Меню

Кротов от заикания током

Кротов от заикания током

Заикание — тяжелый речевой дефект, от которого страдает самооценка человека и который затрудняет не только его общение, но и жизнь. Ведь заикание приводит к стеснительности и замкнутости человека, снижению его самооценки. Критическими периодами возникновения заикания считаются возрасты от 2-х до 5-ти лет и от 12-ти до 15 лет, то есть те года жизни, когда формируется психика и взросление ребенка. В этом возрасте дети наиболее уязвимы — это очень важно знать родителям. Невротическая мама или строгий папа создают все предпосылки для возникновения заикания у ребенка.

Вопреки бытующему мнению заикание у детей редко развивается после сильного испуга или стресса, хотя стрессовые ситуации могут ухудшить речь и способствовать возникновению запинок речи. Запинки обычно возникают у впечатлительных и умственно развитых детей, у которых мышление опережает речевые возможности. Чаще всего у 2-3-х летних малышей, которые только-только начали разговаривать и повторяют слоги и предложения по причине того, что еще знают не все слова и испытывают затруднения при составлении предложений.

Многие родители путают речевые запинки ребенка с заиканием и впадают панику, когда их маленький ребенок начинает говорить как-то странно: «Мишка кос-кос-кос-олапый, по лесу идет, шиш-шиш-шиш-ки собирает…». Подобные растягивания и повторения звуков, слогов и слов характерны большинству малышам в процессе становления ритмичной речи. Их называют запинки, в отличие от заикания, они не связаны с возникновением судорог в области рта и шеи, поэтому обычно проходят сами по себе.

Однако если ребенок уже хорошо разговаривает, а речевые запинки становятся частыми и затрудняют понимание детской речи, оставлять без внимания подобные проблемы с речью нельзя, нужно обратиться к логопеду и неврологу, так как это может быть началом возникновения заикания. Особенно это касается случаев, когда малыш, пытаясь подыскать нужные слова, непроизвольно сжимает кулаки, переминается с ноги на ногу или машет руками.

Факторная модель возникновения и сохранения раннего детского заикания (по Myers, Wall, из Schulze, Johannsen)

В Международной классификации болезней заикания и запинки идут под одним шифром, так как возникновение их обоих связано с неправильным развитием речи, когда мысль ребенка опережает плавность его артикуляционного аппарата, когда ребенок думает быстрее, чем может сказать. В височной доле коры нашего головного мозга расположены речевые центры, которые связаны нервными окончаниями с артикуляционным аппаратом. Любое нарушение этой связи способствует развитию заикания.

Конечно, утверждать, что причиной возникновения заикания являются только физиологические нарушения в работе речевого аппарата неправильно. Роль наследственности и типа нервной системы в возникновении этой патологии очевидна. Повышенный тонус двигательных окончаний в речевых центрах головного мозга могут передаваться ребенку от заикающейся мамы, папы или другого родственника, что и становится причиной частых судорожных сокращений голосовых связок и лицевых мышц во время разговора.

Если ребенок несколько лет уже хорошо разговаривал и неожиданно стал заикаться, то причиной нарушения речи может быть стрессовая ситуация, которая нанесла травму детской психике. Например, начало посещения детского сада, школы или сильный испуг. Дети, которые боятся своей неправильной речи, могут перестать говорить вовсе или начинать заикаться.

Поэтому логопеды и неврологи родителям, которые обратились к ним в связи с тем, что ребенок начал заикаться, советуют в первую очередь оградить его от чрезмерно сильных эмоций, как положительных, так и отрицательных. Если заикание началось в связи с началом посещения детского сада, рекомендуется временно оставить ребенка дома с бабушкой или няней, или даже маме временно уволиться с работы и заняться лечением ребенка. Ребенок должен все время находиться в спокойной обстановке, где нет ссор и скандалов, криков и руганей.

Речевые упражнения при заикании

В спокойной домашней обстановке легче всего вылечить заикание у ребенка. Для этого нужно:
1. Ограничить речевую активность ребенка. Нельзя фиксировать внимание на заикании у ребенка, требовать, чтобы он повторил слово без запинок и вообще напоминать ему о нарушениях речи. При общении с ребенком дайте ему почувствовать, что его никто не торопит сказать и не осуждает за неправильную речь. Сделайте так, чтобы малыш как можно меньше говорил. Вместе рисуйте с ним и собирайте конструктор, читайте и смотрите мультфильмы и сказки, которые успокаивают. Если ребенок что-то спросил у вас, отвечайте ему тихим и доброжелательным голосом, но сами не спрашивайте его, побуждая к диалогу.

