Меню

Рабочие вышкой за провода

Книга: Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ

Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:

VII. Работа грузоподъемных машин в охранной зоне линий электропередачи или на расстоянии менее 30 м от ближайшего провода

7.1. Строительно-монтажные работы с применением грузоподъемных машин в охранной зоне действующей линии электропередачи напряжением более 42 вольт следует производить под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ грузоподъемными машинами, при наличии письменного разрешения организации-владельца линии и наряд-допуска (приложение 2) на производство работ в местах действия опасных или вредных факторов, выданного непосредственному руководителю работ, и наряд-допусков (приложение 3) на производство работ грузоподъемными машинами вблизи воздушной линии электропередачи, выданного крановщику (оператору, машинисту). При установке грузоподъемных машин в охранной зоне воздушной линии электропередачи необходимо снять напряжение с воздушной линии электропередачи.

7.2. Охранная зона вдоль воздушной линии электропередачи согласно ГОСТ 12.1.051-90 устанавливается в виде воздушного пространства над землей, ограниченного параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии на расстоянии от крайних проводов по горизонтали, указанном в таблице 4 и представленном на рисунке 28.

Таблица 4 — Охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи

Напряжение линии, кВ

Условные обозначения:

— участок опасной зоны ЛЭП, в которой запрещается работа грузоподъемных машин, но допускается передвижение крана поперек ЛЭП.

— участок опасной зоны ЛЭП, в которой запрещается во всех случаях работа грузоподъемных машин, нахождение людей и конструкций крана при передвижении без отключения напряжения.

— граница охранной зоны ЛЭП (см. таблицу 4);

— граница опасной зоны ЛЭП (см. таблицу 5).

Рисунок 28 — Работа грузоподъемных кранов в охранной зоне ЛЭП

Таблица 5 — Границы опасных зон

Расстояние от людей, применяемых ими инструментов, приспособлений и временных ограждений, м

Расстояния от механизмов и грузоподъемных машин в рабочем и транспортном положении, от стропов, грузозахватных приспособлений и грузов, м

В остальных электроустановках

Не нормируется (без прикосновения)

800 (постоянный ток)

7.3. Охранная зона вдоль подземных кабельных линий электропередачи устанавливается в виде участка земли, ограниченного параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии на расстоянии по горизонтали 1 м от крайних кабелей.

7.4. Опасной зоной вдоль воздушной линии электропередачи, в которой действует опасность поражения электрическим током, является пространство, заключенное между вертикальными плоскостями, отстоящими от крайних проводов, находящихся под напряжением, на соответствующем расстоянии. Границы опасных зон, в пределах которых действует опасность поражения электрическим током, устанавливается СНиП 12-03-2001 (приложение 4) в размерах, указанных в таблице 5.

7.5. При обоснованной невозможности снятия напряжения с воздушной линии электропередачи работу строительных машин в охранной зоне линии электропередачи разрешается производить при условии выполнения следующих требований:

а) расстояние от подъемной или выдвижной части строительной машины в любом ее положении до ближайшего провода находящейся под напряжением воздушной линии электропередачи должно быть не менее указанного в таблице 6.

б) корпуса машин, за исключением машин на гусеничном ходу, заземляются при помощи инвентарного переносного заземления.

Таблица 6 — Допустимые расстояния при работе машин в охранной зоне ЛЭП, находящейся под напряжением

Напряжение воздушной линии, кВ

минимально измеряемое техническими средствами

Свыше 35 до 110

Свыше 110 до 220

Свыше 220 до 400

Свыше 400 до 750

Свыше 750 до 1150

7.6. На выполнение работ в зонах действия опасных производственных факторов, возникновение которых не связано с характером выполняемых работ, выдается наряд-допуск согласно форме приложения 2.

Наряд-допуск выдается непосредственному руководителю работ (мастеру, бригадиру и т.п.) лицом, уполномоченным приказом руководителя организации. Перед началом работ руководитель работы обязан ознакомить работников с мероприятиями по безопасности производства работ и оформить инструктаж с записью в наряде-допуске.

7.7. При производстве работ в охранной зоне линии электропередачи или в пределах разрывов, установленных правилами охраны высоковольтных электрических сетей, наряд-допуск может быть выдан только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи.

7.8. Производство работ грузоподъемными машинами на расстоянии менее 30 м от их подъемной выдвижной части в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи, находящейся под напряжением более 42 В, производится по нарядам-допускам согласно приложению В, выдаваемым крановщику (оператору, машинисту) и определяющему безопасные условия работы.

