Меню

Регулирование силы тока реостатом лабораторная работа 6 ответы схема

Домашняя лабораторная работа по физике «Регулирование силы тока реостатом».

Домашняя лабораторная работа по физике в 8 классе

«Регулирование силы тока реостатом».

Цель работы: научиться определять по показаниям амперметра изменение силы тока в цепи, изменение сопротивления реостата при перемещении ползунка. Убедиться, что с помощью реостата можно регулировать силу тока в цепи.

t1613409482aa.jpgОборудование.

Рассмотри фотографию и запиши название приборов, используемых в лабораторной работе.

Указания к работе.

1. Рассмотри внимательно устройство реостата и установи, при каком положении ползунка сопротивление реостата наибольшее. Ответ поясни.

t1613409482ab.jpgt1613409482ac.jpg t1613409482ad.jpg

2. Как обозначается реостат в электрической цепи? Зарисуй обозначение реостата в тетрадь.

t1613409482ae.jpg

3. Запиши показания амперметра.

t1613409482af.jpg

4. Ползунок реостата сдвинули вправо. Запиши показания амперметра. Как изменилась сила тока? Как изменилось сопротивление реостата?

t1613409482ag.jpg

5. Ползунок реостата ещё сдвинули вправо. Запиши показания амперметра. Как изменилась сила тока? Как изменилось сопротивление реостата?

t1613409482ah.jpg

6. Что происходит с сопротивлением реостата при смещении ползунка вправо? Почему?

7. Как изменяется сила тока в цепи при смещении ползунка реостата вправо? Почему?

8. Сделай вывод: для чего в цепи используется реостат?

Ответь на вопросы.

1. Как изменится сопротивление реостата, если ползунок сдвинуть влево?

t1613409482ai.jpg.

2. Как изменятся показания амперметра, если ползунок сдвинуть влево? Почему?

3. Как изменится сопротивление реостата, если ползунок сдвинуть вправо?

t1613409482ai.jpg

4. Как изменятся показания амперметра, если ползунок сдвинуть вправо? Почему?

Источник



Лабораторная работа № 5 «Регулирование силы тока реостатом». Лабораторная работа № 6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

Разделы: Физика

Цели урока:

  1. Научить учащихся определять сопротивление проводника, используя закон Ома.
  2. Научить пользоваться реостатом для регулирования силы тока в электрической цепи.
  3. Формировать умение собирать электрические цепи, измерять в них силу тока и напряжение при помощи амперметра и вольтметра.
  4. Техника безопасности.

Оборудование:

  • Источник питания, исследуемые проводники, ползунковый реостат, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода.
  • Компьютеры – 12.
  • Ноутбуки – 2.
  • Проектор – 1.
  • Экран.
  • Электронные мультимедийные карточки (ресурсы взяты в сети Интернет):
    1. Ползунковый реостат – Приложение 1;
    2. Закон Ома – Приложение 2;
    3. Тест сопротивление проводника – Приложение 3.

План урока:

  1. Орг. Момент.
  2. Техника безопасности.
  3. Напоминаю основные элементы электрической цепи и представляю реостат (Ползунковый реостат).
  4. Повторяем закон Ома – слайд оставляю на экране (Закон Ома). Использую проектор и экран.
  5. Готовим тетради для контрольных и лабораторных работ к записям лабораторных результатов (дата, лабораторная работа №5, №6, название лабораторной работы, цель работы, приборы и материалы, таблицу для измерения результатов опытов).
  6. Выполняем лабораторные работы №5, 6.

Ход урока

I. Орг момент (2 минуты).

II. Техника безопасности (2 минуты).

III. Подготовка контрольной тетради для записей измерений лабораторной работы №5.

Провожу на одном уроке две лабораторные работы. На предыдущих лабораторных работах (№3 и №4) обучающиеся уже научились пользоваться амперметрами и вольтметрами, выяснили правила включения их в цепь, определяли цену деления амперметра и вольтметра. Но все, же еще раз необходимо напомнить учащимся правила техники безопасности, когда необходимо делать различные переключения в цепи, особенно при изменении положения вольтметра в схеме.

Лабораторную работу провожу двумя способами: виртуальный (на компьютере) и реальный (лаборант готовит лабораторное оборудование: источник постоянного тока, ключ, амперметр, проволочный резистор и ползунковый реостат). Урок провожу в кабинете информатики (12 стационарных компьютеров и 2 ноутбука). 14 обучающихся выполняют лабораторную работу индивидуально, а оставшиеся 11 человек делю на группы (5 групп по два человека), данные группы получают лабораторное оборудование.

