Меню

Литол 24 проводит ток или нет

Литол-24. Сфера применения. Характеристики и аналоги. Список надежных производителей

Оглавление:

  • Область применения
  • Состав и свойства
  • Преимущества и недостатки
  • Технические характеристики
  • Аналоги. Достойная замена смазке
  • Фасовка и хранение
  • Список надежных производителей

Литол – собирательное название пластичных и водостойких смазок многоцелевого применения. Наиболее распространённым представителем этой серии по праву считается Литол-24, которая применяется практически во всех отраслях машиностроения.

Первые работы в создании универсального смазочного материала велись ещё в СССР и первые опытные образцы появились в 1933 году. Первым производителем литола стал ЦИАТИМ – институт, специализирующийся на создании низкотемпературных смазок и авиационных масел.

Изначально, смазочный материал применялся только в области оборонной и военной промышленности, примерно с середины 70-х годов прошлого столетия, смазка стала появляться в свободной продаже. Уже почти 50 лет Литол-24 является самым широко распространённым составом на территории России и стран СНГ.

Область применения

Область применения

Литол-24 не зря считается универсальным смазочным материалом. Он применяется практически везде, где имеются трущиеся детали. В частности, основными отраслями применения считаются:

ремонт и обслуживание подвижного железнодорожного состава;

обслуживание станков и механизмов;

водный и воздушный транспорт.

Если говорить о деталях, Литол-24 может применяться для технического обслуживания:

подшипников скольжения и регулируемых ступиц;

рулевого управления и подвески;

шарнирных механизмов и зубчатых передач;

Нужно отметить, что для подшипников закрытого типа эта смазка используется по принципу «положил и забыл».

Состав и свойства

Литол-24 – это вязкая субстанция желтовато-коричневого цвета с выраженным запахом нефтепродуктов. Состав включает такие компоненты, взятые в процентном соотношении:

Остаточное депарафинированное масло – 60.

Смазочное масло – 40.

12-гидроксистеарат лития – 15.

Дифениламин – 0,5.

Доли содержания компонентов приведены в максимально допустимом значении.

Основными свойствами материала считается широкий диапазон рабочих температур, что позволяет её использовать в регионах с различными климатическими условиями. Кроме этого, смазка устойчива к влажной среде и не смывается при случайном попадании воды.

Литол-24 обладает и антикоррозийным эффектом, поэтому его применяют для длительной консервации деталей и механизмов.

Преимущества и недостатки

Плюсы и минусы

Смазка применяется в разных сферах, поэтому будет не лишним ознакомиться с ее достоинствами и недостатками. Особенно, если учесть, что составу почти век.

Доступная цена и широкое распространение.

Химическая и механическая стабильность – материал уверенно чувствует себя в любых условиях.

Нейтральность к влаге – невосприимчив даже к кипящей воде.

Отличная сцепляемость – удерживается на любых деталях.

Нулевая электропроводность – применяется при обслуживании трущихся деталей электрооборудования.

Независимость от температурных колебаний – свойства характеристики сохраняются в холодном и жарком климате.

Отсутствие в составе присадок, повышающих износоустойчивость деталей. В качестве сравнения: индекс задира трансмиссионного масла ТМ5- 18 равняется 58, Литола-24 – 28.

Заниженные показатели при сваривающих нагрузках.

Материал горюч, что требует соответствующих условий хранения.

К негативным моментам относится и тот факт, что смазка удерживает абразивные частицы и некачественно отводит тепло от трущихся элементов механизма. Соответственно, чтобы избежать преждевременного износа деталей, замену смазки нужно проводить точно по установленному регламенту.

Технические характеристики

Технические характеристики

Базовые технические характеристики для Литола-24 в соответствии с требованиями ГОСТ выглядят следующим образом.

Стабильность выделяемого масла

6 % при температуре +120 0 С

Необходимо учитывать, что в зависимости от производителя, состав и характеристики могут меняться.