7.9. Условия работы грузоподъемных машин в охранной зоне ЛЭП или ближе 30 м от крайних проводов разрабатываются в ППР. Заявка на работу крана в охранной зоне ЛЭП подается не менее чем за 12 суток до начала работы владельцу ЛЭП.

Установка кранов, перемещающихся по рельсовым путям, в охранной зоне воздушных линий электропередачи согласовывается с владельцем линии. Разрешение на такую установку для выполнения строительно-монтажных работ хранится вместе с проектом производства работ.

7.10. Работа стреловых кранов и кранов-манипуляторов под неотключенными контактными проводами городского транспорта может производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1 м при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме и перемещении стрелы.

Читайте также:  Провода для с варки

7.11. Работа грузоподъемных машин вблизи линий электропередач производится под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ грузоподъемными машинами, которое указывает крановщику (оператору, машинисту) место установки грузоподъемной машины и произвести запись в вахтенном журнале о разрешении работ: «Установку крана (крана-манипулятора, подъемника) в указанном мною месте проверил. Работу разрешаю» и поставить свою подпись и дату.*

* Текст соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

Оформление наряда-допуска и с соответствующей отметкой в путевом листе на работу стрелового крана в охранной зоне ЛЭП или ближе 30 м от ее крайних проводов производится независимо от наличия на кране прибора, сигнализирующего об опасном приближении стрелы

крана к находящимся под напряжением проводам, и (или) устройства, отключающего механизмы крана при опасном приближении стрелы к проводам, находящимся под напряжением.

7.12. Производство погрузочно-разгрузочных работ с применением стреловых кранов при наличии ЛЭП над погрузочными площадками железнодорожных станций или складов запрещается.

7.13. Стреловые краны с выносными опорами при работе устанавливаются на все имеющиеся у них опоры.

Установка стрелового крана в охранной зоне линии электропередачи на аутригеры и расцепление стропов перед подъемом стрелы осуществляется непосредственно машинистом крана без привлечения стропальщика.

7.14. При проезде по дорогам под ЛЭП, находящейся под напряжением, подъемные или выдвижные части грузоподъемных машин должны находиться в транспортном положении.

Проезд автотранспорта и грузоподъемных машин вне дорог под проводами ЛЭП следует производить в местах наименьшего провисания проводов, т.е. вблизи опор.

Грузоподъемные машины высотой более 4,5 м должны проезжать под ЛЭП только в предусмотренных для этого местах.

Скорость движения определяется местными условиями, но не должна превышать 10 км/ч.

Источник

Работа крана вблизи ЛЭП – нормы и правила безопасности

Высоковольтные линии электропередач – опасные объекты, работать вблизи которых надо с осторожностью и соблюдением норм безопасности. Работы крана вблизи ЛЭП ведут, только если расстояние до линий электропередач не будет меньше 30 м. Иначе требуются допуски.

пример установки крана

Правила работы крана вблизи ЛЭП

Когда работа крана вблизи ЛЭП ближе 30 метров, то оператору требуется получить наряд-допуск, в котором будут определены безопасные условия труда. Расстояние высчитывается таким образом.

В расчет берется расстояние от выдвижной части подъемного крана в любом ее положении, от груза, подвешенного на стреле, до вертикальной плоскости, которая образуется от проекции, проведенной от кабеля под прямым углом до земли.

По воздушной линии электропередач должно протекать не менее 42 Вольт.

правила установки

Приказы владельцев крана и подрядчиков устанавливают порядок организации производства рядом с линиями электропередач, выдачи инструктажа рабочих и наряд-допуска.

При составлении наряд-допуска учитываются стандарты и правила безопасности, прописанные в ГОСТ 12.1.013—78, который переиздавался в апреле 2001 года.

Организация, выдающая наряд, определяет время действия. Наряд-допуск получает крановщик на руки, непосредственно перед работами. Исполнителю, то есть крановщику, запрещается самовольно выбирать место установки крана рядом с ЛЭП и проводить непосредственно установку.

Этот момент отмечается записью в путевом листе. Если потребуется физическое перемещение крана с одного места на другое, составляется и выдают новый допуск.

Лицо указывает крановщику точное место, в котором должен быть установлен кран, обеспечивает выполнение условий труда, оговоренных в выданном наряд-допуске. Затем вносят запись в вахтенный журнал крановщика о том, что разрешение выдано.