2. Используйте пальцевой метод. Раньше логопеды занимались даже с 2-х летними детьми, сейчас возрастную планку подняли до 4-х лет. До 4-х летнего возраста занятия с заикающимися детьми малоэффективны. Логопеды для лечения заикания используют индивидуальный подход, но его основу обычно составляют две методики: групповая терапия и пальцевой метод (методика Андроновой-Арутюнян). Групповая терапия включает в себя занятия, помогающие социальной адаптации и общению с людьми.

Ребенок, находясь среди детей, которые также как он страдают заиканием, преодолевает свой страх и заикание проходит. Пальцевой метод учит ребенка говорить не торопясь, по схеме: «Подумал- вздохнул — сказал». При этом очень важно, чтобы малыша никто не поправлял, одергивал и не просил повторить еще раз. Родителям детей младше 4-х лет рекомендуем взять на вооружение этот метод, не торопите ребенка при разговоре, внимательно слушайте его и одобряйте его старания любящим взглядом.

Читайте также:  Схема регулировки тока защиты блока питания

3. Создайте благоприятный режим. Полноценный сон, строгое соблюдение рекомендаций логопеда и невролога, регулярные занятия спортом, расслабляющим мышечную мускулатуру (плавание, танец и т.д.) — главные условия в преодолении речевых трудностей у детей. Помните, лучше всего лечится заикание у детей, которые начали страдать этим недугом не позднее 4-х месяцев назад. Коррекционная работа с логопедом требует много времени и терпения родителей, но здоровье ребенка важнее, его не купишь, ни за какие деньги. Отсутствие лечения заикания с возрастом приводит к болезненной фиксации на своем дефекте и способствует дополнительному ухудшению речи.

Схема лечения заикания

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Источник



Стимулятор беспроблемной речи: неожиданный поворот в борьбе с заиканием

Ученица 6 класса, испытав на себе современные способы борьбы с заиканием, придумала оригинальное техническое решение. С ним миллионы людей с речевыми дисфункциями смогут без проблем выступать с презентациями и участвовать в дискуссиях.

Арине Филимоновой 12 лет, она живет в Нижнем Новгороде, учится в обычной школе, посещает занятия в дворце детского творчества. О ее изобретении мы узнали на конференции финалистов всероссийского конкурса научно-технического творчества «Шустрик», проведенной в совместно с Фондом содействия инновациям и ПСБ. «Техническая система профилактики и преодоления заикания во время выступления» включает в себя метроном, задающий темп речи, и миостимулятор, отвлекающий организм от спазма речевого аппарата.

В 4 года у Арины обнаружились особенности речи. Она на себе испытала типичные методы лечения заикания: занятия с логопедом, приемы медленного говорения, избегание проблемных звуков. В кружке технического творчества появилась возможность самостоятельно заняться решением проблемы заикания. Первое изобретение включало в себя только метроном на базе платы Arduino, сигнал от которого передавался на Bluetooth-наушник и регулировался в пределах 40-100 ударов в минуту. Метроном должен был помогать стабилизировать темп и ритм речи.

Испытав его на себе, Арина поняла, что одного метронома недостаточно. Нужно было как-то избавиться от спазма мышц гортани. Здесь помогли консультации с врачами разных специализаций. Логопед Е.Л. Самарина предложила способ «мышечного отвлечения». При его использовании необходимо отбивать ритм пальцами по телу, чтобы увеличить количество работающих при говорении мышц. В этом случае количество спазмов гортани, возникающих во время волнения, уменьшается.

Как еще можно «отвлечь» мышцы? Например, миостимулятором. При проведении процедуры миостимуляции можно воздействовать на любую группу мышц, но лучшим выбором оказалась диафрагма. Подача тока в эту область не только снимает гортанный спазм, но при частоте в 15 Гц и интервале, совпадающем с частотой метронома, входит в фазу и синхронизирует дыхание.

Длительность используемых для электростимуляции импульсов составляет 1-100 мс. Сила тока для мышц живота в области диафрагмы: 10-15 мА. При таких параметрах миостимулятор упорядочивает работу диафрагмы, контролирует сокращение брюшных мышц и обеспечивает легкость так называемого «нижнего брюшного дыхания», которое входит в методику дыхательных гимнастик при лечении логоневроза.

