Ремонт изолированных проводов ВЛИ
Замена поврежденного участка фазного провода в пролете.
При обнаружении повреждения (обгорания) изоляции одного из фазных проводов ВЛИ необходимо его заменить на новый (без замены пучка проводов). В этом случае используются ответвительные зажимы.
Ремонт провода выполняют как на обесточенной линии, так и под напряжением с использованием телевышки или гидроподъемника.
Ремонт выполняется следующим образом. С помощью пластмассовых клиньев поврежденный участок провода отделяют от остального пучка.
Определяют длину поврежденного участка и заготавливают новый кусок провода на 10. 15 см длиннее заменяемого. При этом сечение и маркировка нового и заменяемого кусков провода должны быть одинаковыми.
Определяется положение зажима в зависимости от направления установки нового куска провода.
Соединение проводов выполняют с использованием зажимов, контакт в которых обеспечивается прокалыванием изоляции. Соединение выполняют без снятия изоляции с проводов. Для этого снимают защитный футляр, шестигранным ключом ST 32 вывинчивают стяжные болты зажима настолько, чтобы в образовавшееся между зубцами пространство свободно вошел новый провод. При этом конец провода не должен выступать за пределы футляра. Вручную подтягивают болты, чтобы зажим удерживался на проводе. Операция последовательно проводится на обоих концах поврежденного участка провода. Новый провод с зажимами подводят к заменяемому участку основного провода. Провод заводится в свободное пространство между зубцами зажимов с противоположной стороны от нового провода. Шестигранным ключом затягивают болты обоих зажимов с использованием держателя зажимов (момент затяжки болтов — 20 Нм). Секторными ножницами удаляют поврежденный участок провода, оставляя при этом минимальными выступающие концы провода. С верхней части защитных футляров ножом отрезают часть выступов с таким расчетом, чтобы диаметры образовавшихся в футлярах отверстий соответствовали диаметрам соединяемых проводов. Выступы со стороны свободных концов проводов не срезают. На зажим надевают футляр, сначала нижнюю его часть, затем верхнюю и закрепляют защелками. На обе стороны зажимов на расстоянии 15. 20 см от них накладывают бандажи из скрепляющей ленты или пластмассовые хомуты.
При использовании зажимов с гладкими контактными поверхностями изоляцию проводов в местах их установки удаляют. Свободные от изоляции места проводов зачищают стальной щеткой и покрывают смазкой.
Замена протяженного участка проводов.
При обнаружении повреждения изолирующего покрытия двух и более проводов на протяженном (более 1 м) участке жгута производится его замена. После проверки отсутствия напряжения (работу выполняют со снятием напряжения) на ремонтируемом участке рабочее место заземляют с обеих сторон с помощью переносных заземлений, присоединяемых к проводам посредством специальных ответвительных зажимов. Затем из ответвительных зажимов вынимают концы проводов всех ответвлений на опорах, с которых предполагается временно демонтировать провода ВЛИ.
Крепление проводов АМКА на промежуточной опоре магистральной части ВЛИ напряжением 0,4 кВ:
— подвесной крюк; 2 — поддерживающий зажим типа SO 69; 3 — соединительная муфта несущего троса; 4 — соединительный зажим фазного провода в изолирующем футляре; 5 — половина цангового зажима до ввода троса; 6 — то же, с зажатым тросом
На одной или двух опорах (в зависимости от места повреждения) несущий (нулевой) провод освобождают от поддерживающего зажима и жгут опускают на землю. При этом необходимо принять меры, исключающие возможность дополнительного повреждения изоляции: укладывать провод на прокладки, не допуская трения жгута о поверхность опор. В тех случаях, когда несущий провод на ближайших опорах закреплен с помощью комплектов концевого крепления, дополнительное усиление опор не требуется.
