Меню

Линия постоянного тока 1150 кв

Единственная в мире ВЛ 1150 кВ

Ставить оценки могут только зарегистрированные пользователи.
Присоединяйтесь к профессиональному сообществу, пройдите регистрацию прямо сейчас

Линия электропередачи Экибастуз-Кокчетав — участок уникальной высоковольтной линии электропередачи «Сибирь-Центр» проектного напряжения 1150 кВ.

Ни одна другая линия в мире не способна работать под столь высоким напряжением. В настоящий момент работает под напряжением 500 кВ. Протяжённость участка — 432 километра, установлена на электрических опорах со средней высотой 45 метров. Вес проводников приблизительно 50 тонн. Проложенная от Экибастуза через Кокчетав и Кустанай вплоть до Челябинска соединяет энергосистемы Казахстана и России.
Строительство ЛЭП «Барнаул-Экибастуз-Кокчетав-Кустанай-Челябинск» завершено в 1988г., ее трасса проходит, в основном, по территории Казахстана. Ее протяженность — 1900 км (длина казахстанского участка составляет 1400 км). Данная ЛЭП является единственной в мире линией электропередачи такого класса напряжения, пропускная способность которой достигает 5500 МВт. Она была построена в качестве сверхмощного энергомоста для передачи электроэнергии от Экибастузского энергоузла и электростанций Сибири на промышленно развитый Урал России. В 1998 году в качестве заключительного этапа создания межсистемного транзита 1150 кВ Сибирь — Казахстан — Урал введена в строй ВЛ 1150 кВ Итат-Барнаул (Алтай) на напряжение 500 кВ длиной 444,5 км. Сооружение ВЛ 1150 кВ Итат-Барнаул увеличивает возможность передачи избыточной электроэнергии и мощности из Восточной Сибири в дефицитную Западную. При этом пропускная способность увеличивается на 800-1000 МВт.

Источник



История первой и единственной в мире ЛЭП напряжением 1150 кВ

Первым в мире проектом уникальной линии электропередачи сверхвысокого напряжения 1150 киловольт переменного тока является линия Экибастуз-Урал протяженностью 900 км с подстанциями в Экибастузе, Кокчетаве, Кустанае и участок Кустанай — Челябинск протяженностью 300 км, с временным использованием его на напряжение 500 кВ.

Решение о строительстве было принято 24 марта 1977, а через 10 лет был сдан в эксплуатацию участок ЛЭП-1150 Экибастуз – Чебаркуль. Пропускная способность линии достигала 5500 МВт.

Генеральное проектирование осуществлялось отделением дальних передач института «Энергосетьпроект». Разработкой оборудования для уникального проекта занимались десятки научных центров и институтов.

Имеющаяся на то время практика подстанционного строительства на объектах ПС-1150 кВ была неприемлема, так как маслонаполненное электротехническое оборудование, монтируемое на площадке, весило более 500 тонн. Металлоконструкции линейных и ячейковых порталов весили до 30 тонн и монтировались на высоте 40 и более метров при значительных габаритах.

Для координации монтажных мероприятий в Экибастузе работала группа рабочего проектирования Одесского филиала института «Оргэнергострой», которая разрабатывала проекты производства работ на технологические процессы монтажа строительных конструкций и оборудования.

После ввода в эксплуатацию, ЛЭП-1150 кВ работала на номинальном напряжении 1150 кВ с 1988 по 1991 годы. Из-за распада СССР большая часть линии оказалась «за границей». В связи с падением производства такие мощности стали бесполезными. На участке, проходящем по Казахстану, пять из восьми проводов сняты, на российских участках провод сохранен. Линия работает на напряжении 500 кВ. Она была задействована после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году для компенсации выпадения сибирских мощностей.

В 2012 году корпорация En+ заявила о намерении возродить проект строительства энергомоста Сибирь — Казахстан — Урал на основе сверхвысоковольтной ЛЭП. Проект позволит увеличить перетоки между энергосистемами Сибири, Казахстана и Урала с сегодняшних 1,7 ГВт до 5 ГВт.

Источник

Уникальная ЛЭП-1150

В 1987 году был сдан в эксплуатацию участок ЛЭП-1150 Экибастуз – Чебаркуль

В восьмидесятые годы строительство ЛЭП-750 кВ приобрело массовый характер. На повестке дня стоял вопрос освоения новых, ранее не существоваших в мире классов напряжения -1150 кВ переменного и 1500 кВ постоянного тока, названных ультравысокими.

Строительство линий электропередачи ультравысокого напряжения открывало захватывающие перспективы — возможность быстро, с минимальными потерями перебрасывать электроэнергию и мощность на тысячи километров из энергоизбыточных регионов страны в энергодефицитные.

