Меню

Прибор контроля тока утечки троллейбуса

Г. П. Николаевым типовая инструкция по обеспечению электробезопасности троллейбусов

3.1.1. Диэлектрические перчатки и галоши должны быть сухими и чистыми.

3.1.2. Водителю категорически запрещается заменять предохранители высоковольтных цепей и ремонтировать электрическую аппаратуру при поставленных на контактные провода токоприемниках и без диэлектрических перчаток.

3.1.3. Водителям эксплуатировать троллейбус при токе утечки более 3 мА (1,5 мА — при изолированной системе). При токе утечки более 3 мА и невозможности устранения причин утечки троллейбус должен быть отправлен в депо на буксире.

3.1.4. По прибытии в депо водитель обязан сообщить приемщику об обнаруженной утечки тока, вывесить на троллейбус трафарет «Токоутечка» и сообщить об этом дежурному ремонтному персоналу.

3.1.5. Водителям троллейбусов запрещается поручать кому-либо перестановку (установку) токоприемников, кроме водителей других троллейбусов, ревизоров движения и работников бригады скорой технической помощи.

3.1.6. Запрещается заменять и наращивать веревку токоприемника проволокой или другими токопроводящими материалами.

3.1.7. При обрыве контактного провода водитель обязан:

— находиться не ближе 5 метров от оборванного провода;

— не допускать посторонних лиц в зону упавшего провода, предупреждать водителей проходящего транспорта об опасности;

— вызвать скорую техническую помощь (сообщить линейному ревизору) и до их прибытия не покидать места аварии.
3.2. Способы линейного контроля тока утечки.

3.2.1. Линейный контроль тока утечки желательно осуществлять с помощью бортовых сигнализаторов токов утечки, а при отсутствии их — на конечных пунктах маршрутов с помощью специальных устройств или магнитоэлектрического миллиамперметра с диапазоном измерения 0-10 мА, классом точности не ниже 1,5 подключенного между кузовом троллейбуса и заземлителем, и вольтметром до 1000 В для измерения напряжения контактной сети в момент отсчета тока утечки. (См. приложение 4)

Допускается на конечных пунктах производить определение тока утечки с кузова троллейбуса на землю с помощью специальных устройств и аппаратов. При этом применяемые приборы, устройства и аппараты должны иметь отметку о прохождении метрологической поверки и быть аттестованными, пользование ими должно осуществляться в соответствии с инструкцией изготовителя.

3.2.2. При изолированной системе электроснабжения или в случае, если возможен въезд троллейбуса на участок, питаемый от изолированной системы, применение бортовых сигнализаторов с входным сопротивлением менее 200 кОм категорически запрещается.
3.3. При обнаружении тока утечки, свидетельствующем о нарушении изоляции, водитель обязан:

а) остановить троллейбус у тротуара в месте, удаленном от остановки;

б) отключить автоматический выключатель и с помощью дистанционного управления штангоуловителем опустить токоприемники;

-несколько раз предупредить пассажиров об опасности выхода из троллейбуса;

-надеть диэлектрические перчатки;

-открыть переднюю дверь;

-выпрыгнуть из троллейбуса;

-опустить вручную токоприемники и завести штанги за лиры;

в) открыть двери и высадить пассажиров;

г) вызвать техническую помощь для отправки троллейбуса в депо для ремонта.

3.4. Порядок контроля изоляции троллейбуса на конечном пункте (выполняется аттестованным слесарем электриком, имеющим разрешение руководителя предприятия на проведение таких работ):

— после высадки пассажиров подвести троллейбус к специальному контрольному пункту;

— спереди и сзади троллейбуса установить переносные ограждения с надписью:

СТОЙ — ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ!;

— при необходимости установить и боковые ограждения;

— поставить обе штанги на плюсовой контактный провод;

— присоединить провод щупа к заземлителю и зафиксировать щуп на неизолированном месте корпуса (например на бампере);

— включить все в/В вспомогательные цепи и установить контроллер на маневровую позицию;

— снять показания контрольного устройства с учетом поправки (см. Приложение 4);

— в случае повышенного тока утечки троллейбус направить в депо на ремонт с помощью буксира.

3.5. В качестве заземления могут быть использованы специальный контур заземления, естественные заземлители (например оболочки кабелей, проложенных в земле), а при их отсутствии — искусственный заземлитель (стальной стержень диаметром 12-15 мм или уголок 40х40 мм длиной 4-5 м, забитый в грунт).

3.5.1. Контроль тока утечки при отсутствии бортового сигнализатора рекомендуется производить на конечных станциях при каждом оборотном рейсе в дождливую погоду и через каждые 4-5 часа — в сухую погоду.