Если места концевых креплений провода удалены от места ремонта более чем на два промежуточных пролета, рекомендуется выполнить следующие дополнительные операции:
укрепить ближайшие к ремонтируемому участку промежуточные опоры с помощью оттяжек, устанавливаемых вдоль трассы;
установить на этих опорах комплекты концевого крепления несущего провода;
с помощью монтажного зажима и ручной лебедки с тросом (грузоподъемность не менее 550 даН) переложить несущий провод из поддерживающего зажима в концевой разъемный зажим (поддерживающий зажим не демонтируется) последовательно на обеих опорах. Затем снять монтажные зажимы и лебедку.
Далее производят разметку мест установки соединительных зажимов с обеих сторон поврежденного участка. На удалении 1 м от последней отметки (в сторону концевого крепления) на несущий провод с обеих сторон устанавливают монтажные зажимы, на которые посредством ручной лебедки с тросом передают полное тяжение с поврежденного участка (тяжение в поврежденном участке несущего провода при этом отсутствует).
При разметке мест установки соединительных зажимов следует учесть, что расстояние между близлежащими зажимами должно быть не менее 0,2 м.
В соответствии с разметкой удаляют поврежденный участок проводов АМКА, включая несущий провод. Для его замены готовят новый кусок жгута такой же длины, одинакового конструктивного исполнения и комплектуют соединительные зажимы.
Концы всех соединяемых проводов с помощью специального ножа освобождают от изоляции на длине, соответствующей типу соединительного зажима, очищают металлической щеткой от окислов и покрывают специальной смазкой.
Ручным прессом выполняют опрессовку зажимов всех изолированных проводов и несущего троса (если используется прессуемый зажим) с обеих сторон заменяемого участка жгута. При этом необходимо убедиться в качестве заделки провода, отсутствии в местах соединения изолированных проводов незашищенных участков, идентичности маркировки соединяемых проводов. Для соединения несущего троса может быть использован зажим-автомат, онрессовка которого не требуется.
Для сохранения формы жгута и предотвращения его раскручивания на расстоянии 0,2 м от зажимов с обеих сторон устанавливают фиксирующие хомуты или скрепляющую ленту. Затем ослабляют тяжение лебедки, снимают монтажные зажимы и лебедку.
В местах соединения проводов с поддерживающими зажимами выполняют зачистку участка неизолированного провода стальной щеткой и наносят смазку.
Далее отремонтированный жгут поднимают на опору (опоры), и несущий провод заводят в поддерживающий зажим таким образом, чтобы положение ответвительных зажимов соответствовало первоначальному (до ремонта) положению.
На опорах, где временно были установлены концевые крепления, их демонтируют в обратной последовательности. Затем снимают оттяжки с опор и переносные заземления, проверяют фазировку проводов и восстанавливают схему электроснабжения.
Ремонт концевого (анкерного) зажима проводов АМКА выполняют как на обесточенной линии, так и под напряжением с применением гидроподъемника или телевышки следующим образом: на вершине опоры (выше кронштейна подвески) с помощью хомутов устанавливают вспомогательный кронштейн или тросовую петлю, прочность которых должна быть не менее 550 даН;
фазные провода освобождают от нулевого провода со снятием фиксирующей ленты или хомута перед зажимом, на расстоянии 0,5 м от концевого зажима на несущем проводе устанавливают монтажный зажим, прочность которого должна быть не менее 500 даН;
с помощью соединительных скоб вспомогательный зажим на опоре соединяют с ручной лебедкой или полиспастом грузоподъемностью соответственно 500. 550 даН, которые, в свою очередь, присоединяют к монтажному зажиму;
с помощью лебедки создают дополнительное тяжение в несущем проводе, позволяющее освободить концевой зажим и снять гибкий стальной трос зажима, разъемный концевой зажим снимают с провода.