Аналоги. Достойная замена смазке

аналоги

Литол-24 – достаточно «старая» смазка, не лишенная ряда недостатков. За последние 80 лет были разработаны более удачные вещества, с которыми мы и ознакомимся.

Солидол

Обладает устойчивостью к воде. Может использоваться для консервации узлов и деталей. Температура эксплуатации в пределах -30…65 0 С

Фиол-3

В состав входят специальные загустители, увеличивающие вязкость.

ЦИАТИМ-201

Эксплуатационные температуры -50…120 0 С, водостойкий

CASTROL LM, LMX

Включены присадки «EP» класса, увеличивающие устойчивость к нагрузкам

MOBILUX EP2, EP3

Универсальная смазка, не теряет свойств при температурах в пределах -20…120 0 С. Предельная нагрузка 40 lb.

BEACON-3

Эксплуатация при температурах от -30 до +130 °С. Может применяться в среде повышенной вибрации.

TEXACO HYTEX EP-2

Противозадирная литиевая смазка, защищает детали от окисления и хорошо проникает в мельчайшие полости при отрицательных температурах.

Заменять Литол-24 импортными аналогами нерентабельно ввиду их высокой стоимости. При этом отечественная смазка вполне справится с функциями иностранной смазки, подарив ощутимую финансовую выгоду.

Фасовка и хранение

Литол-24 расфасовывается в пластиковую, металлическую тару, и в картонно-набивные барабаны. Стандартный объём тары: ведра 18 кг и бочки 180 л. Кроме этого, смазка часто фасуется в герметичные пластиковые контейнеры вместительностью 0,9, 2,2 и 10 кг.

Хранить материал нужно вдали от открытых источников огня и отопительных приборов. Срок хранения, заявленный производителем составляет 5 лет.

Список надежных производителей

Производители

Учитывая повышенный и стабильно растущий спрос, Литол-24 выпускается десятками компаний. Выбирая проверенного и надёжного производителя, рекомендуем в первую очередь обращать внимание на продукцию таких брендов:

ООО «НовоВитал». Компания специализируется на разработке и изготовлении многоцелевых и влагоустойчивых смазок. Предприятие находится в Зеленограде, работает с 2007 года.

«Ярославские смазки». Компания работает с 2004 года, считается одним из крупнейших поставщиков центрального региона. Вся выпускаемая продукция проходит строгий лабораторный контроль, соответствует требованиям ГОСТ.

Читайте также:  Управление в функции времени тока скорости пути

ЦентрНефтеСбыт. Это официальный дилер крупнейшей нефтегазовой компании «Лукойл», поставляющий на отечественный рынок продукцию высокого качества, не уступающую по базовым характеристикам смазочным материалам ведущих мировых производителей.

«Нефтепродукт». Дочернее предприятие концерна «Роснефть», работающее с 1968 года. Компания выпускает широкий ассортимент смазочных материалов, которые применяются во всех отраслях промышленности.

Отметим, что это далеко не полный перечень отечественных производителей, но здесь отобраны лучшие компании по оценке экспертов.

Источник



Литол 24

Увеличивающая срок эксплуатации в конструкции автомобиля отдельных деталей и узла в целом популярная смазка ЛИТОЛ 24. Это смазывающее вещество используют не только в автомобилях, но и в разных статических устройствах, например, станках и т.д.

Что такое ЛИТОЛ 24

Литол 24 — это литиевая пластичная смазка, которую изготавливают из нефтяных масел 60-75 мм2/с при 50 °С с добавлением загустителя, вязкостных и антиокислительных присадок. Загуститель для создания этой смазки называется литиевое мыло 12-гидроксистеариновой кислоты.

литол 24 применение

Стандартный цвет хорошего 24-го литола — от светло-коричневого до коричневого. Изготавливается по Государственному стандарту ГОСТ 21150-87. Сделанная по такому ГОСТу смазка должна соответствовать следующим заявленным параметрам: антифрикционная (то есть уменьшающая коэффициент трения), водостойкая (не смешивается и не размывается водой), многоцелевая (спектр применения широкий), с рабочим температурным диапазоном от -40 до +120 градусов, выдерживающая температуру +130 градусов не продолжительное время.