Обучающиеся класса готовят записи для выполнения лабораторной работы №5

Лабораторная работа №5 «Регулирование силы тока реостатом».

Цель работы: научиться пользоваться реостатом для изменения силы тока в цепи.

Приборы и материалы: источник питания, ползунковый реостат, амперметр, ключ, соединительные провода.

Указание к работе с физическим оборудованием (с указанием к лабораторной работе подробно знакомятся дома).

555.jpg

  1. Рассмотрите внимательно устройство реостата и установите, при каком положении ползунка сопротивление реостата наибольшее.
  2. Составьте цепь (Рис.1), включив в неё последовательно амперметр, реостат на полное сопротивление, источник питания и ключ.

    Рис.1

  3. Замкните цепь и отметьте показания амперметра.
  4. Уменьшайте сопротивление реостата, плавно и медленно передвигая, его ползунок (но не до конца!). Наблюдайте за показаниями амперметра.
  5. После этого увеличивайте сопротивление реостата, передвигая ползунок в противоположенную сторону. Наблюдайте за показаниями амперметра.
  6. Внимание! Реостат нельзя полностью выводить, так как сопротивление его при этом становиться равным нулю, и если в цепи нет других приемников тока, то сила тока может оказаться очень большой и амперметр испортиться.

Указание к работе на компьютере.

Выбирают в перечне лабораторных работ название лабораторной работы – регулирование силы тока в цепи с помощью реостата.

Собрать цепь по предложенной схеме, замкнуть ключ, если собрали цепь, верно, то увидели показания амперметра и вольтметра.

Ползунок находится в начальном положении, записывают показания амперметра и вольтметра в тетрадях. Наблюдают за яркостью лампы.

Ползунок реостата перемещают в среднее положение и делают записи в тетради.

Ползунок реостата перемещают в крайнее положение и делают записи в тетради.

В группах и на компьютерах ребята выполняют работу 15 минут. Ребята, выполнявшие лабораторную работу на компьютере садятся, за парты и оформляют лабораторную работу в тетради.

На оформление работы (вывод выполненной работы №5) отводится 3 минуты.

Переходим к выполнению лабораторной работы №6 (ребята делаю записи в тетрадях).

IV. Лабораторная работы №6. «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

Цель работы: научиться измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра. Убедиться на опыте, что сопротивление проводника не зависит от силы тока в нем и напряжения на его концах.

На основании полученных данных в лабораторной работе №5 можно рассчитать значения сопротивлений реостата при нахождении ползунка в разных положениях:

Ученики должны записать значения силы тока в цепи при максимальном сопротивлении реостата (Imin) и максимальное значение напряжения на нем Umax. Затем можно уменьшать сопротивление реостата до тех пор, пока сила тока в цепи не будет равна 1A, записывая при этом значение напряжения на реостате. На основании полученных данных можно рассчитать значение сопротивления реостата и сопротивление его активной части.

Результаты всех измерений и вычислений заносятся в таблицу.

№ опыта Сила тока I, А Напряжение U, В Сопротивление R, Ом
1 – первое положение ползунка I1 U1 R1
2 – первое положение ползунка I2 U2 R2
3 – первое положение ползунка I3 U3 R3

Оформление лабораторной работы (расчёт сопротивлений, вывод) 10 минут.

Для контроля качества выполнения работы слежу за работой учащихся на всех этапах выполнения лабораторных работ. Наиболее способным учащимся в ходе работы можно предлагать творческие задания:

Те ребята, которые делали, работу за компьютером выполняют следующее творческое задание:

а) предложите способ определения длины медного проводника площадью поперечного сечения 1мм 2 , используя амперметр и вольтметр;
б) имея кусок провода, изготовьте реостат.

Ребята, работающие в группах выполняют вычислительную работу с помощью электронной карточки «Тест сопротивление проводника» на компьютере.

На выполнение творческой работы (на компьютере или в тетрадях) – 10 минут.

