Меню

Обязанность собственников устанавливать счетчики

За чей счет меняются индивидуальные приборы учета ресурсов?

Краткое содержание:

С ростом платы за коммунальные ресурсы, а также подписанием закона о добровольно-принудительной установке приборов учета на все виды ресурсов, на правовых (и не только форумах) не стихают баталии на тему за чей счет должны устанавливаться приборы учета в квартирах и, как следствие, за чей счет они должны поверяться? Люди читают в интернете советы доморощенных «юристов», которые в свою очередь, своим незнанием законодательства вводят окружающих в заблуждение. В данной публикации я постараюсь подробно описать все аспекты замены и установки индивидуальных приборов учета.

Глава 1. Основные понятия и отличия категорий жильцов.

Итак, в РФ, все граждане, проживающие в жилых помещениях делятся на собственников и нанимателей.

Согласно ст. 30 Жилищного Кодекса РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом, несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Наниматель жилого помещения немного урезан в правах на жилье, но в тоже время, имеет ряд преимуществ по сравнению с собственником. Он занимает жилье на основании договора социального найма (собственником в данном случае будет являться муниципалитет), либо имеет договор аренды жилого помещения, заключенный с физическим лицом. Срок действия договора может быть фиксированным, либо бессрочным (т.е. до наступления смерти нанимателя). Наниматель оплачивает за потребленные коммунальные услуги, арендную плату (если она предусмотрена договором), но не платит взносы на капремонт, налог на имущество, не обязан оплачивать за ремонт имущества собственника, за исключением случаев, когда наниматель нанес ущерб имуществу собственника. При этом, члены семьи нанимателя, к примеру, муниципального жилья имеют право проживать в данном жилье и после смерти нанимателя, если на момент смерти были прописаны в данном жилье.

Глава 2. Порядок установки приборов учета, их обслуживания и поверки.

Согласно п 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), все собственники помещений в обязательном порядке должны оснастить свои помещения приборами учета коммунальных ресурсов. В целях стимулирования к этому, закон устанавливает штрафные повышающие коэффициенты для собственников, имеющих техническую возможность установки приборов учета, но не сделавших это по какой-то причине. Это подтверждается ч. 1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ: при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, могут быть применены повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, но это применимо только к собственникам. Наниматель для установки прибора учета должен обратиться письменно к наймодателю, как собственнику жилого помещения.

Рассмотрим основные вопросы по установке приборов учета и их периодической поверки:

1. Если прибор учета электроэнергии стоит на лестничной площадке, почему я должен (на) его менять за свой счет?

В пункте 5.6.10 Постановления Госстроя России от 27.09.2003 № 170 сказано, что отвечает за сохранность приборов учета, расположенных на лестничной площадке, организация, эксплуатирующая жилищный фонд. Обратите внимание, речь идет о «сохранности», а не обслуживании, замене или ремонте.

Читайте также:  Механический счетчик витков для намоточного станка

Таким образом, согласно норм действующего законодательства, можно сформировать следующую точку зрения:

-счетчик, если даже он расположен на лестничной площадке, является собственностью лица, чье помещение он обслуживает;

-такой счетчик не является общедомовым имуществом;

-управляющая организация его содержать не обязана;

-замена, ремонт, обслуживание такого счетчика – обязанность собственника той квартиры, которую счетчик обслуживает.

При этом стоит учитывать ряд норм законодательства. Так, в статье 36 Жилищного кодекса РФ можно найти признаки общего имущества дома: объект должен обслуживать две и более квартиры в доме (лестничный счетчик сюда явно не подходит). В статье 162 Жилищного кодекса РФ можно узнать, что управляющая организация обязана содержать только общее имущество. Из статьи 210 Гражданского кодекса РФ можно узнать, что бремя содержания имущества возлагается на собственника.

2. Если я наниматель жилого помещения, должен ли я менять (поверять) прибор учета за свой счет?

Как было сказано выше в п. 1, согласно ст. 210 ГК собственник несет бремя ответственности за состояние своего имущества. Вместе с тем, хочу заметить тот факт, что если договор найма предполагает тот факт, что бремя содержания имущества собственника будет перекладываться на вас, при учете соразмерного уменьшения платы за найм жилья на сумму расходов по содержанию имущества наймодателя, то осуществлять замену и установку приборов учета вам придется за свой счет, при учете того, что вы уведомите об этом наймодателя и согласуете с ним порядок возмещения ваших расходов в письменном порядке.