При установке зажима необходимо соблюдать последовательность операций:
из жгута проводов выделяют несущий неизолированный провод; место установки зажима тщательно зачищают стальной щеткой, а затем покрывают слоем смазки. Слой смазки наносят и на контактные поверхности зажимов;
на анкерном зажиме откручивают (не до конца) обе гайки и отводят в сторону прижимную планку. Развернув зажим стальной полупетлей в сторону крюка анкерной опоры, накладывают на него несущий провод, устанавливают на место прижимную планку и затягивают гайки (зажим SO 113) или болты (зажим SO 28). Момент затяжки составляет 25 Н-м;
медленно уменьшают усилие в несущем проводе лебедкой (полиспастом) до того момента, когда усилие от тяжения проводов будет полностью воспринято концевым зажимом;
снимают монтажный зажим, лебедку и вспомогательный кронштейн;
устанавливают фиксирующие ленты до и после зажима; осматривают место установки нового зажима. Ремонт ответвления к зданию или сооружению (рис. 2) необходим в случае повреждения изоляции проводов ответвления, повреждения или разрушения зажимов ответвления либо разрушения концевых зажимов.
Работы в этом случае выполняют как на обесточенной линии, так и под напряжением. При производстве работ под напряжением нагрузка потребителя должна быть отключена.
Рис. 2. Внешний вид ответвления от магистральной части линии с проводами АМКА, выполненный на деревянной опоре ВЛИ напряжением 0,4 кВ:
1 — зажим типа SOT 15; 2 — фиксатор SO 66; 3 — соединительный зажим SO 4.2; 4 — анкерный зажим SO 3.25; 5— анкерный зажим SO 14.1
Для выполнения ответвления к вводу в здание используют ответвительные зажимы и концевые зажимы типа SO 3.25 и SO 28.
Отсоединение проводов ответвления следует начинать с фазного провода, при этом специальными клиньями отжимают его от жгута.
Операции выполняют в такой последовательности: в нижней части зажима устанавливают держатель зажимов; снимают верхнюю часть защитного футляра зажима, торцевым или накидным ключом ослабляют болт (болты) крепления провода, зажим сдвигают с места его установки, чтобы были видны следы проколов изоляции (если использованы зажимы с прокалыванием изоляции) или неизолированный участок провода (если использованы зажимы с гладкими контактными поверхностями).
В последнем случае это место закрывают пластмассовой втулкой, чтобы избежать случайного касания. Специальной клейкой изолирующей лентой защищают места проколов изоляции; провод ответвления удаляют из зажима; зажим снимают с магистрального провода. С кронштейна подвески на опоре снимают концевой зажим. При этом должны быть приняты меры, предотвращающие падение проводов на землю или на другие провода, например с помощью страховочной веревки. Провода опускают на землю и с них снимают концевой зажим.
Далее аналогичные операции выполняют со стороны потребителя (вытягивают провода из ответвительных зажимов и снимают концевой зажим).
Восстановление поврежденного ответвления выполняют в обратной последовательности.
Важно учитывать, что после затяжки болта (болтов) зажима на магистральном проводе (если использован зажим с прокалыванием изоляции) этот болт и соответствующий провод ответвления находится под напряжением.
Ремонт изоляции поврежденных участков фазного провода осуществляется под напряжением, если не требуется замена этого участка провода полностью. Необходимо принять меры, исключающие касание неизолированного провода, используя отделительные клинья и изолированные накладки. Ремонт заключается в наложении на поврежденный участок специальной клейкой изолирующей ленты в два слоя. При этом для облегчения работы поврежденный провод отодвигают от остальных проводов с помощью пластмассовых клиньев, по окончании работы клинья снимают.
В распределительных сетях напряжением 0,4 кВ иногда применяют французские провода «Торсада» и отечественные провода фирмы «Севкабель» (Санкт-Петербург) марки СИП-1, СИП-1А, СИП-2 и СИП-2А, у которых несущий трос изолирован.
Ремонт линий с изолированными проводами напряжением 0,4 кВ выполняют не реже одного раза в 6 лет (для ВЛИ на деревянных опорах) и не реже одного раза в 12 лет (для ВЛИ на железобетонных опорах).