Источник

Технологическая карта к уроку «Реостаты. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом»».
методическая разработка по физике (8 класс)

Сиваш Татьяна Петровна

Технологическая карта к уроку

Предмет: физика, класс 8

Тема урока: Реостаты. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Скачать:

Вложение Размер
tehnologicheskaya_karta_uroka_8_kl.docx 94.86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет : физика, класс 8

Учитель Сиваш Татьяна Петровна, МБОУ СОШ №4, г. Сургут

Тема урока: Реостаты. Лабораторная работа №6 «Регулирование силы тока реостатом»

Ключевые слова : сопротивление, схема, Ом, резистор, ток, амперметр, вольт, реостат

Тип урока : Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: Создать условия для приобретения обучающимися знаний о физическом приборе «Реостат», сформировать практические навыки его использования для регулирования силы тока в ходе выполнения лабораторного опыта, способствовать развитию самостоятельности и внимания обучающихся, продолжить работу по формированию умения выделять причину, влияющую на результат, умение логически мыслить

  1. Формировать: навыки работы с реостатом;
  2. Формировать умение находить зависимость силы тока от сопротивления;
  1. Развивать общеучебные навыки: самоконтроль, самооценку, умение слушать.
  2. Развивать санитарно-гигиенические навыки.
  3. Осуществление профилактики утомляемости учащихся через выбор разнообразных форм самостоятельной работы и эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями, умениями, навыками.

1. Воспитывать наблюдательность, внимание, повышать мотивацию к изучению физики.

2. Организовать взаимодействие «учитель-ученик» и «ученик-ученик»

Познавательные УУД : Овладение навыками:

— нахождения ответов на вопросы, используя эксперимент, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Регулятивные УУД : Формирование навыков:

— определять и формулировать цель исследовательской деятельности на уроке;

— планировать этапы экспериментальной работы;

— работать по предложенному группой плану;

— анализировать полученный результат;

— давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД : Развитие умений:

— организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

— распределения функций участников группы.

Методы обучения: разминка, работа в малых группах, тестирование

Межпредметные связи: математика, технологии

УУД на этапах урока

Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы

Приветствие обучающихся. Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы продолжаем изучение темы: «электрический ток» и должны познакомиться с очень важным электрическим прибором.

Давайте вспомним Пушкина: «Театр уж полон, Ложи блещут» и вот прозвенел третий звонок, и … перед началом спектакля медленно, постепенно гаснут электрические лампы в зрительном зале.

Как же это происходит?

Внимание! Черный ящик.

На демонстрационном столе собрана простейшая электрическая цепь (источник тока, лампочка на подставке, реостат, ключ). Реостат находится в черном ящике. Учитель демонстрирует выключение лампочки с помощью ключа, а затем реостата. Лампочка обыкновенного фонарика гаснет так же медленно, как и лампы в кинотеатре.

Что же в черном ящике?

Отвечают на приветствие учителя. Настраиваются на занятие.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.

С целью мотивации детей к учебной деятельности на уроке демонстрационный эксперимент

Вызов. Актуализация опорных знаний .

настраивание учащихся на продуктивную деятельность, (создается эмоциональный настрой на восприятие нового материала).

Что бы ответить на этот вопрос учитель предлагает учащимся получить ключевое слово урока. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы и выбрать в слове нужную букву, номер которой указан в скобках.

  1. Физическая величина, характеризующая свойство проводников ограничивать силу тока в цепи (4)
  2. Чертеж, на котором изображен способ соединения электрических приборов в цепи (3)
  3. Ученый, открывший очень важный закон электричества (1)
  4. Проводник, имеющий определенное сопротивление (5)
  5. Слово, означающее движение или течение чего-то (1)
  6. Прибор для измерения силы тока в цепи (1)
  7. Единица измерения напряжения (5)

На доске заранее заготовлена табличка, в которую ребята вписывают необходимые буквы

В ходе работы учитель задает дополнительные вопросы для подготовки к хорошему восприятию новой темы. Вопросы:

1. Назовите основные характеристики электрического тока?

2. Какой закон связывает основные характеристики тока?

3. Сформулируйте закон Ома для участка цепи.

4. Запишите на доске формулу для расчета сопротивления проводника.

5. От чего зависит сопротивление проводника?

6. Как можно изменить сопротивление проводника? Чтобы ответить на этот вопрос давайте рассмотрим простейший реостат.

Учитель: На практике часто бывает необходимо регулировать силу тока в цепи, не только в зрительном зале. Водитель трамвая или троллейбуса, трогая машину с места, должен постепенно увеличивать силу тока в электродвигателе, иначе получится сильный рывок. Изменяют силу тока в динамике радиоприемника, регулируя громкость. Скорость вращения вала электродвигателя швейной машины также изменяется при изменении силы тока. Для уменьшения или увеличения силы тока служат приборы, называемые реостатами (открыть черный ящик и показать реостат).

Проблема: Как создать устройство для регулирования силы тока в цепи?