(рекомендуемое)
Форма журнала контроля токов утечки при ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР, КР

(рекомендуемое)
Форма журнала проверки изоляции при ТО-1

(рекомендуемое)
Форма журнала проверок изоляции при ТО-2, ТР, КР

(рекомендуемое)
Протокол испытания электрической прочности изоляции

Приложение 4.
Требования к устройствам для контроля токов утечки
1. Устройства стационарные для контроля токов утечки в депо или на конечных станциях в качестве испытательного напряжения могут использовать напряжение контактной сети или напряжение 600 В постоянного тока от автономного источника. В случае использования напряжения контактной сети в качестве испытательного следует вносить соответствующую поправку к измеренной величине тока утечки, используя формулу:

Читайте также:  Нулевой ток при равных фазных

где: IУ — величина тока утечки (мА), приведенная к напряжению 600 В;

IмА — ток утечки по показаниям миллиамперметра, мА;

UН — номинальное напряжение контактной сети, равное 600 В;

U — напряжение контактной сети по показанию вольтметра, В.

При отсутствии специальных устройств для измерения тока утечки в депо и на конечных станциях рекомендуется использовать измерительную схему, представленную на рис.П1. Контактная щетка (щуп) Щ касается кузова троллейбуса, установленного на специальном контрольном посту. Ток утечки протекает по цепи: контактная щетка Щ — резистор R — миллиамперметр мА — заземлитель. Резистор R защищает миллиамперметр от чрезмерного тока при плохом состоянии изоляции. Для определения величины тока утечки необходимо нажать кнопку К, что подсоединяет миллиамперметр к кузову троллейбуса.
Рис. П1.

Принципиальная схема измерения тока утечки.

2. Бортовые устройства контроля тока утечки, устанавливаемые на троллейбусах, должны удовлетворять следующим требованиям:

2.1. Подключение устройства к схеме троллейбуса не должно увеличивать ток утечки с кузова троллейбуса.

2.2. Показания устройства для контроля тока утечки, установленного на данном троллейбусе не должны находиться в зависимости от состояния изоляции (величины тока утечки) других троллейбусов, находящихся на том же участке контактной сети.

2.3. Устройства, предназначенные для использования при питании троллейбусов от систем электроснабжения с заземленным отрицательным полюсом, подключаемые между кузовом троллейбуса и минусовой цепью силовой схемы троллейбуса, должны иметь автоматическое устройство, компенсирующее падение напряжения в отрицательном проводе контактной сети.

2.4. Устройства, подключаемые между корпусом троллейбуса и минусовой цепью силовой схемы троллейбуса, применять при питании троллейбуса от системы электроснабжения с изолированными полюсами запрещается.

2.5. Бортовые устройства должны иметь звуковую сигнализацию о появлении опасного тока утечки, а также световой или стрелочный индикатор.

2.6. Техническое обслуживание и проверка приборов и сигнализаторов должна производиться в соответствии с требованиями изготовителя.

Приложение 5
Перечень приборов, которые используются транспортными предприятиями для замера сопротивления изоляции и контроля токов утечки.
1. г. Барнаул

1.Прибор УКЧ-3П, представляющий собой переносное устройство, состоящее из щупа и миллиамперметра.

2.Стационарный прибор СТУ, расположенный при въезде на ремонтные канавы.

1.Пороговый сигнализатор токов ПСТ-4 (2шт.);

2.Стационарный прибор для контроля тока утечки, изготовленный нашим предприятием (1шт.);

3.Миллиамперметр 4 мА.

Контроль токов утечки во всех троллейбусных депо и на конечных пунктах маршрутов ведется на контрольных постах миллиамперметром со шкалой от 0 до 10 мА методом и по схемам, изложенным в действующей инструкции.

Устройство представляет собой преобразователь напряжения 24/600 В постоянного тока оснащено защитой от КЗ, устройством защитного отключения для безопасности работы обслуживающего персонала и измерительного блока с интегральной шкалой прибора 5мА, 10мА, а также оснащен блоком самопроверки. Переносное устройство питается от бортовой сети троллейбуса напряжением 24В и используется для контроля токов утечки при ремонтах и обслуживаниях в условиях депо, а также на конечных станциях при обслуживании троллейбусов на линии.

5. г. Ростов на Дону

1.Троллейбусные депо используют следующее оборудование для контроля за токами утечки:

— стационарное устройство в проеме выездных ворот со щупом, касающимся корпуса троллейбуса при выпуске на линию. Если ток утечки на корпусе превышает норму, срабатывает свето-звуковая сигнализация.