стрела под лэп

Если работа выполняется в охранной зоне электропередач, в пределах разрывов, которые установлены «Правилами охраны высоковольтных электросетей», наряд-допуск не может быть выдан без согласования с организацией, эксплуатирующей линий электропередач.

нормы охранной зоны

К охранным зонам ЛЭП относятся участки земли и пространства, находящиеся между плоскостями, расположенными по сторонам от вертикальных проекций на землю крайних проводов – все графически нарисовано на схеме сверху.

Чем выше напряжение сети, тем большими будут отступы:

  1. До 1кВ – 2 метра.
  2. От 1 до 20кВ – 10 метров.
  3. 35кВ – 15 метров.
  4. 110кВ – 20 метров.
  5. От 150 до 220кВ – 25 метров.
  6. От 330 до 500кВ – 30 метров.
  7. 750кВ – 40 метров.
  8. 1150кВ – 50 метров.

При этом расстояние от крайних проводов до крана и переносимого груза будет составлять:

  • До 1кВ – 1,5 метра.
  • От 1 до 20кВ – 2 метра.
  • До 110кВ – 4 метра.
  • От 110 до 220кВ – 5 метров.
  • 330кВ – 6 метров.
  • До 800 кВ – 9 метров.

Когда крановщики состоят в штате энергетического предприятия, а работы выполняются персоналом, который и эксплуатирует электроустановки, то наряд допуск на работу самоходных кранов вблизи высоковольтных линий электропередач будет выдаваться по нормам и порядкам, установленным в отрасли.

Работа может выполняться и под неподключенными электрическими проводами городского транспорта (троллейбус, трамваи). Допуск разрешается, если расстояние между контактными проводами и стрелой крана не меньше 1000 мм или 1-го метра.

При этом надо делать упор (ограничитель), который не даст этому расстоянию стать меньше. Он ограничивает максимальную высоту подъема стрелы у крана. Оно показано на следующей фотографии.

Читайте также:  Монтажные системы для проводов

ограничитель на стреле

Составленный наряд-допуск должен быть подписан главным инженером, руководителем, или иным ответственным лицом, утвержденным приказом.

Предприятие, которое будет работать вблизи ЛЭП, должно согласовать свои действия, порядок и безопасность работ с владельцем электрической сети. Если напряжение сети меньше 1кВ, то запрос на согласование подается не менее чем за 3 суток. Когда напряжение выше – 12 суток.

Наряд-допуск составляется в 2-х экземплярах. Один из них — на хранении у лица, отвечающего за безопасность работ кранового оборудования, а второй выдают на руки крановщику для непосредственного ознакомления.

Ведется регистрация наряд-допусков в отдельном журнале. Срок хранения вторых экземпляров, которые находятся и лица, отвечающего за безопасность, составляет 12 месяцев.

трактор под лэп

Порядок работы кранов вблизи линии электропередач

Крановщик, заехавший на объект, сначала должен представиться лицу, отвечающему за безопасность. Он дает ему удостоверение машиниста автокрана, путевой лист и вахтенный журнал.

Ответственное лицо проверяет записи об исправном состоянии крана, имеющиеся в путевом листе и вахтенном журнале. Обращает внимание на трафаретную надпись на кабине крана о сроках частичного и полного технического осмотра.

Потом машинист знакомится с характером работы и условиями их безопасного производства.

Устанавливать стреловые краны непосредственно под воздушной линией электропередач и выполнять так работу запрещено.

Установка крана вблизи ЛЭП идет только на специально подготовленной и утрамбованной площадке. Делать установку на рыхлом основании, наклонной плоскости под углом, превышающим градус в паспорте крана, запрещено.

При необходимости установки крана на выносные опоры, он должен быть установлен на все опоры. Под них подкладываются прочные и устойчивые прокладки, являющие инвентарной принадлежностью установки.

кран на опорах

Машинист совместно со стропальщиками обязан проверить исправность стропов, на которых должны быть бирки с указанием номера и даты испытаний. Проверяются на исправность предохранительные замки на крюках.

Лицо, ответственное за безопасность, дает команду машинисту привести кран в рабочее положение. Убедившись, что все стропы одинаковой длины, и ни одна из них не достает до земли, лицо, отвечающее за безопасность, отдает команду на поворот стрелы и начало работ.

Затем выполняется строповка, о которой будет рассказано в следующей главе.

Такелажные и стропальные работы – меры обеспечения безопасности при работе рядом с ЛЭП

Данные виды работ предполагают разные ситуации, для которых прописаны свои требования и нормы. Рассмотрим их все по отдельности.