Источник
Ремонт воздушных линий электропередачи
Эксплуатация воздушных линий электропередачи включает техническое обслуживание (эксплуатационное обслуживание), капитальный ремонт и работы, связанные с ликвидацией аварийных повреждений на ВЛ.
Затраты труда по названным видам работ распределяются следующим образом: аварийно-восстановительные работы — 0,3 — 1,2 % (всех затрат труда), техническое обслуживание — 9,5 — 12,6%, капитальный ремонт 86,4 — 89,5%.
Техническое обслуживание и капитальный ремонт являются основными условиями, обеспечивающими нормальную, безаварийную работу воздушных линий электропередачи. Эти работы плановые и составляют приблизительно 99 % всех затрат труда ремонтно-эксплуатационного персонала. В структуре затрат труда по разделу капитальные ремонты основная доля приходится на расчистку трасс и замену дефектных изоляторов.
Доля затрат труда по расчистке трасс составляет около 45 % всего объема работ по капитальному ремонту. По объему затраты труда на эти работы растут быстрее, чем увеличивается протяженность обслуживаемых линий. Вызвано это тем, что трассы вновь введенных и вводимых в настоящее время в эксплуатацию ВЛ (около 30 %) проходят по лесистой местности.
Сроки проведения текущего и капитального ремонта ВЛ
Текущий ремонт воздушных линий электропередачи проводится ежегодно. Объем выполняемых работ включает: ремонт и выправку опор, замену поврежденных изоляторов, перетяжку отдельных участков сети, проверку трубчатых разрядников, вырубку разросшихся деревьев. При капитальном ремонте проводится плановая замена опор, перетяжка и выправка линий, замена неисправной арматуры. Капитальный ремонт низковольтных воздушных линий проводится один раз в 10 лет.
Для устранения дефектов, обнаруженных при осмотрах, составляется график отключения воздушных линий электропередачи для проведения ремонта.
Ремонт деревянных опор
При эксплуатации воздушных линий электропередачи наблюдаются отклонения опор от вертикального положения. С течением времени величина наклона увеличивается и опора может упасть. Для восстановления нормального положения опоры используется лебедка. После правки почву вокруг опоры хорошо утрамбовывают. Если опора наклонилась в результате ослабления бандажа, производят его подтяжку.
Расположенные в земле деревянные части пасынка (опоры) подвергаются сравнительно быстрому загниванию. Для продления срока службы в местах повреждения устанавливают антисептические бандажи. Перед наложением бандажа участок древесины очищают от гнили, затем кистью наносят антисептическую пасту слоем 3 — 5 мм и накладывают ленту из синтетической пленки или рубероида, которую фиксируют с помощью гвоздей, а верхний обрез обвязывают проволокой диаметром 1 — 2 мм.
Другая технология работ предусматривает заготовку гидроизоляционных листов с заранее наложенным антисептиком и последующую установку их на пораженное место.
В настоящее время часто практикуют замену поврежденных деревянных пасынков на железобетонные. Если меняют пасынок при хорошем состоянии остальной части опоры, то такую работу выполняют без снятия напряжения. Новый пасынок устанавливают с противоположной стороны (по отношению к старому пасынку), а старый удаляют.
Ремонт железобетонных опор
Выправку одностоечных железобетонных опор осуществляют с помощью телескопической вышки.
Различают следующие дефекты железобетонных опор: поперечные трещины, раковины, щели, пятна на бетоне.
При наличии поперечных трещин в зависимости от типа опоры производят окраску поверхности бетона в зоне трещин, заделку их полимерцементным раствором, установку бандажей и замену опор. Перед проведением покраски поверхность промывают растворителем, затем грунтуют слоем лака марки ХСЛ и покрывают смесью лака с цементом (в отношении 1:1 по массе).
После сушки наносят слой перхлорвиниловой эмали ХВ-1100. Для приготовления полимерцементного раствора первоначально смешивают цемент с песком (цемент марки 400 или 500 с песком в пропорции 1:2), затем добавляют 5 % полимерную эмульсию. Полученную массу перемешивают и вмазывают в поврежденное место. Через 1 час заплату смачивают водным раствором эмульсии.