Перед использованием для особо важных деталей, таких как подшипники, ответственные узлы автомобиля и т.д. следует обратить внимание на цвет литольной смазки. Повторюсь, цвет должен быть от светло-коричневого до коричневого. Если Литол 24 хранился на улице и в жару, и в холод, то он может потерять свои некоторые свойства.

Смазка Литол 24: характеристики

Литиевая 24-я смазка, изготовленная по ГОСТу 21150-87, обладает следующими физическими и химическими характеристиками:

Название характеристики
Значение
Внешний вид Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета
Температура каплепадения, °С, не ниже +180
Плотность «Литола 24» при температуре +15°С 892 г/см3
Пенетрация при +25°С с перемешиванием, мм-1 220-260
Вязкость при -20°С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более 650 П•с (6500 П)
Вязкость при 0°С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более 280 П•с (2800 П)
Вязкость при +50°С и среднем градиенте скорости деформации 100 с-1, не более 8 П•с (80 П)
Предел прочности при +20°С 500-1000 Па (5-10 гс/см2)
Предел прочности при +80°С более 200 Па (2 гс/см2)
Коллоидная стабильность выделенного масла до 12%
Испаряемость при +120°С до 6%
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH до 0,1%
Массовая доля механических примесей до 0,05%
Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при +20±5°С, не менее
нагрузка сваривания (Рс), Н(кгс) 1410 (141)
критическая нагрузка (Рк), Н(кгс) 630 (63)
индекс задира (Из), кгс 28
Набухание резины марки 26-44, %
изменение объема ±8
изменение твердости ±8

Дополнительные особенности при использовании смазки ЛИТОЛ 24:

  • Благодаря в составе смазки антиокисляющих веществ, при ее использовании защищены поверхности металлов и самой смазки от окисления и дальнейшей коррозии.
  • Благодаря тому, что при изготовлении не добавляется вода, Литол 24 не оседает и не густеет.
  • Устойчивость к механическим, химическим и коллоидным воздействиям.

Коллоидная устойчивость — это долгое время сохранять свои свойства, то есть из состава ничего не выделяется.

  • Благодаря высокому температурному рабочему режиму, со литол 24 не портится даже, если на нее налить кипящую воду.
  • Еще очень хороший показатель — смазка не изменяет свою плотность, даже при большом нагреве.
  • Благодаря высокой прочности, имеет хорошее сопротивление на обрыв или сдвиг.
  • Хорошие уплотняющие показатели.
  • По классификации NLGI литол 24 относится к третьему классу консистенции.

Самый популярный отечественный завод ОАО «АВТОВАЗ» рекомендует использовать, именно, смазку ЛИТОЛ 24, так как она подходит по требованиям Фиат-Ваз № 555-88.

Производители могут незначительно изменять пропорции и сами добавки при создании смазывающего вещества, но в стандартном составе обязательно должны быть: масло минеральное; мыло литиевое оксистеариновой кислоты; присадки, защищающие от окисления и присадки, создающие необходимую вязкость.

Безопасно ли использовать ЛИТОЛ 24?

Что касается безопасности, то данная смазка считается малоопасной. Она относится к 4-му классу опасности. Это значит, что в том состоянии, в котором она должна быть, то есть не жидкой, она не причиняет вреда окружающей среде и людям.

Как правильно и безопасно применять Литол 24?