Читайте также:  Ток в обмотке возбуждения формула

Первым в мире «широтным» линиям электропередачи предстояло связать воедино пять объединённых энергосистем Советского Союза – Сибири, Казахстана, Урала, Волги, Центра. Электропередача Сибирь – Казахстан – Урал строилась и вводилась в эксплуатацию поэтапно.

24 марта 1977 года ЦК КПСС и Совмин СССР приняли Постановление №243 «О создании Экибастузского топливно-энергетического комплекса и строительства линии электропередачи постоянного тока напряжением 1500 кВ Экибастуз-Центр». Этим постановлением было предусмотрено эффективнее развивать топливно-энергетический комплекс, реализовать энергетическую программу СССР, где Казахстану предусматривалась в ближайшие годы одна из ключевых ролей в советской энергетике. В то время Казахстан занимал третье место среди республик СССР по производству электроэнергии.

Учитывая несметные запасы угля и масштабы его добычи, было принято решение о строительстве в Экибастузе крупных тепловых электростанций в непосредственной близости от разрезов, чтобы сократить до минимума расходы на транспортировку угля. С вводом в эксплуатацию энергоблоков на строящихся ГРЭС Казахстан не только полностью обеспечивал электроэнергией народное хозяйство республики, но и имел возможность передавать электроэнергию в другие регионы бывшего Советского Союза.

Для этих целей и было принято решение строительства электролиний 500 кВ и уникальной линии электропередачи сверхвысокого напряжения 1150 киловольт переменного тока Экибастуз-Урал протяженностью 900 км с подстанциями в Экибастузе, Кокчетаве, Кустанае и участок Кустанай — Челябинск протяженностью 300 км, с временным использованием его на напряжение 500 кВ.

Технико-экономическое обоснование электропередачи 1150 осуществлялось отделением дальних передач института «Энергосетьпроект». Разработка проектно-сметной документации производилась этим же институтом.

Генеральным подрядчиком по строительству электропередачи были по ВН-1150 кВ — трест «Спецсетьстрой». По строительству объектов ПС 1150 кВ Экибастузская — трест «Экибастузэнергострой». По строительству подстанций в Кокчетаве, Кустанае и Челябинске — трест «Южуралэнергострой».

Разработкой оборудования для уникальной электропередачи занимались десятки научных центров и институтов. К примеру, автотрансформаторы АОДЦТ-66700 разрабатывал и изготавливал НПО «Запорожтрансформатор». Реакторы шунтирующие РОДЦ-300000/1150 — Московский завод «Электросила», воздушные выключатели ВНВ-1150 разработал НПО «Уралэлектротяжмаш». Полый провод для ошиновки оборудования ОРУ-1150 изготовил Московский электротехнический завод АН СССР в содружестве с институтами, энергетиками и работниками других отраслей промышленности. Для электропередачи были созданы новые классы контактных и изоляционных материалов, аппаратуры релейной защиты, автоматики и связи, рассчитанной на безотказную и длительную работу узлов и агрегатов при сверхвысоких нагрузках.

Строительство ВЛ-1150 кВ осуществлялось несколькими передвижными мехколоннами и опережало строительство подстанций. Строительство первой из четырех подстанций началось генподрядчиком СУЭПК, начальник Ю.А. Казанцев Для повышения индустриализации и сокращения сроков строительства проектными институтами были приняты усовершенствованные конструкции со сборкой отдельных узлов на сборочных площадках.

Имеющаяся на то время практика подстанционного строительства на объектах ПС-1150 кВ была неприемлема, так как маслонаполненное электротехническое оборудование, монтируемое на площадке, весило более 500 тонн. Металлоконструкции линейных и ячейковых порталов весили до 30 тонн и монтировались на высоте 40 и более метров при значительных габаритах.

Подрядчиками для их монтажа применялась на тот период передовая мобильная грузоподъемная техника, краны «Като», «Днепр», «Январец», ДЭК-50, автовышки «Магирус-Бронто-33», АГП-22 и др.

Используя вышеназванную технику в стесненных условиях площадки, строителям и монтажникам приходилось проявлять смекалку для организации безаварийной работы механизмов.

При большой концентрации механизмов на площадках строительства была удачно применена кольцевая схема временного электроснабжения, исключающая отключение и повреждение линий при передвижении механизмов.

Для координации вышеназванных мероприятий в Экибастузе работала группа рабочего проектирования Одесского филиала института «Оргэнергострой» (возглавлял ее В.Х. Ким), которая разрабатывала проекты производства работ на технологические процессы монтажа строительных конструкций и оборудования.