— стационарное устройство на территории ремиза, оборудованное вольтметром (показывает напряжение на корпусе троллейбуса), миллиамперметром (показывает ток утечки с корпуса) и щупом.

— переносной прибор УКИЗП-230.00.000 ТО, производства НИКТИ ГК г. Киева со щупом и миллиамперметром со шкалой 10 МА.

1. На всех конечных станциях внедряется автоматическая система контроля тока утечки после каждого оборотного рейса троллейбуса. Для этих целей используется стационарный пороговый сигнализатор ПСТ-4.

2. Троллейбусные парки дополнительно приобрели ручные и стационарные приборы по контролю и замерам токов утечек. (УКИ-ЗП, УКТУ-232 г. Киев, ИТУ-2 г. С.Петербург).

Источник



Прибор контроля тока утечки троллейбуса

Устройство и эксплуатация троллейбуса


Наши дополнительные сервисы и сайты:

e-mail: office@matrixplus.ru
tender@matrixplus.ru
icq: 613603564
skype: matrixplus2012
телефон +79173107414
+79173107418

г. С аратов

Просвещаемся Как правильно и быстро отмыть борта и днище катера от водорослей, тины, ракушечника, водного камня?

Каким средством отмыть катер от тины и водорослей

Купить химию для мойки бортов катеров и яхт

Удаляем быстро всю зелень и отложения с бортов катера и яхты

Где купить оптом химию, моющие средства для мойки катеров и яхт

Вот так с Фаворит-К для мойки катеров можно быстро и без особых усилий отмыть днище и борта катера от любых водных отложений. Читать далее про Фаворит-К.

Токи утечки

Высокое сопротивление изоляции электрических цепей троллейбуса обеспечивает не только безаварийную работу электрооборудования, но и безопасность пассажиров и обслуживающего персонала. В связи с тем что питание цепей троллейбуса осуществляется от контактной сети напряжением 600 В, всякое ухудшение или нарушение изоляции токоведущих частей может вызвать появление на корпусе троллейбуса некоторого потенциала по отношению к земле. Человек, стоящий на земле и касающийся металлических частей кузова, пропустит ток утечки через себя. Величина токов утечки зависит от потенциала на корпусе троллейбуса и может быть опасной для жизни человека.

Читайте также:  Ток обмена его определяющие

Наиболее часто токи утечки возникают в сырую погоду, так как дождь, туман, мокрый снег значительно понижают сопротивление изоляции, особенно при попадании на токоведущие части грязи, медной и угольной пыли.

Контроль сопротивления изоляции обязателен при всех видах осмотра и ремонта. Для этого измеряют либо ток утечки с кузова троллейбуса на землю, либо сопротивление изоляции токопро-водящих цепей с помощью мегомметра. Ток утечки можно измерить быстрее, чем сопротивление изоляции, поэтому при ежесуточном контрольном осмотре эта операция обязательна.

Рис. 149. Принципиальная схема замера тока утечки с помощью миллиамперметра тА, токоограничивающего резистора R с кнопкой К и щупа Ш

Рис. 149. Принципиальная схема замера тока утечки с помощью миллиамперметра тА, токоограничивающего резистора R с кнопкой К и щупа Ш

Для измерения тока утечки используются магнитоэлектрические миллиамперметры с пределами измерения от 0 до 5мА или от 0 до 10 мА, причем шкала должна позволять отсчитывать ток утечки от 0,5 мА. При замере тока утечки оба токоприемника необходимо установить на плюсовой провод контактной сети, включить все высоковольтные и низковольтные цепи троллейбуса, чтобы провода и электроаппараты находились под полным напряжением относительно земли. Затем щупом прибора (рис. 149) касаются металлической части корпуса троллейбуса, свободной от грязи и краски. Отклонение стрелки миллиамперметра за ограничительную красную черту свидетельствует о наличии неисправности в электрических цепях троллейбуса. В этом случае кнопку К нажимать нельзя. Если стрелка отклонилась до ограничительной черты, то нужно нажать кнопку К и по шкале прибора определить истинное значение тока утечки. Допустимая величина тока утечки для троллейбусов, находящихся в эксплуатации, 3 мА, для новых или после капитального ремонта — 1 мА при номинальном напряжении сети. Общее сопротивление изоляции должно быть не менее 0,2 МОм в сырую погоду. Ток утечки измеряется по приходе троллейбуса в парк (до осмотра) и перед выходом на линию.