Арина опробовала итоговое решение на себе. Там, где раньше приходилось контролировать дыхание, вести внутренний счет слогов и делать незаметные движения руками, теперь можно было свободно говорить, сосредоточившись только на теме выступления.

Чем интересен прототип, разработанный школьницей? Он состоит из простых элементов, имеет интуитивно понятный принцип действия и сферу применения. Около 1% взрослого населения планеты заикается, причем среди мужчин эта особенность наблюдается в 4 раза чаще, чем у женщин. От этого недуга не застрахованы даже знаменитости. Все наверняка замечали особую манеру выступления Илона Маска – он использует логопедические методики для борьбы с заиканием. С прибором Арины Филимоновой Илон Маск мог бы петь соловьем.

Неужели раньше не было никаких технических решений, спросите вы? Таких, которые бы комплексно воздействовали на организм человека с речевыми дисфункциями и облегчали сложные и ответственные моменты, нет.

Существует, например, аппарат Деражне, разработка вековой давности, эффективная и по сей день. Принцип работы построен на звукозаглушении, постоянный шум подается прямо в уши, вызывая отключение звукового контроля. Человек перестает слышать, что говорит. Такой вариант при выступлениях и общении не подходит.

Точно так же не подходит «ЭХО-аппарат» авторства Б. Адамчика, изобретенный в 1959 году. Он построен на методе «регуляции обратной связи». Пациент говорит в микрофон, который соединен с магнитофоном. Запись усиливается и возвращается в наушники с некоторым запаздыванием.

В аппарате «Монолог» объединены функции звукозаглушения, звукоусиления, ритмической стимуляции и воспроизведения речи с определенной задержкой. В нем ритмическая стимуляция организована путем подачи в наушники щелчков метронома в диапазоне от 40 до 140 ударов в минуту. Уже ближе, но для выступлений на публике не годится.

Существуют устройства, использующие для лечения заикания ток, это так называемый метод транскраниальной стимуляции постоянным током. На определенные зоны мозга осуществляется воздействие низкочастотного импульсного тока, что приводит к нормализации работы нервной системы. Моментального эффекта он не дает и с выступлением перед аудиторией оперативно помочь не может.

Читайте также:  Тест по физике 8 класс по теме законы постоянного тока

Так что место прибора, способного на 10-20 минут «отключить» заикание в случае надобности, до сих пор остается вакантным. На базе изобретения Арины уже можно разглядеть его контуры.

Как нужно доработать этот прототип, чтобы получился удобный и коммерчески успешный продукт? Сделать его компактным. Да, он по-прежнему будет состоять из двух частей, но сам метроном можно поместить внутрь стимулятора, оставив на наушнике кнопку управления (включение/выключение, синхронизация по частоте). Настройку частоты и силы импульсов вести через мобильное приложение. Миостимулятор снабдить легкой литиевой батареей, продлевающей автономность устройства. Сделать в нем гнездо для переноски и подзарядки наушника.

Если спозиционировать такой прибор не как средство лечения, а как систему оперативной помощи заикающимся при выступлениях и общении, успех обеспечен. В планы Арины Филимоновой не входит доведение своего изобретения до коммерческого использования. Интересно, кто станет тем удачливым стартапом, кто подхватит эту идею?

Источник

Логопед рассказала, как окончательно избавиться от заикания

 Фото: Pixabay

По мнению Ростовцевой, это вполне реальная задача. Если учесть, что заикание — нарушение, которое появляется при общении, то и для избавления от него очень важна работа в группах. Опытные логопеды советуют родителям самых маленьких детей заниматься вмести с ними. Это необходимо, чтобы научиться различным стратегиям общения, управлять собственной речью и оказывать влияние на речь своего ребенка.

Фото: iStock

Фото: iStock

Групповая работа важна и для ребят, которые скоро пойдут в школу. Логопеды применяют разные методы обучения правильной речи, среди которых сказкотерапия, театрализованные действия, арт-терапия и многое другое. В младших классах учитель добавит правильное выстраивание монолога и диалога. Ребенок освоит плавную речь с использованием жестов.

Ученикам старшей школы и взрослым необходимо освоить навыки правильной речи в разных ситуациях, например, со знакомыми и незнакомыми людьми. В занятиях с подростками появляется развитие творческих способностей.

Заикание можно скорректировать в течение нескольких курсов. Базовый курс займет примерно полтора-два месяца. После основного курса полезно не бросать занятия, а продолжить работу, чтобы закрепить новые навыки до автоматизма. Целью поддерживающих занятий является естественная речь, которую человек может ускорить по своему желанию.