Перемещение груза с находящимися на нем людьми и только людей

Такие перемещения запрещены Правилами устройства грузоподъемных кранов и их эксплуатации.

Манипуляция может быть проведена в порядке исключения, когда выдана инструкция и получено согласование с органами российского Гостехнадзора.

При этом может использоваться только кран мостового типа и должна быть оборудована кабина, которая обеспечит полную безопасность людей. Требования по безопасности кабины разрабатываются отдельно.

Так как мостовые краны являются стационарными (с ограниченным передвижением), их вблизи ЛЭП не используют. А значит, данная манипуляция в рассматриваемой ситуации полностью исключается.

мостовой кран

Перемещение груза над строениями, внутри которых находятся люди

Над перекрытиями производственных, служебных и жилых помещений, в которых в данный момент могут находиться люди, перемещение грузов запрещено.

Мероприятие может быть организовано, но только после получения на то разрешения от органов Гостехнадзора, разработки соответствующих мероприятий, обеспечивающие полную безопасность людей и имущества.

работа подъемника

Строповка грузов в стесненном пространстве

Кранам приходится работать не только на открытых площадках. Иногда работа выполняется в непосредственной близости от стен, колонн, станков, штабелей, железнодорожных вагонов. Не допускают нахождение людей в зоне между поднимаемым грузом и объектами.

Требование выполняется при подъеме и опускании груза.

задние опоры машины

Определение опасных зон

Каждый рабочий, находящийся рядом с краном, должен быть проинформирован об опасных зонах, в которых нельзя находиться во время работы крана. Естественно, и крановщик ориентируется на эти зоны:

  1. Между строениями, штабелями, прочими препятствиями и поворотной башней крана должно соблюдаться минимальное расстояние в 1 метр.
  2. Опасными зонами также считаются участки, над которыми идет перемещение грузов. Определяются они как расстояние от крайней точки горизонтально построенной проекции наименьшего наружного габаритного размера груза, или от стены строения с прибавлением наибольшего габаритного размера груза, который падает, и минимального отлета груза в сторону при его падении.

Это все сложно понять при словесном описании, поэтому рассмотрите следующую картинку, на которой все показано наглядно.

опасное расстояние

Используя эти данные, производится расчет по формуле.

Строповка грузов на высоте

Чтобы обеспечить безопасность персонала и техники при строповке или расстроповке грузов на высоте, необходимо выполнить следующее:

варианты строповки

  1. Применяются устройства автоматической и дистанционной строповки грузозахватных устройств.
  2. Рабочие места обеспечиваются всеми необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты. К таковым относят леса, ограждения, подмостки, страховочные пояса и прочее.
  3. Укрупнительная сборка оборудования и различных конструкций, подъем которых будет осуществляться, выполняется на земле.
  4. Рабочие места, находящиеся на высоте, должны поддерживаться в надлежащем состоянии. На них не должно быть наледи, снега, мусора и посторонних предметов, которые могут помешать работе.

Вернуться к оглавлению

Перемещение и подъем опасных грузов

Особое внимание к соблюдению техники безопасности вблизи ЛЭП, да и не только, необходимо проявлять при перемещении опасных грузов. К таковым относятся вещества, изделия и материалы, которые обладают свойствами, способными в процессе перемещения привести в определенных условиях к гибели, отравлению, получению травмы, заболеванию, облучению, пожару взрыву, повреждения техники и зданий.

Читайте также:  Лямбда хонда цивик провода

опасный груз

К таким работам допускаются только люди, прошедшие предварительное медицинское обследование. Категория их здоровья должна соответствовать характеру деятельности.

Все требования определяются государственными стандартами. Также крановщики и прочий персонал проходят соответствующее техническое обучение.

После его прохождения происходит аттестация. Данный класс работников должен быть обучен оказывать первую доврачебную помощь.

Перемещение груза несколькими кранами

Это сложная манипуляция, которую также может потребоваться выполнить рядом с линиями электропередач. Можно ее проводить только при непосредственном руководстве лицом, отвечающим за безопасность, выполняемых кранами.

Еще ориентируются на проект производства или технологическую карту, в которых приводятся допустимые схемы строповки, перемещения груза, применяемые меры безопасности и порядок проведения работы.

Рекомендуют применять однотипные краны и траверсы. Основная опасность возникает при неравномерном распределении нагрузок между кранами. Еще может произойти расцепление строп или раскачивание груза, ведь канаты часто находятся в наклонном положении.