3. Как узнать есть ли у меня в помещении техническая возможность для установки приборов учета, при условии, что они раньше отсутствовали и начисление оплаты производилось по нормативу?

Согласно п. 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 28.12.2018) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»), ресурсоснабжающая организация обязана установить факт наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета с выдачей мне соответствующего акта, форма которого утверждена Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 N 627, который не составлен по настоящее время, в виду того, что техническая возможность по установке приборов учета без реконструкции невозможна, о чем сотрудники управляющей компании и ресурсоснабжающей организации осведомлены, но по сей день не предприняли попыток произвести обследование на предмет возможности установки приборов учета горячего и холодного водоснабжения.

Согласно абз. «а» п. 2 Приказа Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 N 627, техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении) отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев: «…установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования)…»

Если при строительстве Вашего многоквартирного дома, в проектной документации не было заложено использование индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения при потреблении соответствующих коммунальных ресурсов, а значит, при их установке, согласно действующих правовых норм потребуется выдача технических условий от ресурсоснабжающих организаций на установку индивидуальных приборов учета, разработка на основании выданных технических условий проекта установки, реконструкция соответствующих инженерных сетей, что повлечет за собой дополнительные расходы.

Читайте также:  Двухтарифный счетчик неправильное время

4. Я не стал устанавливать приборы учета, плачу по нормативу. Почему мне стали приписывать к нормативу коэффициент 1.5?

Действительно, принятый еще в 2009 году Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении» не включал в себя каких-либо санкций по отношению к тем гражданам, которые не установили счетчики на воду. Такая ситуация складывалась и с последующими актами, касающиеся вопроса переноса оснащения коммунальных систем приборами учета потребления воды. В связи с последними изменениями в законодательстве, статьей 157 ЖК РФ предусматривается уплата повышающих коэффициентов. Они обязательны к применению в расчетах платежей за коммуналку для тех потребителей, которые не поставили счетчики на воду и электрическую энергию.

Размер этого коэффициента, как для отопления так и для простого потребления воды, утвержден Постановлением Правительства от 16.04.2013 за № 344. Согласно положениям указанного документа с июля 2016 он составил 1,5, а с 2017 году уже 1,6. Однако позднее этот показатель был оставлен в размере 1,5 (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 года №603), и даже в 2019-м году он остается тем же самым.

Для тех, кто не установил счетчики на воду и электроэнергию платежи рассчитываются с учетом данного коэффициента. При этом его величина в разных регионах не меняется, как нормы потребления или тарифы. Эта мера призвана подтолкнуть потребителей к установке в своих квартирах (частных домах) приборов учета.

А что вы думаете по поводу того: есть ли реальная экономия от установки приборов учета в условиях постоянно дорожающих коммунальных ресурсов?

Источник



Установка, замена и поверка электросчетчиков: что изменилось с 1 июля?

Частнопрактикующий юрист, эксперт по правовому сопровождению деятельности организаций ЖКХ

специально для ГАРАНТ.РУ

С 1 июля 2020 года для цели учета электрической энергии подлежат установке счетчики с возможностью дистанционной передачи показаний. В законодательстве такие устройства именуются как интеллектуальная система учета электрической энергии (далее – ИСУЭ). Соответствующие изменения были внесены в Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. № 442 (далее – Основные положения), а также в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домом, утвержденные Постановлением Правительства от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354),

Обязанность по установке таких счетчиков лежит на гарантирующих поставщиках электроэнергии, а для потребителей услуг переход будет «бесплатным».

Счетчики, присоединенные к интеллектуальной системе учета, могут:

в автоматическом режиме передавать информацию о показаниях по проводным и (или) беспроводным сетям связи, а также по линиям электропередачи с применением соответствующих технологий;

ограничивать и (или) приостанавливать подачу электроэнергии без участия в процессе сотрудников сетевой организации;

оповещать сетевую организацию о фактах срабатывания вскрытия электронных пломб на корпусе и клеммной крышке прибора учета, воздействия магнитным полем счетчик, неработоспособности прибора учета вследствие аппаратного или программного сбоя, его отключения (после повторного включения), перезагрузки.

Установленные до 1 июля 2020 года счетчики подлежат замене на ИСУЭ при (п. 136 Основных положений):

  • выходе счетчика из строя;
  • истечении срока эксплуатации счетчика;
  • истечении межповерочного интервала.