Учитель: Простейшим реостатом может служить простая проволока с очень большим удельным сопротивлением.

Комментарий учителя: при помощи подвижного контакта можно уменьшать или увеличивать длину включенного в цепь участка проволоки, тем самым, изменяя сопротивление цепи, а значит и силу тока в ней.

Однако такой реостат неудобен в обращении из-за больших размеров. Догадались уменьшить размеры прибора и сделали его компактным.

Сообщить ребятам, что дома они должны будут приготовить рассказ о реостате, напомнить уже известный план.

План рассказа о физическом приборе:

1. Историческая справка

2. Название и назначение

4. Принцип действия

5. Условное изображение на схемах

Формулировка темы и задач урока.

Участвуют в беседе, отвечая на вопросы, формулируя основные понятия

В ходе фронтального обсуждения вопросов, учащиеся корректируют свои знания

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о теме урока. Записывают тему урока в тетрадь. Ставят цели и задачи урока

Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Владеют нормами и техникой общения.

Контроль правильности ответов, учащихся на уровне произвольного внимания

Коммуникативные Аргументируют свою точку зрения, спорят и отстаивают свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

Приобретают опыт регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

С целью актуализации учебного содержания и активизации мыслительных операций целесообразно использовать __ фронтальную беседу

Формулирование учащимися темы и цели урока.

Коррекция ошибок и затруднений

По первому вопросу учитель сообщает, что слово реостат произошло от греческого реос – течение, поток, статос – неподвижный.

1840 год Б.С.Якоби доложил на заседании Петербургской академии наук об изобретении регулятора силы тока.

Определение: Реостат – это прибор, позволяющий плавно регулировать силу тока в электрической цепи.

Применение реостатов: Широко пользуются на практике для регулирования и ограничения тока в обмотках двигателей, генераторов и других электрических потребителях.

Различают реостаты пусковые, пускорегулировочные, нагрузочные, реостаты возбуждения.

Реостаты бывают жидкостными и угольными. В старших классах мы будем изучать реостаты, являющиеся делителями напряжения — потенциометры

Сегодня на уроке познакомимся с ползунковым и ступенчатым реостатом.

Учитель: (Показывает разобранный реостат) Данную проволоку можно намотать на керамический цилиндр, концы проволоки вывести, и не забывать про скользящий контакт. Тогда мы получим прибор, о котором пойдёт речь на нашем уроке. Этот прибор называется ползунковый реостат. Далее идет работа с учебником. Обучающиеся самостоятельно ищут в учебнике ответ на первый пункт плана, делают записи в тетради, показывают, используя ползунковый реостат, находящийся на столе учителя, основные части прибора: 1) керамический цилиндр

2) проволока с большим удельным сопротивлением

Знакомство со ступенчатым реостатом:

На раме из изолятора укреплены проволочные спирали. Нижние концы спиралей закреплены на контактах и расположены по дуге окружности. Металлический рычаг может касаться любого из этих контактов и включать в цепь то или иное количество спиралей. Сопротивление при этом изменяется как бы ступенями. Это не очень удобно, т к сопротивление меняется рывками.

При работе реостаты нагреваются, допустимое нагревание на 70-80 °С над окружающей температурой, при сильных токах применяют реостаты из толстой проволоки, никогда обмотку не делают в несколько рядов. Иногда применяется не круглая проволока, а плоская лента, при той же площади сечения поверхность соприкосновения с воздухом будет больше и охлаждение лучше.

Условное обозначение реостата

Как работает реостат? Чтобы ответить на данный пункт плана, необходимо выполнить лабораторный опыт «Регулирование силы тока реостатом».

формируют умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы

Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Осуществляют выбор эффективных путей и средств достижения целей.

Формирование умения слушать в соответствии с целевой установкой. Планировать и корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний.

Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной

деятельности. Владеют нормами и техникой общения.

С целью организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия и его фиксации, целесообразно использовать метод ______ фронтальной беседы __________

Контроль и самоконтроль

Практическое задание: Регулирование силы тока реостатом.

Правила работы с реостатами

  1. Недопустимо касаться руками рабочих частей реостата.
  2. Нельзя выводить реостат полностью из цепи.

(Задание выполняется по указаниям к лабораторной работе №5 на странице 173. обратить внимание на правила пользования реостатом см стр. 174, а также технику безопасности при работе с электрическими цепями. Изобразить в рабочих тетрадях схему электрической цепи по рисунку на стр. 173. Работа с рисунком 76а, где стрелками показано направление тока, протекающего через реостат и со схемой:

Укажите положение ползунка реостата, если сопротивление реостата:

  • Полностью выведено
  • Полностью введено)

Учитель контролирует работу. Проверяет правильность сборки электрической цепи.