Переход к обычной правильной речи станет наградой за упорство. Ребенок научится свободно разговаривать как с близкими, так и с совершенно незнакомыми людьми в самых разных ситуациях.

Фото: iStock

Фото: iStock

Ростовцева советует в течение года не терять связи со своим логопедом. Наблюдение у специалиста, своевременная коррекция поможет не допустить рецидивов.

Источник

Как лечить заикание: методики лечения

Заикание представляет собой нарушение коммуникативной функции речи, когда запинки, повторение, растяжение звуков, слогов и слов сопровождается судорогами мышц артикуляционного аппарата.

Дети, страдающие этим нарушением, насильно повторяют слоги, прерывают произношение звуков, «проглатывают» слова. Чтобы скрыть свой дефект, труднопроизносимые слова часто заменяются словами-паразитами, что приводит к обеднению словарного запаса.

В зависимости от происхождения заикания, оно делится на 2 типа:

  • Невротическое. Для него характерно только нарушение без каких-либо сопутствующих расстройств нервной системы. Если ребенок находится в спокойной обстановке, то он перестает заикаться.
  • Неврозоподобное. Является следствием органического поражения мозга. Помимо заикания, данная форма сопровождается навязчивыми выкриками, нервным тиком и другими симптомами.

В основе нарушения лежит судорожное сокращение мышц языка, губ и гортани. Бывают тонические судороги (сонорные и гласные звуки растягиваются, появляются неестественные разрывы звуков внутри слога) и клонические судороги (навязчивое повторение одного и того же звука или слога). Встречается также смешанная форма, сочетающая в себя оба этих вида судорог.

Особенности возникновения заикания

Заикание встречается чаще всего у мальчиков, чем у девочек. Это обусловлено тем, что левое полушарие у девочек работает лучше, чем правое. Именно поэтому, они быстрее начинают разговаривать, при этом они легче преодолевают те речевые трудности, которые возникают в период с 2 до 4 лет.

Первая симптоматика заикания у детей возникает в период формирования фразовой речи – от 2 до 5 лет. Симптомы могут быть разного типа – повторения первых звуков, слогов, невозможность проговаривания слов. Если вы заметили, что у ребенка возникают трудности с началом фразы, у него сбивается дыхание во время разговора, либо он начинает повторять первые слоги или протягивать гласные звуки, то следует обратиться к логопеду за помощью.

Чем может быть вызвано заикание у ребенка

Заикание может носить врожденный и приобретенный характер. Если будущие родители будут знать причины врожденного заикания, то они смогут минимизировать вероятность возникновения этого нарушения.

Врожденные факторы проявляются у детей в возрасте до 5 лет:

  • Тяжелое течение беременности, а также перенесенные матерью инфекционные заболевания.
  • Асфиксия, гипоксия или травма плода во время родовой деятельности.
  • Наследственная предрасположенность.

В случае этих причин, дети начинают заикаться сразу же, как только начинают говорить. В такой ситуации лечение будет непростым и очень длительным.

  • Продолжительное пребывание ребенка в перевозбужденном состоянии. Именно поэтому, не рекомендуется водить детей до 6 лет на излишне зрелищные мероприятия.
  • Сильный испуг или стрессовая ситуация. Испуг может быть единичным, но очень сильным, либо ежедневным (боязнь темноты, чтение на ночь сказок про страшную Бабу-ягу и т.д.).
  • Неправильная речь родителей (нечеткое произношение, слишком быстрый темп речи и т.д.).
  • Авторитарные методы воспитания в семье (постоянные придирки, несоразмерные вине наказания, упреки, навязывание ребенку воли родителей).
  • Неблагоприятная ситуация внутри семьи. Развод родителей или постоянные ссоры, сопровождающиеся руганью и криком, негативно влияют на детскую психику.
  • Если ребенка-левшу переучивают в правшу.
  • Недостаточное внимание со стороны родителей, отсутствие их участия и помощи в период формирования речи ребенка.
  • Подражание речи заикающихся людей (других детей или родителей).
  • Осложнения после перенесенных в раннем возрасте инфекционных заболеваний: менингита, энцефалита и т.д.
  • Раннее обучение иностранным языкам.
  • Черепно-мозговые травмы.
Читайте также:  Как установить силу тока в амперметре

С чего начать лечение

Первое, что должны сделать родители при возникновении первых симптомов заикания у ребенка – это обратиться за профессиональной помощью к неврологу, логопеду и психологу. Специалисты проведут ряд необходимых исследований, изучат анамнез (включая особенности течения беременности), при необходимости назначат медикаментозную терапию.

