Меню

Плачу по сломанному счетчику за воду

В каких случаях жильцы обязаны менять приборы учета воды и как это сделать

Счетчики воды – обязательный атрибут каждой современной квартиры. Выгода от установки водомеров быстро компенсирует затраты. Но иногда жильцов ставят перед фактом. В квартире раздается звонок, некие люди от имени управляющей компании требуют внеплановой поверки или замены счетчиков воды и диктуют порядок действий. Разберемся, насколько правомерны эти требования.

Законные основания для замены

Необходимо помнить, что все водомеры, выпущенные в России, имеют ресурс 12 лет, поэтому требования замены не имеют под собой никакого юридического фундамента.

Специалисты жилищно-коммунальных служб никогда не обзванивают своих клиентов, не напоминают им о том, что выходят сроки поверки приборов учета или истекает их назначенный ресурс. Следить за этим – обязанность пользователя. Все телефонное общение между клиентами и ЖКХ сводится к тому, чтобы передать показания счетчиков холодной и горячей воды.

Даже если звонка от клиента не будет, квитанция на оплату формируется по средним нормам потребления на каждого жителя. То есть в звонке управляющей компании жильцу нет никакого смысла.

Если же вам звонят и требуют заменить счетчик, ссылаясь на требования законов, скорее всего это мошенники. Эти люди действуют, влияя на доверчивые и незащищенные социальные слои: пенсионеров, одиноких женщин, других слабо знающих законодательство граждан.

Закона о замене счетчиков воды не существует. Существуют законодательные акты, предписывающие обязательную установку приборов водоучета и регламентирующие оплату воды гражданами, подобные приборы не установившие.

Плановые поверки счетчиковпроводятся через 4 года для горячей воды, через 6 лет — для холодной. Проводят их фирмы, имеющие соответствующие лицензии, со снятием прибора или на месте установки. При этом поверка на месте занимает считанные минуты и стоит в пределах 500-700 рублей в зависимости от региона.

Поверка с демонтажом длится несколько дней, хоть и обходится раза в два дешевле. Но в этом случае придется перекрывать воду всего стояка на время поверки.

Также перед демонтажом будет необходимо составить акт с представителями ЖКХ о целостности пломбы на водомерном узле.

Конечно, жителям крупных городов выгоднее вызвать метролога на дом, тогда как в удаленных населенных пунктах приходится либо снимать и везти прибор на поверку в город, либо приобретать новый, что оказывается на порядок дешевле.

Метрологические организации, осуществляющие поверку, однозначно бракуют счетчики при наличии следующих признаков:

  • запотевшее изнутри стекло счетного механизма;
  • вода в счетном механизме;
  • каплеобразование в корпусе;
  • отсутствие вращения или его неравномерность.

Итогом поверки может быть замена водосчетчиков, если по результатам исследований прибор неисправен.

Кроме того, процедура замены счетчиков горячей и холодной воды проводится в случае, если приборы дают заведомо неверные показатели. Это может произойти из-за производственного дефекта или из-за деформации измерительного элемента.

В обоих случаях стоит обратиться в обслуживающую дом организацию с заявлением на замену водомера. Предварительно счетчик необходимо купить.

Хотя имеется одна оговорка. Законодательство РФ предусматривает возможность плановой замены водомеров при создании предприятиями более совершенного прибора. Но для этого необходимо новое издание Федерального закона, которого пока нет.

Ремонт или замена

Среди пользователей давно ведутся споры, что выгоднее: заменить или отремонтировать вышедший из строя счетчик воды. Некоторые граждане, увидев несомненный плюс для своего кармана, установили водомеры в своих квартирах еще в начале двухтысячных годов. Из года в год количество установивших приборы учета постоянно растет.

Сейчас буквально единицы платят по среднему тарифу. То есть в стране работает многомиллионная партия водомеров – приборов для точного измерения, которые имеют свойство выходить из строя. Как же определить неисправный счетчик?

Основные признаки неисправности:

  • несоответствие показаний реальному количеству пропущенной через водомер воды;
  • отсутствие вращения или прерывистое вращение индикатора;
  • трещины, деформация корпуса, негерметичность счетного механизма.

Причины, ведущие к возникновению неисправностей:

  • ошибки при установке;
  • нарушение герметичности корпуса из-за механических воздействий;
  • засорение водопровода;
  • чрезмерный водяной напор;
  • превышение эксплуатационной температуры;
  • выход из строя счетного механизма.

Нужно ли в случае неисправности менять счетчики воды? При обнаружении дефектов или неисправностей необходимо уведомить управляющую организацию и вызвать на дом специалиста. Вместе с ним составить акт о целостности пломб и демонтировать счетчик. После этого отвезти прибор в сервисную компанию.