При ширине трещины более 0,6 мм, наличии раковин или отверстий площадью до 25 см2 устанавливают бандаж. Поврежденное место зачищают, размещают вертикальный или горизонтальный стальной каркас (сталь диаметром до 16 мм), делают опалубку и заливают бетоном. Края бандажа должны на 20 см перекрывать зону разрушения бетона.
При наличии продольных трещин длиной более 3 м на всей поверхности бетона, раковин или отверстий площадью более 25 см 2 производится замена опоры.
Чистка и замена изоляторов при ремонте воздушных линий электропередачи
Чистка изоляторов может производиться на отключенной воздушной линии электропередачи протиркой вручную или на линии под напряжением путем обмыва изоляторов струей воды. Для обмыва изоляторов используется телескопическая вышка, в которой устанавливается вспомогательная стойка для ствола с насадкой, по которому под давлением поступает вода. Вода привозится в цистерне. Работу выполняют специально обученные лица.
Замена неисправных изоляторов осуществляется без опускания или с опусканием провода. На воздушной линии, где масса провода небольшая, используется телескопическая вышка и провод не опускают.
После демонтажа вязок специальным ключом старый изолятор снимают со штыря, заменяют полиэтиленовый колпачок. Перед установкой нового колпачка его предварительно нагревают в горячей воде при температуре 85 — 90° С. Затем ударами деревянного молотка насаживают на крюк, устанавливают изолятор, закрепляют провода.
Регулировка стрел провеса проводов
Указанная операция проводится путем вставки или вырезки части провода. Перед началом работы расчетом определяют длину вставки (вырезки). Затем отключают напряжение, на одной из анкерных опор провод отсоединяют и опускают на землю, разрезают, делают вставку, снова натягивают. Если длина вставки (вырезки) небольшая (0,2 — 0,6 м), регулировку стрел провеса производят за счет изменения крепления проводов на анкерных опорах.
В сетях 0,38 — 10 кВ такая работа обычно выполняется в летнее время, причем стрела провеса устанавливается «на глазок». Это нежелательно. Указанная регулировка может привести к обрыву проводов в зимнее время.
При сравнительно небольшом повреждении проводов (3 — 5 проволок из 19) оборванные жилы скручивают и накладывают бандаж, либо ремонтную муфту. При этом вырезка участка провода не производится.
Ремонтная муфта представляет собой разрезанный вдоль овальный соединитель. При монтаже края разреза разводят, муфту надевают на поврежденный участок и опрессовывают с помощью прессов МГП-12, МИ-2. Длина муфты зависит от размеров поврежденного участка.
При большом числе оборванных жил производится замена дефектных участков провода. Отрезок нового провода должен иметь то же направление свивки, что ремонтируемый. Длина вставки берется от 5 до 10 м в зависимости от сечения провода. При ремонте используется телескопическая вышка, провод опускается на землю.
Наиболее распространенные способы соединения вставок с основным проводом — использование овальных соединителей с последующим их обжатием или скручиванием.
Для ремонта проводов воздушной линии электропередачи применяется также сварка с помощью термитных патронов. К работам по сварке допускаются лица, прошедшие обучение и могущие выполнять эту операцию самостоятельно.
Очистка трассы воздушной линии
Очистка трассы выполняется с целью исключения аварий из-за падения деревьев на провода, перекрытия линий ветвями подрастающих деревьев, для защиты от пожаров. Кроме этого работы на трассе проводятся для защиты сельскохозяйственных угодий от сорной растительности.
Мероприятия по очистке трассы воздушной линии планируются. Используются ручная, механическая и химическая виды очистки. На трассах воздушных линий 0,38 — 10 кВ преимущественно проводится ручная очистка.
Работу выполняет специально подготовленная бригада. Лица моложе 18 лет к вырубке и валке деревьев не допускаются. Обычно на место работы при большом ее объеме вывозится передвижной вагончик.
Источник