  1. Хоть смазка считается малоопасной, но ее надо использовать с использованием средств индивидуальной защиты (СИЗ).
  2. Смазка способна гореть! Вспыхивает 24й литол при температуре +183 градусов в закрытой таре. В открытой посуде температура вспышки составляет +199 градусов. Температурный диапазон воспламенения от 250 до 364 градусов. То есть, литол нельзя оставлять на печки, в бане рядом с печкой, на электрических нагревателях.
  3. При возгорании смазки Литол 24, как и любого другого твердого, пластичного или жидкого вещества, потушить можно пеной. На огнетушителях есть надпись ПО-1Д, ПО-3А. Также, литол можно потушить водой, так как вода будет на поверхности, она накроет пламя. Но, горящее масло не потушить водой, так как масло поднимется над водой из-за меньшей плотности и будет продолжать гореть.
  4. При постоянном использовании различных горюче-смазочных материалов (ГСМ) помещение должно быть оборудовано вытяжкой притока и оттока воздуха.
  5. Литол 24 не проводит электрический ток.
Читайте также:  Регулятор напряжения мощности переменного тока

литол 24 характеристики

Применение Литол 24

Для использования любых ГСМ, сначала ознакамливаются с техническими характеристиками, условиями применения, условия хранения. Сейчас на рынке есть, так сказать, усовершенствованные новинки Литол 24, которые называются «революционными» или «прогрессивными», но просто литол 24 без дополнительных добавлений к названию ничем не хуже. Уже на протяжении пару десятилетий эта смазка успешно используется как промышленными отраслевыми предприятиями, так и обычными водителями и механиками. Из-за широкого спектра применения эта смазка считается универсальной.

Литолом 24 забивают подшипники качения (шариковые, роликовые) в автомобильных узлах, а также в опорные и шатунные подшипники станков-качалок нефтяной промышленности и, множество других. То есть используют для закрытых подшипников.

литол 24

Применение 24й смазки:

  • подшипники всех типов (качения и скольжения);
  • в шарнирах и петлях;
  • зубчатых парах;
  • трущиеся поверхности в различных механизмах спецтехники.
  • поверхности трения в электромеханизмах.

Литолом 24 можно заменить российские аналоги: солидолы, «Фиола-2», «Консталина», 158-е смазки, смазки 1-13.

В каких узлах нельзя применять Литол 24

Данную смазывающее вещество нельзя использовать для смазки шарниров равных угловых скоростей в гранатах, в шрусах. В шрусах следует использовать молибденовую смазку, но никак не литиевую. К литиевым смазкам также относится Циатим 201, а вот Циатим 221 относится к кальциевой.

Для консервации литол 24 также нельзя использовать. В этом случае надо использовать его подвид, то есть Литол 24 РК.

Автомобильные детали и узлы, которые надо смазывать литолом 24

  • регулируемые подшипники ступицы колес;
  • нерегулируемые подшипники полуосей;
  • промежуточные подшипники кардана;
  • подшипники в генераторе;
  • подшипники стартера;
  • подшипники оси октан-корректора распределителя зажигания;
  • рулевые шарниры и подвески с пресс-масленками;
  • шлицевые пары;
  • тросики;
  • подшипники скольжения;
  • оси;
  • валики;
  • пыльники;
  • болты и гайки.

В переднеприводных автомобилях смазывают пыльники, их полностью забивают этой смазкой.

В автомобилях с ведущими задними колесами эту смазку используют для смазки крестовины кардана.

Импортные аналоги смазки

  1. Shell — Alvania RL 2,3, Alvania EP(LF) 2, 3, Retinax EP 2;
  2. Mobil — Mobilux 2, 3, ЕР2, EP3,Mobilgrease MP;
  3. BP — Energrease LS-EP2, LS3, LC 2, LCX 222;
  4. Exxon — Beacon 3;
  5. Castrol — Castrol LM, LMX;
  6. Agip — Agip F1 CR MU3, Agip F1 CP FC3;
  7. Teboil Multi-Purpose Grease;
  8. Техасo Hytex EP-2;
  9. Unocal 76 Multiplex Red Grease 2;
  10. Valvoline General Multi Purpose Grease.

Литол 24 намного выгоднее по цене своих зарубежных конкурентов и не уступает по характеристикам, а некоторых даже обходит по некоторым показателям.