Стоит заглянуть в паспорт и уточнить, не закончился ли гарантийный срок эксплуатации. Обычно он составляет от 12 месяцев до 2 лет. Если этот срок еще не вышел, пользователь имеет право на бесплатный ремонт или замену.

Все это просто сделать в больших городах. Жителям глубинки в случае неисправности счетчика стоит крепко призадуматься над рентабельностью его ремонта.

Несложно представить, как долго необходимо ждать представителя ЖКХ, сколько продлится ремонт и в какую сумму он обойдется. При этом нужно учитывать, что во время ремонта воды в квартире не будет. А если будет установлена специальная вставка, то считать начнут по общим нормативам на потребление. После всех этих раскладок, сразу возникает неудержимое желание провести замену водяного счетчика.

Конечно, можно обратиться в суд для истребования компенсации затрат на приобретение и установку нового прибора, но это очень хлопотно.

Читайте также:  Передать показания счетчика за воду двк по нижегородской области

Плановая замена водомеров

Замена счетчика проводится в четырех случаях:

  1. Возникшая неисправность прибора, когда ремонтировать его невозможно или нерентабельно.
  2. Несоответствие прибора классу точности (по результатам плановой поверки).
  3. Окончание срока службы, прописанного в паспорте изделия.
  4. Плановая замена счетчиков по указанию Федерального закона (его в настоящий момент нет).

Когда же планово менять счетчики на воду? К плановым заменам относятся два последних случая. Именно они заранее спланированы. Первые два варианта относятся к категории внезапных замен, спланировать которые невозможно.

За чей счет меняется счетчик

Согласно действующему законодательству счетчик приобретается и устанавливается за счет квартиросъемщиков. Это платная услуга. Однако если проводить монтаж самостоятельно, то можно сэкономить более тысячи рублей.

Имеется ряд льготных категорий граждан, для которых замена водомеров производится бесплатно:

  • малообеспеченные граждане;
  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • семьи, в которых есть ребенок-инвалид.

Все остальные граждане, помимо самого счетчика, оплачивают и монтаж и пломбировку.

Алгоритм действий, если прибор учета меняет мастер

Массово счетчики на воду граждане начали ставить в середине двухтысячных. Именно сейчас подходит время замены приборов. У многих истекает время поверки, которая настолько затратна физически, морально и материально, что проще и дешевле купить новый, чем поверять или ремонтировать старый прибор.

Итак, принято решение на замену счетчика на горячую и холодную воду. Каков же порядок действий жильца?

Для замены прибора жителям крупных населенных пунктов стоит обратиться в сертифицированную на этой сфере деятельности организацию. Сотрудники компании проведут работы и документальное оформление замены «под ключ» за определенное финансовое вознаграждение. Его размер колеблется в пределах 500 – 3000 рублей в зависимости от региона.

Жителям небольших населенных пунктов и уверенным в себе гражданам можно порекомендовать следующие телодвижения по установке и замене счетчиков воды:

  1. Обратиться в управляющую компанию с заявкой на замену и вызвать на дом представителя для осмотра пломб и составления акта вывода счетчика из эксплуатации. При этом чиновник обязан оставить бланк заявления на оплату разрешения на установку счетчиков.
  2. Оплатить разрешение на установку счетчиков воды в квартире.
  3. Прибрести в магазине счетчики, не забывая проверить наличие в паспорте отметок о дате производства и гарантийных обязательствах завода-изготовителя.
  4. Вызвать сантехников для проведения монтажа, причем необходимы лицензированные специалисты, которые после выполнения работ смогут предоставить подтверждающие документы (копии лицензии, договор на оказание услуг, документы об оплате). Это связано с гарантией на водомер.
  5. Снова вызвать представителя управляющей компании, чтобы опломбировать и оформить акт замены счетчика воды.
  6. Дождаться утверждения актов в управляющей компании.
  7. Забрать в управляющей компании и передать в бухгалтерию утвержденные акты о выводе из эксплуатации и замене.
  8. Ждать результатов пересчета счетов за водоснабжение.

Можно ли делать это самостоятельно

Конечно, замена водомеров – достаточно накладное для семейного бюджета мероприятие. Хочется хоть немного на этом сэкономить.

Как заменить счетчики на воду в квартире подешевле? Только если менять самостоятельно, вызывая представителей управляющей компании лишь для того, чтобы составить акт замены счетчика воды.

Сам по себе процесс довольно прост. После осмотра пломб представителем ЖКХ с составлением акта, перекрывается вода, откручиваются гайки на сгонах, снимается прибор. После этого, лентой фум обматывается наружная резьба, вставляется новый водомер, гайки наживляются от руки на три четверти резьбового хода, проводится затяжка ключом. Далее открывается перекрывной кран и проверяется герметичность резьбового соединения.