(После выполнения лабораторной работы ученики самостоятельно делают вывод).

Вывод. Увеличение сопротивления реостата приводит к уменьшению силы тока в цепи и наоборот.

формируют умение концентрировать внимание

закрепляют умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание Работа в парах, оформляют лабораторную работу в тетрадях.

Умение определять и формулировать цель исследовательской деятельности на уроке; самостоятельно контролировать свое время и управлять им; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; адекватно оценивать свои возможности достижения цели.

Умение работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; владеть нормами и техникой общения; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; аргументировать свою точку зрения, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

заполнять м дополнять таблицы; потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности.

С целью фиксирования и отработки полученных знаний, считаю целесообразным провести __ работу в малых группах (парах) ___________

Обобщение и систематизация знаний.

Обобщение затруднений учащихся

Предлагает выполнить ТЕСТ

1. Для чего предназначены реостаты:

А) для изменения напряжения

Б) для изменения сопротивления проводника

В) для изменения силы тока

2. Из чего состоит реостат?

А) ползунок, керамический цилиндр, проволока с большим удельным сопротивлением, стержень, зажимы.

Б) ползунок, керамический цилиндр, проволока с большим удельным сопротивлением, зажимы.

В) ползунок, керамический цилиндр, проволока с большим удельным сопротивлением

3. Как можно изменять сопротивление реостата, включенного в цепь?

А) изменить длину проволоки

Б) передвинуть ползунок

В) изменить площадь поперечного сечения.

4. В электрическую цепь включены лампа и реостат (схема представлена на рисунке)

Куда надо передвинуть ползунок реостата, чтобы лампа светилась ярче?

А) ползунок оставить на месте.

На интерактивной доске правильные ответы:

Проводится взаимопроверка (обмен тетрадями)

Обучающиеся выполняют тест

Участвуют в обсуждении во фронтальном режиме

Формирование навыков: работы с информацией: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

Умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; адекватно оценивать свои возможности достижения цели.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

С целью закрепление навыков новых знаний, целесообразно на данном этапе выполнить тест ____________________________________

Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.

Подведение итогов деятельности Самоанализ

Обучение методике выполнения домашнего задания

Предлагает учащимся вернуться к цели и задачам урока, проанализировать степень их достижения, объяснить результаты эксперимента

Объясняет объем домашнего задания, форму его выполнения, методы работы с домашним заданием.

§ 47 упр. 31 (2,3) на стр.135

Творческое задание: изготовить самодельный реостат из графитового карандаша.

На сегодняшнем уроке я узнал (научился, понял) …

Фиксируют домашнее задание, слушают инструктаж по его выполнению, осмысливают домашнее задание, при необходимости задают вопросы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

Оценить собственную деятельность на уроке; дать качественную оценку всего класса поможет проведенная на уроке рефлексия.

1. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. — М.: Дрофа, 2009. 2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 класс – М.: Просвещение, 2010.

3. Чеботарева В.А. Тесты по физике. 8 класс – Издательство «Экзамен», 2009.

Источник

Регулирование силы тока реостатом лабораторная работа 6 ответы схема

ЧАСТЬ I. Регулирование силы тока в цепи.

Цель первой части работы: Научиться регулировать силу тока в цепи.

Оборудование: Источник тока, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода.

Вводная часть: Как известно силу тока в участке цепи можно подсчитать так: I = U/R. Таким образом, меняя сопротивление цепи R (сопротивление реостата), можно будет регулировать силу тока I (т.е. увеличивать или уменьшать ее). Прибор, сопротивление которого можно менять, называется реостатом. Таким образом, силу тока в цепи регулируют реостатом.
реостатКак устроен реостат? Известно, сопротивление R зависит от длины той части проводника, по которой течет ток: R = ρl /S. На этой зависимости и основано устройство реостата. Возьмите в руки реостат и рассмотрите его устройство. Обратите внимание на проволоку, намотанную на керамический каркас (на рис. слева показана голубым цветом). Она и создает сопротивление реостата. Меняя положение движка (смещая вправо/влево) можно менять длину той части проволоки, по которой проходит электрический ток (меняя длину l, меняем сопротивление R, а значит и силу тока I). Проведите пальчиком по реостату от левого проводка к правому, чтобы показать себе, каким путем ток проходит по реостату, если вы поняли, как это работает. Переместите движок реостата так, чтобы его сопротивление было наименьшим ( l = 0). Переместите движок реостата так, чтобы его сопротивление было наибольшим, проверяя каждый раз движением пальчика по реостату, большая или маленькая часть проволоки реостата будет задействована в цепи.