Читайте также:  Пуэ постоянный ток таблица

Большой объем работ по монтажу металлоконструкций ОРУ-500 кВ и ОРУ-1150 кВ был выполнен участком под руководством А.В. Музыка треста «Электросредазмонтаж». Монтаж всего маслонаполненного оборудования и его ревизию выполнил
участок во главе с М.Е. Семеновым этого же треста.

Строительные и монтажные работы по укладке кабельных лотков и каналов, монтажу стоек УСО, устройство дорог и переездов выполнило СУЭПК (начальник участка В.И. Веселов).

По своему техническому оснащению первенец казахстанской энергетики сверхвысокого напряжения ПС-1150 кВ являлась уникальным сооружением, которому не было аналогов в мире. Само оборудование на ПС-1150 кВ считалось технически сложным для эксплуатации и требовало от эксплуатирующего персонала особых знаний и особого отношения к своей работе. Именно такими качествами обладали Ю.Н. Пакулин, начальник подстанции, Л.Р. Беседин, заместитель начальника ПС, Г.И. Пилюгин, мастер по ремонту воздушных выключателей. Оперативно-диспетчерский персонал — Н.И. Токманцеца, И.П. Долгов, Е.Н. обко, А.В. Аксиньин. Ведущие инженеры группы релейной защиты и автоматики А.Н. Юхно, И.Т. Финк, К. Ергалиев — электрослесарь по ревизии и наладке маслонаполненного оборудования и др. Бесперебойной работой подрядных организаций, занятых в круглосуточном режиме, руководил штаб стройки во главе с главным инженером треста «Экибастузэнергострой» М. Барковским.

В предпусковой период в течение продолжительного времени на площадке ПС-1150 кВ практически жила группа ведущих специалистов объединения во главе с главным инженером ПО «Дальние электропередачи» О.А. Никитиным. После четырехлетней напряженной работы многих подрядных, пусконаладочных и шефских заводских организаций, участвующих в создании уникальной подстанции, в последних числах июля 1985 года впервые в мировой практике было подано напряжение на уникальное оборудование подстанции Экибастузская 1150 кВ, предназначенное для передачи электроэнергии по линии Экибастуз-Урал до подстанции в Кокчетаве. Началось промышленное испытание первой очереди крупнейшего энергомоста.

Впервые в мировой практике промышленного потребления получена электроэнергия переменного тока сверхвысокого напряжения 1150 кВ.

В честь такого события был проведен митинг на территории ПС-1150 кВ с участием общественности города.

На снимке запечатлен момент передачи символичного ключа от строителей эксплуатационникам.Фото Б.КИРИЧЕК

На снимке запечатлен момент передачи символичного ключа от строителей эксплуатационникам. Фото Б.КИРИЧЕК, участника строительства электропередачи переменного тока 1150 кВ Экибастуз-Урал.

Так в 1987 году был сдан участок этой линии от Экибастуза до Чебаркуля протяжённостью 432 километра на уровне напряжения 1150 кВ. Ни одна другая линия в мире не способна работать под столь высоким напряжением. Участок должен был выдавать мощность от двух построенных Экибастузских ГРЭС на подстанцию 1150 кВ в Чебаркуле. Диспетчерское наименование: Костанайская-Челябинская. Пропускная способность линии достигала 5500 МВт.

Проложенная от Экибастуза через Кокчетаев и Кустанай вплоть до Челябинска, ЛЭП-1150 соединила энергосистемы Казахстана и России. Средняя высота опор линии составляет 45 метров. Вес проводников приблизительно 50 тонн.

Уникальная высоковольтная линия электропередачи «Сибирь-Центр» проектного напряжения 1150 кВ обошлась стране в 1,3 трлн. рублей. Одновременно с ней шло строительство линии электропередачи постоянного тока 1500 кВ Экибастуз – Центр.

На территории Казахстана ЛЭП-1150 кВ Экибастуз-Кокчетав-Кустанай работала на номинальном напряжении 1150 кВ с 1988 по 1991 годы.

Завершение строительства «широтных» ЛЭП 1150 и 1500 кВ планировалось в 1995 году, однако из-за распада СССР проект остался неоконченным. Большая часть линии оказалась «за границей», так как приблизительно 1400 из 1900 км линии «Барнаул-Экибастуз-Кокчетав-Кустанай-Челябинск» находится в Казахстане.

«Линию построили, но использовать ее, окупив затраченные деньги, так и не пришлось. Сначала во время распада СССР перестали работать обе электростанции в Экибастузе, их продали американцам фактически как металлолом. Потом и линию демонтировали на участке, проходящем по Казахстану. А участок от Петропавловска до Чебаркуля эксплуатируется на напряжении 500 киловольт и практически незагружен. Но опоры-рюмки стоят».