Все, счетчик установлен.

Однако нужно четко осознавать, что в этом случае прибор «слетает» с гарантии. В принципе, игра стоит свеч, особенно в периферийных населенных пунктах, где найти сертифицированных специалистов по монтажу приборов учета невозможно, и пользователь, вместо того, чтобы платить постороннему дяде, вооружившись разводным ключом, сам за 15 минут выполнит эти несложные манипуляции. Даже если прибор окажется неисправным, ехать куда-то в центр за сотни километров ради того, чтобы сдать по гарантии несчастный прибор за 500 рублей, никто не будет.

В заключение стоит повторить все изложенные выше рекомендации:

  1. Никто не имеет права обязать жильца досрочно поменять счетчик.
  2. Жильцы обязаны своевременно предоставлять водомеры на поверку.
  3. Далеко не всегда поверка и ремонт прибора оправдан экономически.
  4. Замену счетчика жильцы производят за свой счет, за редким исключением.
  5. Для проведения работ по замене и вводу изделия в эксплуатацию необходимо вызвать сотрудника управляющей компании.
  6. Если есть желание сэкономить на демонтажно-монтажных работах, можно провести замену самостоятельно.

Источник



23.01.2017 | Расчеты при выходе ИПУ из строя

Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ) устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний приборов учета соответствующих коммунальных ресурсов, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления, утвержденных органами госвласти субъектов РФ (часть 1 статьи 157 ЖК РФ). И если порядок расчета объема потребленной в жилом помещении коммунальной услуги в случае наличия прибора учета (исходя из его показаний) и в случае отсутствия прибора учета (исходя из норматива потребления и количества постоянно и временно проживающих потребителей), в общем-то, понятен, то расчет объема потребления коммунальной услуги в случаях, если прибор учета вышел из строя или истек срок поверки такого прибора, часто вызывает вопросы. Ранее на сайте АКАТО была опубликована статья с разъяснениями указанных вопросов, однако в связи с принятием ПП РФ от 26.12.2016 N1498 представленные ранее разъяснения с 01.01.2017 утратили актуальность. В настоящей статье разъяснен вопрос расчета стоимости коммунальных услуг, потребленных на индивидуальные нужды в случае выхода из строя ИПУ, с учетом поправок, вступивших в силу с 01.01.2017.

Читайте также:  Газовые счетчики бытовые bk g4t

Что считается неисправностью прибора учета?

Согласно пункту 81.12 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N 354 (далее — Правила 354):
«81(12). Прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета».

Объем коммунальных услуг на индивидуальные нужды

Порядок расчета платы за коммунальную услугу в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального прибора учета (далее — ИПУ) соответствующего коммунального ресурса регламентируется подпунктом «а» пункта 59 и пунктом 59(2) Правил 354 (в редакции ПП РФ от 26.12.2016 N1498):

«59. Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления — исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, — то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления — не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, — начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, — то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;

59(2). В случае если период работы индивидуального или общего (квартирного) прибора учета составил меньше 3 месяцев (для отопления — менее 3 месяцев отопительного периода), то в случаях, указанных в пункте 59 настоящих Правил, плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых или нежилых помещениях за расчетный период, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг».

Из приведенной нормы следует:

1. Среднемесячные показания индивидуального прибора учета в расчетах стоимости коммунальных услуг применяются в случае, если прибор учета коммунального ресурса до момента выхода из строя эксплуатировался не менее 3 месяцев (для отопления: не менее 3 месяцев в течение отопительного периода и исключительно в случае, предусмотренном пунктом 42(1) Правил 354 — то есть, если многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета и все 100% помещения дома оборудованы ИПУ, в других случаях показания ИПУ отопления к учету не принимаются и в расчетах не используются).

2. Среднемесячные показания ИПУ применяются в расчетах с момента выхода прибора из строя (если такой момент определить невозможно, то с начала расчетного периода, в котором неисправность обнаружена) и до момента введения прибора учета в эксплуатацию, либо до момента истечения 3 расчетных периодов для жилых помещений (2 расчетных периодов для нежилых помещений), в течение которых среднемесячные показания ИПУ применялись в расчетах.

3. Если прибор учета до момента его выхода из строя работал менее 3 месяцев (для отопления — менее 3 месяцев отопительного периода), то среднемесячный объем потребления услуги по указанному прибору не определяется, расчет ведется по нормативу потребления коммунальной услуги. Важно отметить, что в указанном случае расчет по нормативу ведется не с даты выхода прибора учета из строя, а с начала расчетного периода, в котором прибор учета вышел из строя — пункт 59(2) Правил 354 устанавливает: «плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям … за расчетный период, определяется исходя из нормативов потребления…».

