для решения поставленной задачи,

«Терпение и труд все перетрут»

Цель: проверить степень владения приемами решения расчетных задач»

Выступает в роли организатора;

— следит за хронометрией урока

-следит за работой консультантов.

Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану.

(Учащийся выбирает задачи с учетом индивидуальных особенностей).

Читайте также:  Число погибших от поражения электрическим током

Познавательная:

Овладение общим приемом решения учебных задач

Коммуникативная : предоставлять развернутый план решения задачи.

Регулятивная: оценивает результат по алгоритму

Овладеют способом решения расчетных задач ( в том числе по алгоритму ), оценкой своей деятельности.

Этап 3 «Сообразилка»

Цель: проверка навыков работы со схемами электрических цепей

Выступает в роли организатора;

— следит за хронометрией урока

-следит за работой консультантов.

— осуществляют сотрудничество с учителем и одноклассниками.

(Учащиеся находят ошибки в схемах, отстаивают свое решение).

Познавательная: умение преобразовывать схемы для решения учебных задач.

Коммуникативная : аргументированно доказывать свою точку зрения, прислушиваясь к мнению собеседников.

Регулятивная : планирует и корректирует свою деятельность

Развивают мыслительную деятельность, учатся работать в группе.

«Ум хорошо, а два лучше»

Цель : проверить умение устанавливать закономерность. ( работа в группе )

Выступает в роли организатора;

— следит за хронометрией урока

-следит за работой консультантов.

Высказывают свою точку зрения по содержанию групп терминов.

Познавательная: выделяет общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объясняет их сходство;

Коммуникативная : строит позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

Регулятивная: находит условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

Закрепление навыков самопроверки и взаимопроверки

Этап 5 « Знайка»

Цель : Проверка знания формул ( работа в группе ).

Доп-но: разгадываем кроссворд, каждое слово – 1 балл

Выступает в роли организатора;

— следит за хронометрией урока

-следит за работой консультантов.

Составить формулы из букв I , U ,Q, R , q, t, если осталось время, учащимся предлагается кроссворд по теме.

Познавательная: определяет логические связи между величинами, обозначает их с помощью формул

Коммуникативная : формулирует, аргументирует и отстаивать свое мнение.

Регулятивная: выбирает из предложенных вариантов и ищет вариант для достижения цели;

Этап 4. Подведение итогов 3 минуты

Цель: контроль знаний, умений, навыков учащихся

Контролирует работу и выставляет оценки

Каждый учащийся оценивает свою работу на этапах и сверяет ее с оценкой консультантов ( выставляется общее кол-во баллов за работу )

Коммуникативная : оценка и самооценка учебной деятельности,

учащиеся выражают свои эмоции по поводу урока

Регулятивная: самостоятельно определяет причины своего успеха или неуспеха и находит способы выхода из ситуации неуспеха

Самооценка собственной учебной деятельности.

Содержание урока «Решение задач по теме «Постоянный электрический ток»

1 станция « Думай головой, а делай руками»: «Сборка электрической цепи по заданным условиям»

Собрать электрическую цепь из источника тока, ключа, резистора, электрической лампочки и измерить силу тока в цепи.

Собрать электрическую цепь из источника тока, ключа, резистора, электрической лампочки и измерить напряжение на резисторе.

Собрать электрическую цепь из источника тока, ключа, реостата, электрической лампочки и измерить напряжение на лампе.

Собрать электрическую цепь из источника тока, ключа, резистора, электрической лампочки и измерить сопротивление резистора.

2 станция «Терпение и труд все перетрут» (Решение расчетных задач)

1 уровень (3 балла):

Какое нужно приложить напряжение к проводнику сопротивлением 0,25 Ом, чтобы в проводнике была сила тока 30 А? (ответ: 75 В)

При напряжении 220 В сила тока в спирали плитки 5А. Определите сопротивление спирали. (ответ: 44 А)

Какое сопротивление имеет реостат, изготовленный из нихромовой проволоки, площадь поперечного сечения которой равна 0,8 мм 2 , а длина 5 м? Удельное сопротивление нихрома 1,1 Ом ·мм 2 /м. (ответ: 6,875 Ом)

2 уровень (4 балла):

Константановая проволока длиной 1м и площадью поперечного сечения

0,25 мм 2 имеет сопротивление 2 Ом. Определите удельное сопротивление константана. (ответ: 0,5 Ом ·мм 2 /м)

При напряжении на концах проводника 10 В сила тока в нем 0,2 А. Чему будет равна сила тока в проводнике, если напряжение на его концах увеличить до 50 В? (Ответ: 1А)

В спирали электронагревателя, изготовленного из никелиновой проволоки площадью поперечного сечения 0,1 мм 2 , при напряжении 220 В сила тока 4 А. Какова длина проволоки? ( ответ: 13,75м)

3 уровень (5 баллов):

Какой длины надо взять железную проволоку площадью поперечного сечения 2 мм 2 чтобы ее сопротивление было таким же, как сопротивление алюминиевой проволоки длиной 1 км и сечением 4 мм 2 . (Ответ: 140 м)

Какова масса медной проволоки длиной 2 км и сопротивлением 85 Ом?

Сколько метров проволоки, сопротивление 1 м которого равно 6 Ом, необходимо взять, чтобы при включении ее в цепь напряжением 120 В сила тока в цепи не превышала 1,25 А? (ответ: 16 м)

3 станция «Сообразилка» (задания на умение читать схемы электрических цепей).

а)

б) Укажите, напряжение на каких приборах измеряет вольтметр во всех изображенных схемах.

в) Начертить схему электрической цепи, изображенной на рисунке.

Источник