Перед работами каждый крановщик инструктируется о скорости подъема груза, максимальной высоте и условных сигналах, которые будут применяться.

Видео: охранная зона ЛЭП и правила работы автокрана

Завершение

Соблюдение всех правил при работе вблизи линий электропередач – это не просто слова. Такие объекты являются повышенными источниками опасности для жизни и здоровья крановщиков и другого персонала. Все обязаны проходить инструктаж. За несоблюдение правил на строительной площадке в 2021 году определенные лица несут ответственность, вплоть до уголовной.

Источник



Рабочие вышкой за провода

  • Главная
  • Светильники
  • Опоры
  • Мачты
  • Молниеотводы
  • МАФы
  • Проекты
  • Доставка
  • Блог
  • Контакты
  • Общий каталог
  • Уличное
  • Промышленное
  • Архитектурное
  • Для теплиц

Монтаж и ремонт опор воздушных линий (ВЛ) относят к категории сложных и особо опасных работ по нескольким причинам:

  • Работы производятся на большой высоте.
  • Рабочее место постоянно меняется: один или несколько раз в день.
  • Работники рассредотачиваются вдоль воздушных линий, поэтому их разделяют целые пролеты между столбами.
  • В процессе работы постоянно нужно проверять отсутствие напряжения и осуществлять контроль за состоянием заземления опор.
  • Иногда работы осуществляются в неблагоприятных погодных условиях.

Учитывая перечисленные сложные условия, от бригады требуется строгое соблюдение правил и мер безопасности при работах на опорах ВЛ. Каждый член бригады должен постоянно контролировать свои действия и окружающую обстановку. К работам допускаются только сотрудники, ежегодно подтверждающие свою группу по электробезопасности.

Все правила и требования с более подробным описанием можно найти в ряде документов:

  • ТИ Р М-069-2002, содержащем типовую инструкцию по охране труда для электромонтеров.
  • Приказе Минтруда России от 24.07.2013 № 328н, части XXXVIII.
  • Правилах техники безопасности при электромонтажных и наладочных работах от 24 мая 1990 года.
  • РД 153-34.3-03.285-2002 от 1 января 2003 года.

Работы по ремонту опор ВЛ могут осуществляться в разных условиях:

  • на отключенных ВЛ;
  • на ВЛ под напряжением;
  • на ВЛ вблизи ЛЭП более 1 кВ;
  • на двухцепной линии при отключении только одной цепи;
  • на отключенной фазе линии при двух других фазах под напряжением.

При выполнении работ без снятия напряжения должно быть минимум 2 человека, причем производитель работ с классом электробезопасности от IV, а остальные – от III.

Основные требования безопасности при работе на опорах ЛЭП:

  • Нельзя находиться под опорой, на которой осуществляются работы.
  • При монтаже кабелей на анкерной опоре не допускается находиться со стороны натянутого провода.
  • На угловых опорах запрещается подниматься и работать со стороны внутреннего угла.
  • Провода снимают всегда по одному, а не все сразу. Когда остаются 2 последних провода, опору укрепляют с 3-4 сторон, чтобы предотвратить падение рабочего. Дополнительно укрепляют также два соседних столба.

Для выполнения работ рабочие могут передвигаться по проводам с сечением не менее 240 мм2 и тросам сечением не менее 70 мм2. Еще один способ передвижения – тележка. Ее устанавливают на провода, надежно фиксируют, и только после этого в нее может сесть рабочий. Ему необходимо страховаться за 2 провода, а при передвижении обязательно быть в рукавицах.

Лучшим способом подъема рабочих с точки зрения удобства и безопасности считают специальные подъемные устройства: телескопическая вышка, автогидроподъемник и пр. Если их применение невозможно или указанные механизмы отсутствуют, можно использовать другие варианты.

В случае с деревянными и железобетонными опорами подъем осуществляется при помощи когтей-лазов различной конструкции. Для обслуживания металлических опор допускается использовать сами опоры. Для таких случаев производители предусматривают дополнительные конструкции:

  • На опорах выше 20 м – лестницы или ступеньки.
  • На опорах ниже 20 м – ступеньки допустимы, если уголки решетки имеют наклон более 30°, а расстояние между точками ее крепления к поясам больше 60 см.

Лестницы могут быть закрепленными на опоре или специальными монтажными, которые устанавливают только на период ремонта.

Источник