Читайте также:  Блок питания для счетчика энергомера

Необходимо обратить внимание, что из буквального прочтения пункта 59 Правил 354 следует, что количество расчетных периодов, в течение которых в расчетах применяется среднемесячный объем потребления услуги, не зависит от момента начала применения такого объема в первый расчетный период.

Пример: ИПУ, эксплуатируемый в жилом помещении, вышел из строя 21 сентября. В этом случае среднемесячный объем потребления применяется в расчетах платы за коммунальную услугу в течение трех расчетных периодов — сентябрь, октябрь и ноябрь. Расчеты за октябрь и за ноябрь, разумеется, будут идентичны — среднемесячный объем потребления, определенный по ИПУ, умноженный на тариф. Расчет за сентябрь зависит от конкретной даты возникновения неисправности ИПУ. В нашем примере в расчете с 1 по 20 сентября (период исправной работы ИПУ) используется объем, определенный по показаниям ИПУ, с 21 по 30 сентября (период выхода ИПУ из строя) используется среднемесячный объем с учетом доли количества дней, в течение которых прибор был неисправен, от общего количества дней месяца. Всего в сентябре 30 дней, прибор был неисправен в течение 10 дней (с 21 по 30), следовательно, подлежащий оплате объем потребления услуги с 21 по 30 сентября рассчитывается как среднемесячный объем, определенный по показаниям ИПУ, умноженный на 10/30 (1/3 среднемесячного объема). Важно понимать, что при выходе ИПУ из строя 21 сентября использование среднемесячного объема потребления до 21 декабря не предусмотрено, поскольку декабрь будет уже четвертым расчетным периодом, в течение которого используются этот объем, а Правила 354 не предусматривают применение среднемесячного объема более 3 расчетных периодов подряд, при этом не указывается, что такое применение должно быть именно в течение полных расчетных периодов.

Окончание применения среднемесячных показаний

В случае, если прибор учета не был введен в эксплуатацию и предельное количество расчетных периодов, в течение которых применяются среднемесячные показания прибора учета, истекло, то в последующие расчетные периоды расчет в соответствии с пунктом 60 Правил 354 ведется исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Исходя из ранее данных пояснений, такой расчет должен вестись исключительно с начала расчетного периода, следующего за последним из предельного количества расчетных периодов, в течение которых применялись среднемесячные показания прибора.

Дополнительно стоит отметить, что ряд исполнителей коммунальных услуг в вопросе определения даты начала расчета по нормативу в случаях выхода из строя приборов учета ссылаются на пункт 81.13 Правил 354:

«81(13). Потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении».

Исходя из приведенной нормы такие исполнители делают ничем не обоснованный вывод, что если потребитель не обеспечил устранение неисправности прибора учета в течение 30 дней, то после окончания такого 30‐дневного срока расчет должен вестись по нормативу потребления коммунальной услуги. Приверженцы такого мнения поясняют, что пункт 59 Правил 354, определяя количество расчетных периодов, в течение которых расчет ведется по среднемесячным показаниям прибора учета, содержат формулировку «не более», следовательно, количество таких периодов может быть менее установленного. И если потребитель нарушает возложенную на него пунктом 81.13 Правил 354 обязанность по ликвидации неисправности в 30‐дневный срок, в качестве некоторого «наказания» такие исполнители, руководствуясь выводами о допустимости снижения срока расчета по среднемесячным показаниям, переходят на расчет по нормативу.

На самом деле логика таких исполнителей коммунальных услуг ошибочна, их действия не основаны на законе. Действующее законодательство РФ не предусматривает никаких санкций, никаких наказаний в отношении потребителя, не исполнившего пункт 81.13 Правил 354. Формулировка «не более», примененная в пункте 59 Правил 354 свидетельствует лишь о том, что количество расчетных периодов, в течение которых применяются среднемесячные показания приборов учета, может быть уменьшено только в случае ввода прибора учета в эксплуатацию (при устранении неисправности, замене прибора и т.п.) — в этом случае применение пункта 59 будет уже неправомерно (так как прибор учета эксплуатируется), и период их применения, разумеется, прекращается.

Иных случаев уменьшения количества расчетных периодов, в течение которых используются среднемесячные показания приборов учета, законодательство РФ не предусматривает. При этом пункт 60 Правил 354 однозначно устанавливают, что расчет исходя из нормативов потребления коммунальной услуги производится «по истечении . предельного количества расчетных периодов» — то есть, до истечения предельного количества расчетных периодов, в которых применяются среднемесячные показания приборов учета, применение в расчетах норматива потребления не предусмотрено.

Источник