Вывод

Используя ЛИТОЛ 24 нет необходимости часто менять смазку, ресурс выработки этого вещества большой. Если использовать механизмы, работающие на улице и без крышки, то смазка быстро приклеит к себе различные механические примеси, что может навредить устройству. Поэтому, если потерялась крышка подшипника какого-либо устройства, лучше купить новую.

Источник

Проводит ли литол электрический ток

проводит ли литол электрический ток

Литол, а точнее «Литол 24», является одной из самых известных автомобильных смазок. По составу это однородная густая мазь, изготовленная на основе минеральных масел с добавлением присадок, цвет которой может варьироваться от бледно-желтого до коричневого.

Производители указывают на этикетках, что «Литол 24» — универсальный, многоцелевой состав, который может использоваться для смазки самых разных узлов и механизмов. Рабочие температуры: от -40 до +120 градусов, поэтому средство успешно применяется круглый год.

На автомобильных форумах часто советуют обрабатывать литолом клеммы аккумуляторных батарей. Более того, даже в автомастерских вам могут предложить подобную услугу. Стоит ли наносить литол на клеммы АКБ, является ли он токопроводящим, содержится ли в нем вода? Попробуем разобраться.

Истоки вопроса

Привычка покрывать клеммы и наконечники АКБ литолом пошла еще с советских времен. Более того, такую рекомендацию все еще можно встретить в технических руководствах к некоторым отечественным автомобилям десятилетней давности. Единственная причина, по которой это делали, — защита клемм от появления окислов. Они в свою очередь приводили к саморазрядке аккумулятора, и мотор мог просто не запуститься. Поэтому использование солидолов, и литола в частности, считалось меньшим злом.

Почему наносить литол на контакты аккумулятора не стоит?

Главная причина, почему не стоит использовать подобные смазки на контактах, заключается в том, что все они относятся к диэлектрикам. И литол тоже не проводит электрический ток. В сети можно найти результаты экспериментов, которые наглядно показывают, что при смазывании контактов такой смазкой сопротивление возрастает на 30-35 %. Это является критичным для некоторых аккумуляторов, которые при перераспределении мощности от стартера к обработанному контакту сгорят при первом же пуске.

В принципе смазывать чем-то клеммы АКБ необходимости нет: перед подключением их достаточно протереть и зачистить. Если надо защитить контакты от окислов, то это делается уже после соединения «металл-металл», причем используются специальные составы, например, технический вазелин.

Читайте также:  Как выбрать трансформатор тока для формула

Еще один распространенный аргумент среди мастеров и участников тематических форумов сводится к тому, что производители литола прямо не указывают на то, что смазка не проводит электричество, и состав позиционируется как универсальный. Но если внимательно прочитать инструкцию, то можно увидеть, что «Литол-24» предлагается использовать исключительно в качестве антифрикционного средства в узлах трения. Учитывая распространенность мифа об использовании литола как токопроводящего масла, некоторые производители отдельно стали указывать на этикетке, что смазка не проводит электричество и не должна применяться при соединении контактов. Подробнее узнать о том, какие технические характеристики литол 24 имеет, можно у нас на сайте.

Если у вас остались вопросы относительно литола и сферы его применения, на них с удовольствием ответят эксперты компании «Масла и смазки Казахстана». Мы реализуем смазки собственного производства оптом и в розницу и готовы подобрать подходящее решение для смазывания оборудования вашего предприятия.

Источник

Литол 24 проводит ток или нет

На форумах можно увидеть совет вида: «смажь клеммы АКБ литолом, чтобы электричество пропускало лучше». На других форумах данный способ опустили, заявив о повышении внутреннего сопротивления и наличии только антикоррозионных свойств. Кто прав? Приходится проверять на практике.

Сначала была мысль собрать тестовый стенд с чистыми и промазанными клеммами, подключать определенную нагрузку, смотреть изменение тока и вычислять сопротивление. Но потом попался на глаза точный омметр — и проблема отпала сама собой. Клеммы зажимались в клеммах омметра и фиксировались между собой пластиковым болтом с гайкой. Сначала измерялось сопротивление чистых клемм, затем смазанных, далее клеммы выкидывались — и так в цикле. Клеммы не автомобильные, а бытовые (типа «лепесток» 1-1-4.2-16), их контакт может быть хуже — и это нужно учитывать при оценке всех последующих теоретических расчетов. Пластиковый болт не затянешь с чрезмерной силой — это также отразилось на тестах.