Ход первой части работы:Схема для л/р
Попробуйте самостоятельно собрать схему (слева) и порегулировать силу тока реостатом, запишите результаты ваших исследований. В крайнем случае, смотри подсказку хода работы.
1. Соберите электрическую цепь по схеме (см. справа).
Ключ перед началом работы должен быть разомкнут, а реостат выведен на максимальное сопротивление.
Обратите внимание, потребитель тока (лампочка) всегда подключается последовательно к регулирующему силу тока элементу (реостату).
2. Включите цепь и снимите показания амперметра и вольтметра.
3. Начинайте передвигать движок реостата в сторону уменьшения сопротивления. Делайте это постепенно, до самого конца. Наблюдайте за показаниями амперметра. Одновременно наблюдайте за накалом лампочки при уменьшении сопротивления реостата. Как при этом меняются показания вольтметра?
4. Теперь начните перемещать движок реостата в обратную сторону. Как при этом меняются сила тока и накал лампочки? Как меняются показания вольтметра?
5. Сделайте вывод о том, как зависит сила тока и накал лампочки от сопротивления реостата. А также меняется ли заметным образом напряжение в цепи при изменении силы тока? Ответьте на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы к первой части:
1. Как можно увеличить (уменьшить) силу тока в цепи.
2. Для чего, например, бывает нужно менять силу тока?
3. Как можно уменьшить накал лампочки?
4. В какую сторону надо переместить движок реостата (см. рис. выше слева), чтобы увеличить сопротивление реостата?
5. В какую сторону надо переместить движок реостата (см. рис. выше слева), чтобы увеличить силу тока?
6. В какую сторону надо переместить движок реостата (см. рис. выше слева), чтобы увеличить накал лампы?

ЧАСТЬ II. Регулирование напряжения в цепи.

Цель второй части работы: Научиться регулировать напряжение на участке цепи.

Оборудование: Источник тока, потенциометр, светодиод, амперметр, вольтметр, ключ, соединительные провода.

потенциометрВводная часть: Напряжение на участке цепи регулируют потенциометром. Как известно напряжение на участке цепи можно подсчитать так: U =IR. Таким образом, меняя сопротивление участка цепи R (одной из ветвей потенциометра, например 2-3 в нашей схеме), можно будет менять напряжение U на этом участке цепи (между точками 2-3).
Потенциометр отличается от реостата тремя выводами для подключения в цепь, а не двумя, как у реостата.

Ход второй части работы:Схема для л/р
Попробуйте самостоятельно собрать схему (слева) и порегулировать напряжение потенциометром, запишите результаты ваших исследований. В крайнем случае, смотри подсказку хода работы.
1. Соберите электрическую цепь по схеме (см. справа).
Ключ перед началом работы должен быть разомкнут, а потенциометр выведен на минимальное сопротивление (по схеме вправо).
Обратите внимание, потребитель напряжения (светодиод) подключается всегда параллельно к регулятору напряжения.
2. Включите цепь и снимите показания приборов: амперметра и вольтметра.
3. Начните перемещать движок потенциометра по схеме влево. Следите за показаниями амперметра и вольтметра. Как они меняются? При каком напряжении загорелся светодиод? Запишите это значение в лист отчета.
4. Теперь начните перемещать движок потенциометра по схеме вправо. Следите за показаниями амперметра и вольтметра. Как они меняются? При каком напряжении погас светодиод? Запишите это значение в лист отчета.
5. Сделайте вывод о том, как зависит напряжение от сопротивления правой части потенциометра (участок 2-3). А также меняется ли заметным образом сила тока в цепи при изменении напряжения? Ответьте на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы ко второй части:
1. Как можно увеличить (уменьшить) напряжение на участке цепи.
2. Для чего, например, бывает нужно менять напряжение?
3. Какими способами можно погасить светодиод?
4. В какую сторону надо переместить движок реостата (см. схему выше справа), чтобы увеличить напряжение?
5. В какую сторону надо переместить движок реостата (см. схему выше справа), чтобы зажечь светодиод?
6. В чем разница в подключении потребителей при регулировании силы тока и регулировании напряжения?

Источник

Читайте также:  Высоковольтные делители напряжения переменного тока