Важна консультация невролога, который назначит курс лечения, после чего можно начинать занятия с логопедом. Лечение заикания у дошкольников проводится комплексно, т.е. помимо логопедического воздействия, проводятся различные физиотерапевтические процедуры, направленные на укрепление организма.

Работа психолога или психотерапевта также не менее важна, ведь он помогает ребенку осознать свою проблему, чувствовать себя комфортно вне зависимости от ситуации, а также побороть внутренний страх, который мешает полноценному общению с другими детьми. Важно донести до малыша, что он ничем не отличается от своих сверстников. Занятия проводятся вместе с родителями, которые играют важную роль в преодолении проблемы.

Методики лечения заикания у детей

Есть ряд рекомендаций, которые помогут родителям на первых порах:

  • Нужно перейти в семье на более медленный темп речи. Как правило, дети начинают достаточно быстро подрожать, поэтому уже через несколько недель в их речи встречается меньше запинок.
  • Ни в коем случае нельзя ругать малыша за то, что он как-то неправильно говорит. Саму проблему заикания не нужно обсуждать в его присутствии.
  • В первое время лучше ограничить общение. Нужно исключить походы в гости в первые два месяца.
  • Можно давать ребенку какой-нибудь травяной сбор с успокаивающим эффектом.
  • Анализ происходящего внутри семьи. Нужно внимательнее присмотреться к малышу и выявить те моменты, после которых он начинает заикаться. Это поможет определить провоцирующие факторы, чем вы значительно упростите работу специалиста.
  • Режим покоя для ребенка. Лучше полностью исключить телевизор, снизить эмоциональную нагрузку на малыша. Вместо этого можно включать ему в плеере спокойные аудиосказки.
  • Никаких выяснений отношений при ребенке. Он должен ощущать себя в спокойной и любящей обстановке.
  • Не перегружайте малыша. Не нужно пытаться добиться от него, чтобы он учился выговаривать сложные слова, делал дополнительные задания. При этом нужно почаще его хвалить, вне зависимости от его успехов.

Занятия дома

Коррекция заикания всегда проводится совместно, т.е. принимает участие не только логопед, но и родители. Специалист составляет специальную программу, которая позволяет снять мышечное напряжение с речевого аппарата.

Помимо занятий с логопедом, их также нужно проводить дома. Полезны следующие занятия:

  • Произносить гласные или слоги то тихо, то громко. Также нужно менять интонацию (грустно, с удивлением или восторгом).
  • Надувание щек, раскачивание языком как маятником, вибрирование языком. Все эти действия способствуют развитию мышц.
  • Различные сценки и другие занятия в игровой форме. Они помогут малышу почувствовать ритм при разговоре.

Дыхательные упражнения

Упражнения учат ритмичному и свободному дыханию. Помимо этого, происходит тренировка голосовых связок.

  • «Насос». Ребенок встает ровно, корпус немного наклоняется вперед, при этом округляя спину (шея при этом расслаблена). При вдохе нужно немного приподняться, но не выпрямлять спину. После выдоха нужно занять прежнее положение. Количество повторений – 4-5 раз. Вдох делается быстро, а выдох – медленно и плавно.
  • «Поворот головы». Ребенок стоит прямо, руки опущены вниз. Далее поворот головы влево, при этом нужно шумно вдыхать. При повороте головы вправо – шумный выдох.

Логопедические занятия

Методика логопедических занятия по Арутюнян показывает достаточно высокую эффективность. Ее суть заключается в дублировании речи пальцами ведущей руки. Эти движения совершаются на каждом речевом участке и служат, по сути, метрономом, позволяя удерживать нужный темп. Движения пальцев устанавливают дополнительные связи речи с двигательными зонами мозга. В дальнейшем эти движения минимизируются, после чего полностью устраняются.

В последнее время большой популярностью стали пользоваться компьютерные программы, которые помогают избавиться от заикания. Их действие основано на синхронизации слухового и речевого центра. Ребенок надевает наушники, затем говорит в микрофон слова или предложения. Программа исправляет речь малыша, после чего подает информацию в наушники.

Важно понимать, что преодоление заикания – это длительный и непростой процесс. В лечении важны не только используемые методики, но и та атмосфера, в которой находится ребенок. Только доверительные отношения и поддержка со стороны родителей помогут малышу справиться с этой серьезной проблемой.

Источник

Adblock
detector