В итоге получились крайне интересные результаты:
— ни одна из смазок не является электропроводной. То есть, любая смазка увеличит сопротивление, вопрос толщины слоя и способности смазки ложиться тонко. В итоге имеется соединение из 3 последовательных сопротивлений: клемма-смазка-клемма. Важен как процент, так и номинал сопротивления, прибавляемого смазкой;
— универсальная пластичная смазка «Литол-24-цинк»: при исходном сопротивлении 0.7Ом увеличила до 0.95Ом (на 35%);
— силиконовая смазка «Liquid Wrench»: при исходном сопротивлении 0.7Ом уменьшила до 0.5Ом (на 29%). Однако при высыхании смазки сопротивление вырастало до 5Ом (на 614%);
— графитовая смазка «OilRight»: при исходном сопротивлении 0.8Ом не изменила его;
— солидол жировой «OilRight»: при исходном сопротивлении 0.9Ом не изменил его.

Итак, все смазки обладают антикоррозионными свойствами — с этой целью их применение оправдано. Однако часть их повышает сопротивление контакта. Остаются неизученными вопросы изменения свойства смазок со временем и при протекании больших токов (стартерных 100-300А).

Оценка свойств:
— солидол не подходит для смазывания автомобильных контактов в суровых местах России, т.к. температура его использования лежит в диапазоне [-30;65] градусов: зима может быть холоднее, а летом под капотом жарче;
— графитовая смазка используется в диапазоне [-20;70] градусов, что тоже не сахар;
— то есть, если смазывать смазками с плохими температурными диапазонами — придется с какой-то периодичностью перемазывать контакты, т.к. смазка будет терять свои свойства;
— литол имеет температуру использования [-40;120] градусов, но увеличивает сопротивление;
— силиконовая смазка так толсто пошутила, что вообще ни в какие ворота не пролезла.

Оценка опасности увеличения сопротивления литола, на примере Daewoo Matiz. Стоит стартер марки WoodAuto модели STR85000 0.8кВт/67А. Сопротивление стартера, исходя из ТТХ, статичное и равно 0.178Ом. Литол увеличил сопротивление на 0.25Ом, что приведет к перераспределению мощности от стартера к месту контакта и сожжет его. То есть, несильный зажим места соединения приведет к пожару при первом же пуске.

Графитовая смазка и солидол — лучшие, если укладываются в температурный диапазон использования. Иначе — литол, но с собственной переоценкой потери напряжения на месте смазки (опасность возгорания): смазывать всю поверхность клемм обильно, чтобы при сдавливании большие излишки смазки выдавливало наружу — при затягивании намертво.

Оказалось, есть специальная «смазка для электроконтактов». Вот оно, решение проблемы коррозии. И не только: химически активна, способна уменьшить сопротивление контакта за счет взаимодействия с металлами. Однако температурный диапазон применения (на примере «Batterie-Pol-Fett» от Liqui Moly): [-40;60] градусов.

Вывод: использование смазки для электроконтактов, или графитовой смазки, или солидола — исходя из годового диапазона температур в применяемом регионе. Также нужно убедиться, что солидол не агрессивен к свинцу и устойчив к высоким температурам.

(добавлено 05.02.2016): гениальная по своей простоте мысль и одновременно ответ на еще 1 интернетовский вопрос. Если не смазывать место контакта, а место возле контакта — получится защита соединения от поступления влаги извне. Это полностью решает вопрос долговечности и качества соединения, т.к. реализуется именно основное предназначение данных смазок без затрагивания пятна контакта.

А вот пятно контакта можно обработать смазкой для электроконтактов. В итоге использование двух смазок: каждой по своему назначению.

Источник