При этом, замене подлежат как индивидуальные приборы учета, так и общедомовые.

В новостройках – многоквартирных домах, которые будут сданы в эксплуатацию с 1 января 2021 года, застройщик обязан устанавливать ИСУЭ (общедомовые и индивидуальные) и передать их гарантирующему поставщику для эксплуатации (п. 150 Основных положений).

Сколько будет стоить установка новых счетчиков электроэнергии?

Переход к современным счетчикам (далее – ИСУ) для потребителей будет формально бесплатным, поскольку расходы сетевых организаций, которые обязаны нести затраты по приобретению, установке и обслуживанию (поверке) ИСУ, будут в последующем в составе тарифов на электроэнергию, сбытовых надбавок и оплате за технологическое присоединение (подп. 12 п. 136 Основных положений).

Читайте также:  Где отремонтировать счетчик гранд

Таким образом, напрямую собственники не будут платить за новые счетчики, но будут оплачивать все расходы в составе тарифов на электроэнергию.

Платной будет замена счетчиков с 1 июля, если потребитель в отсутствии вышеуказанного основания по замене счетчика решит установить счетчик нового поколения.

Сроки и основания установки новых счетчиков

Сетевые организации обязаны установить ИСУЭ в течение 6 месяцев с даты:

  • получения обращения от потребителя об истечении интервала между поверками, срока эксплуатации, а также об утрате, о выходе прибора учета из строя и (или) его неисправности;
  • выявления истечения срока интервала между поверками, срока эксплуатации, неисправности прибора учета электрической энергии, выявленные в ходе проверок УК, ТСЖ или РСО. Такие положения установлены п. 80(2) Правил № 354.

Если потребитель сам не подал соответствующее заявление, форма и обязательные реквизиты которого на данный момент еще не утверждены, в адрес гарантирующего поставщика (чаще всего это городская электросеть, в Москве, например, это АО «Мосэнергосбыт»), то ответственности за это не наступит никакой (за исключением сокрытия факта выхода счетчика из строя). При этом, также не установлены точные сроки подачи таких обращений. По сути, это инициатива собственников, которые знают, что межповерочный интервал счетчиков истекает в ближайшее время, и собственник заблаговременно уведомляет об этом гарантирующего поставщика.

Если потребитель не подал обращение, то всю информацию об установленных счетчиках электроэнергии (в том числе сроки истечения межповерочных интервалов) и, соответственно, основаниях замены счетчиков, гарантирующий поставщик может получить по запросу всю исчерпывающую организацию от УК, ТСЖ и иных организаций, осуществляющих управление МКД (п. 18.2. Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями
утв. постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 г. № 124)

В свою очередь, помните, что при повреждении счетчика следует незамедлительно сообщить об этом в УК или ТСЖ (если в МКД заключены прямые договоры, то в адрес гарантирующего поставщика). В противном случае, если повреждение счетчика будет выявлено в ходе проверки, то будет произведен перерасчет исходя из норматива потребления.

При ненаправлении соответствующего уведомления в адрес сетевой организации, гарантирующий поставщик обязан уведомить потребителей о сроках замены счетчиков и сообщить об обязанности предоставить доступ в квартиру, если счетчики установлены в квартире, в письменной форме любым способом, позволяющим определить факт получения уведомления (почтовое отправление с уведомлением о вручении, вручение под расписку и т.д.). Если потребитель уклоняется от предоставления доступа в квартиру, то ИСУЭ установят в ином максимально приближенном к границе балансовой принадлежности месте (например, в коридоре МКД). А собственник будет уведомлен о смене места установки счетчика любым способом, позволяющим подтвердить факт уведомления.

В отношении счетчиков, не присоединенных к интеллектуальной системе, проводятся проверки с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, данные с которых подлежат хранению (п. 170 Основных положений).

Плановые проверки проводятся сетевой организацией на основании плана-графика, составленного гарантирующим поставщиком самостоятельно. Внеплановые проверки проводятся при наличии оснований:

выявление факта нарушения контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, при проведении снятия показаний или осмотра состояния счетчика;

  • получение от потребителя заявление о необходимости проведения внеплановой проверки;
  • срабатывание индикаторов вскрытия электронных пломб на корпусе и клеммной крышки прибора учета;
  • отсутствие показаний счетчика два и более расчетных периодов подряд.

Источник