Заместитель управляющего Челябэнерго Владимир Михайлович Козлов

Линия 1150 кВ

В 2012 Олег Дерипаска заявил о намерении En+ возродить проект строительства энергомоста Сибирь — Казахстан — Урал на основе сверхвысоковольтной ЛЭП.

Читайте также:  Ноги бьет током по ночам

Музей энергетики Урала © 2014 Все права защищены

Источник

ЛЭП-1150кВ

ЛЭП 1150 кВ Карта

В Советском Союзе была построена ЛЭП-1150кВ. До сих пор во всем мире нет ЛЭП такого высокого напряжения.

Высокое напряжение необходимо для передачи огромной мощности на большие расстояния. ЛЭП-1150 кВ должна была передавать мощность 5-6ГВт Экибастуз-Урал.

После распада Советского Союза большая часть линии «оказалась за границей», так как приблизительно 1400 из 1900км Линия “Барнаул-Экибастуз-Кокчетав-Кустанай-Челябинск” находится в Казахстане (Википедия).

На территории Казахстана ЛЭП-1150кВ Экибастуз-Кокчетав-Кустанай работала на номинальном напряжении 1150 кВ с 1988 по 1991 годы. На остальном участке линия временно работала на напряжении 500кВ. У электриков нет ничего постояннее временной линии, поэтому сейчас вся линия работает под напряжением 500кВ.

В 1998 году была введена в строй часть линии «Урал-Казахстан-Сибирь» линия «Итат-Барнаул» протяженностью 444,5км.

Во время работы ЛЭП проводились исследования и решались задачи, накапливался опыт. Находились решения по уменьшению потерь на коронные разряды, и снижению радиопомех. К сожалению, с 1991 года, кода линия эксплуатировалась на 500 кВ, практически ни каких исследований не проводилось, так как ЛЭП-500 кВ и так достаточно хорошо изучена.

Экономическое обоснование строительства ЛЭП УВН (ультравысокого напряжения).

Зачем все-таки возникает необходимость в строительстве ЛЭП высокой мощности. Ведь можно строить Электростанции вблизи больших городов и не заморачиваться строительством протяженных ЛЭП.

ЛЭП-1150 кВ строили для того чтобы передавать электроэнергию из Казахстана и Сибири на промышленно развитый Урал. Тепловые электростанции строились как можно ближе к месторождениям угля, тем самым снижались затраты на его транспортировку. Это выгодно так как можно предположить что затраты на транспортировку угля выше потерь электроэнергии при передаче через ЛЭП. Еще это выгодно с экологической точки зрения: лучше построить электростанцию в пустынной местности, чем рядом с городом-миллиоником.

С другой стороны город надо отапливать и лучше это делать, используя низко потенциальное теплоэлектростанции (ТЭЦ). Тем самым повысится эффективность использования топлива. А если мощная ТЭС стоит далеко от крупного города, то большая часть тепла будет улетать в атмосферу через градирню.

Строить ЛЭП выгодно вдоль часовых поясов. Например, когда на Урале люди идут на работу в Москве еще спят, а в Сибири уже готовятся к обеду. В эти часы можно было бы передавать электроэнергию от Москвы на Урал и Сибирь. А днем и вечером наоборот.

В этом смысле хорошо было бы объединиться в единую электросеть с Европой.

Дальше больше можно объединить весь мир в единую электросеть.

В Европе и Америке ночь – передаем электроэнергию от европейских американских электростанций в Китай и Японию, и наоборот. А в центре всего мира Россия: через Берингов пролив соединяемся с Америкой; через Дальний Восток с Китаем и Японией; на западе с Европой.

Россия будет получать не малые барыши от перепродажи электроэнергии, а также своей электроэнергией приторговывая. И наконец, то слезет с нефтяной иглы. Об этом уже говорилось в статье: Энергетический стандарт

Проблема одна при передаче электроэнергии на такие большие расстояния, неизбежно будут высокие потери. Собственно говоря, почему неизбежно надо придумывать, как эти потери избежть. Еще больше увеличить напряжение. Использовать постоянное напряжение это сократит индукционные и емкостные потери. Изобретать новые «нано-материалы» которые уменьшат коронные разряды, снизят сопротивление и потери на преобразовании, и решат все проблемы. Ну и лучшее решение – СВЕРХПРОВОДНИКИ.

Конечно, это все выглядит научной фантастикой, но когда-то и компьютер за которым вы сидите, был научной фантастикой.

Пожалуйста, не забывайте добавлять свое мнение в комментарии.

Источник