Резистор R предохраняет индикатор от чрезмерных токов при плохом состоянии изоляции. Вольтметр позволяет корректировать показания миллиамперметра в случае отклонения напряжения контактной сети от номинального. В настоящее время в троллейбусных парках осмотровые канавы оборудуются специальными постами диагностики токов утечки ПСТ-1, ПСТ-2, ПСТ-3 со световой и звуковой сигнализацией. Токосъем производится автоматически: щуп касается металлических поверхностей движущегося троллейбуса. Сигнализатор выдает информацию о состоянии изоляции электрооборудования и тока утечки.

Пусковые и шунтовые реостаты, стеклообогреватели, печи, вспомогательные двигатели и индуктивный шунт изолированы от корпуса троллейбуса, поэтому ток утечки от этого оборудования проверяют, подключая щуп к их защитным кожухам.

На троллейбусе 9Тр-21 для проверки сопротивления изоляции имеется специальная розетка, установленная на приборном щитке водителя. Зажимы розетки обозначены А, В, С, D, Е, К. На крышке розетки помещена инструкция по измерению изоляции. При снятых токоприемниках и включенном выключателе 300 батареи сопротивление изоляции должно быть не ниже 0,6 МОм при теплом состоянии аппаратов троллейбуса и 3 МОм — при холодном состоянии. При включенном автоматическом выключателе, положении реверсора и нажатой ходовой педали измеряют следующие цепи: между зажимами А-К — общее сопротивление изоляции троллейбуса, между зажимами В-D и В-Е — соответственно сопротивление изоляции основания правого и левого токоприемников. При опущенной ходовой педали между зажимами Л-К измеряют сопротивление изоляции тягового двигателя, контроллера и пускотормозных реостатов. При включенных автоматическом выключателе, двигателе компрессора, отоплении и стеклообогреве, выключенном реверсоре и отпущенных педалях между зажимами В-К измеряют сопротивление изоляции цепи, состоящей из токоприемника, двигателя компрессора, отопления, стеклообогревателя и автоматического выключателя: между зажимами С-К — сопротивление якоря тягового двигателя, между Е-К и D-К- сопротивление основания соответственно правого и левого токоприемников по отношению к корпусу троллейбуса.

для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- «Фаворит К» и «Фаворит Щ», внутренняя и наружная замывка вагонов.

Источник

Прибор контроля тока утечки троллейбуса

Прибой-2

  • Электрическая схема подключения прибора

УКИ

  • Устройство контроля изоляции. Перечень элементов.

Перечень элементов

  • Назначение прибора, краткие характеристики.

Производство ООО «Техническая Дирекция АРС ТЕРМ»

УКИ-0602 ТУ 3459-001-23553718-05 предназначено для использования в качестве дополнительного оборудования троллейбусов и является бортовым сигнализатором тока утечки от оборудования соединённого с контактной сетью на землю через корпус троллейбуса. Кроме того, изделие обеспечивает контроль попадания на корпус троллейбуса напряжения контактной сети, что сопровождается светозвуковой мигающей сигнализацией.
Устройство УКИ-0602 обеспечивает возможность коммутации, при помощи встроенного электронного ключа, элемента внешней сигнализации или обмотки реле при питании их от бортовой сети троллейбуса (24 В) и токе потребления не более 1А.
Устройство предназначено для эксплуатации как в системах с изолированными полюсами, так и в системах с заземлённым отрицательным полюсом контактной сети троллейбусов.

Читайте также:  Ток можно подавать обмотку трансформатора

Прибой-2

  • Электрическая схема подключения СКТУ

Контроль токоутечки

Перечень элементов

Производство ООО «ТрансПрибор» г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Прибор СКТУ обеспечивает непрерывный контроль тока утечки при движении троллейбуса по маршруту за счет измерения напряжения и тока между корпусом троллейбуса и дорожным покрытием с помощью подвижного контакта (щупа) – стального троса, изолированного от корпуса троллейбуса.
В приборе реализована 2-х пороговая схема контроля тока утечки (1-й порог – предупредительный, когда постоянная составляющая тока утечки достигает значения 2 мА, и 2-й порог – аварийный, когда постоянная составляющая тока утечки достигает порога безопасности в 3 мА) и схема контроля наличия на корпусе троллейбуса высокого напряжения (выше заданного порога 400В).
При достижении измеренной постоянной составляющей тока утечки 1-го порога прибор выдает на панель водителя световой сигнал «ПОРОГ» (индикатор желтого цвета), а при достижении измеренной постоянной составляющей тока утечки 2-го порога прибор выдает световой (индикатор красного цвета «АВАРИЯ») и звуковой сигналы водителю, а также с заданной временной задержкой (по умолчанию – 15 сек) сигнал на устройство защитного отключения (ГШУ, ПШУ и т.п.) троллейбуса от контактной сети.
Кроме того, сигнал «АВАРИЯ» и звуковой сигнал выдаются прибором в случаях превышения переменной составляющей измеренного тока утечки величины 11,5 мА, а так же появления на корпусе троллейбуса напряжения выше 400 В.
Непрерывный контроль переменной составляющей тока утечки обеспечивается в диапазоне частот от 0 до 3 кГц.
СКТУ имеет сертификат соответствия № ДСАТ RU.MT.77OC044, выданный органом по сертификации «НТЦ НИИ ГЭТ» со сроком действия до 20.04.2020 г..

  • Краткие характеристики прибора

Характеристики

  • Электрическая схема подключения УАКСИ

Контроль токоутечки

  • Описание и краткая характеристика

Производство ООО «ЭТОН» г.Жодино, Беларусь

Устройство автоматического контроля сопротивления изоляции предназначено для измерения сопротивления изоляции высоковольтного оборудования троллейбуса.
Внимание! В режиме проверки троллейбус должен быть отключен от контактной сети. На клеммах разъема XS присутствует напряжение 1000 В.
При подведении к устройству питания 24В, на его лицевой панели засветится лампа «Питание». Нажатие кнопки «ТЕСТ» запускает режим проверки сопротивления изоляции последовательно по десяти каналам измерения. После прохождения проверки, на каждом из десяти каналов загорится индикатор, соответствующий сопротивлению цепи, подключенной к этому каналу.
При сопротивлении выше 1200 кОм – загорится зеленый индикатор.
При сопротивлении ниже 1200 кОм, но выше 600 кОм – загорится желтый индикатор.
При сопротивлении ниже 600 кОм – загорится красный индикатор.
На панель водителя выводится информация о самом низком сопротивлении изоляции, обнаруженном при проверке всех каналов.

Источник

ПАКТУ-02 — прибор автоматического контроля тока утечки (измеритель коэффициента третьей гармоники)

Назначение прибора автоматического контроля тока утечки (измеритель коэффициента третьей гармоники) ПАКТУ-02:

Прибор автоматического контроля тока утечки ПАКТУ-02 предназначен для оценки работоспособности ограничителей перенапряжений нелинейных, в которых в качестве нелинейных элементов используются оксидно-цинковые варисторы, а также отдельных оксидно-цинковых варисторов разных типов. Применяется для периодического контроля элементов защиты от грозовых и коммутационных перенапряжений систем железнодорожной автоматики и телемеханики (ЖАТ) и других систем защиты электрооборудования

Прибор позволяет измерять:

  • Среднеквадратичное значение напряжения первой гармоники 50 Гц (U1);
  • Среднеквадратичное значение напряжения третьей гармоники 150 Гц (U3);
  • Среднеквадратичное значение напряжения в полосе 50-500 Гц (UΣ);
  • Отношение U3 / U1, выраженное в процентах;
  • Отношение U3 / U1 = К3, К3 – коэффициент третьей гармоники, в %;
    (По коэффициенту третьей гармоники производится оценка активной составляющей тока утечки).
  • Точность измерений ±0,5% на всех режимах;
  • Обеспечивается контроль напряжения внутреннего источника питания;
  • Точность измерений во всех режимах поддерживается в течение длительного периода эксплуатации при периодическом проведении калибровки;
  • Прибор сохраняет свои метрологические характеристики при температуре окружающей среды от -100°C до +400°C.

Описание прибора автоматического контроля тока утечки (измеритель коэффициента третьей гармоники) ПАКТУ-02:

Прибор ПАКТУ-02 состоит из измерительного блока и специального входного кабеля К-100.

В состав входного кабеля К-100 входит разветвитель, содержащий схему защиты, предохраняющую попадание на вход измерительного блока напряжения 220В.

Оценка величины активной составляющей тока утечки под рабочим напряжением с целью фиксации параметров ОПН при вводе в эксплуатацию и их изменения в течение эксплуатации под воздействием импульсных разрядных токов, а также предотвращения аварийных выходов ОПН из строя выполняется по схеме Рис.1.

Рис.1. Схема работы прибора автоматического контроля тока утечки ПАКТУ-02

1, 2 – линия, защищаемая от импульсных перенапряжений;
3 – устройство защиты от перенапряжений УЗП1-500 или другой варистор;
4 – соединительный кабель с разветвителем К-100;
5 – измерительный блок.

Источник