Меню

Какую изоляцию имеют жилы обмоточных проводов

Обмоточные провода для перемотки и ремонта электродвигателей

При ремонте электродвигателей восстановить их эксплуатационные характеристики можно только с помощью перемотки. Для этого используются обмоточные провода, выпускаемые промышленностью самых разных марок. В основу их классификации положено сечение, вид используемой изоляции, способ наложения изоляции и материал токоведущей жилы. Наиболее распространенным видом провода для перемотки двигателей является медный провод круглого сечения различного диаметра. Для его изоляции применяют самые разные виды материала, в том числе комбинируя их между собой.

Материалы, используемые для изоляции обмоточного провода

В настоящее время используют следующие материалы изоляции обмоточных проводов:

  • кабельная или телефонная бумага;
  • хлопчатобумажная пряжа и различные виды шелка;
  • искусственные материалы – лавсан и капрон;
  • волокна из стекла и асбеста;
  • широкий выбор эмалей.

Все эти материалы могут накладываться в один слой, оплетаться в два или несколько слоев, комбинироваться между собой.

Все чаще при ремонте электродвигателей используются медные провода с эмалевой изоляцией. Для ее изготовления используют:

  • поливинилацетат (винифлекс);
  • полиамиднорезольный лак;
  • полиуретановую эмаль;
  • полиэфиры терефталевой кислоты;
  • лак металвин;
  • кремнийорганическую эмаль.

Основные марки обмоточного провода

Сегодня в распоряжении мастеров ремонта электродвигателей различные марки обмоточных проводов, разобраться в особенностях которых позволяет буквенное обозначение. Независимо от вида изоляции описание марки всегда начинается с буквы П – провод. Провода с изоляцией из волокна различного материала обозначаются следующим образом:

  • Ш – шелк;
  • К – капрон;
  • А – волокно из асбеста;
  • С – стекловолокно.

В том случае, если изоляция состоит из одного слоя волокна — в обозначение ее марки добавляется буква О. Провода с двумя слоями волокнистой изоляции содержат букву Д.

Марка провода с эмалевой изоляцией содержит букву Э, после нее идет обозначение вида эмали:

  • Л – лакостойкая;
  • В – эмаль из винифлекса;
  • Т – теплостойкая полиэфирная эмаль;
  • ВТЛ – полиуретановая;
  • ЛР – полиамиднорезольная;
  • ТВ – эмаль из полиэфиров терефталевой кислоты;
  • ТК – кремнийорганическая эмаль.

Таким образом, провод ПТЭВ, один из наиболее популярных, является обмоточным медным проводом, покрытым изоляцией из полиэфиров терефталевой кислоты.

Основные требования, предъявляемые к обмоточным проводам

Предприятия по ремонту электродвигателей предъявляют серьезные требования к обмоточным проводам. Главное из них касается равномерности нанесения изоляции, должны отсутствовать утолщения и наплывы, ребристость и просветы. Поставляются провода в бухтах или барабанах, на которые должны быть накручены равномерно, плотно и без перехлеста витков. Для сохранности изоляции провода в процессе транспортировки его обязательно укутывают плотной бумагой, а небольшие катушки помещают в деревянные ящики.

Как правильно выбрать обмоточный провод

Читайте также:  Провода для подключения питания автомагнитолы пионер

Широкий ассортимент марок обмоточного провода позволяет выбрать оптимальный вариант для определенных видов работ. Выбор марки провода, применяемого при ремонте обмоток электродвигателей, определяется требуемым классом нагревостойкости, требованиями в части влагостойкости, морозостойкости, химостойкости и механической прочности изоляции. Так, провода с комбинированной или волокнистой изоляцией не рекомендуют использовать для перемотки двигателей, работающих в условиях повышенной влажности или там, где есть контакт с агрессивными веществами.

Источник



Классификация обмоточных проводов

Обмоточные провода служат для производства обмоток трансформаторов, электродвигателей, электромагнитных реле и многих других механизмов.

Провод обмоточный в отличие от других типов проводников имеет в качестве основного параметра диаметр токопроводящей жилы, а не ее сечение. Существует очень тонкий провод для обмоток, и имеющий ничтожный слой изоляции. Тончайшие обмоточные проводники изготавливают по специальной технологии производства для особо тонких проводников и материалов электрической изоляции.

Длительное время обмоточные провода делались исключительно медными. Сегодня для них часто используют алюминий и другие сплавы, обладающие значительным сопротивлением. Алюминий позволяет экономить дорогостоящую и дефицитную медь.ь дорогостоящую и дефицитную медь.

Классификация
Обмоточные провода классифицируется по материалу изоляции, по форме сечения и материалу жилы.

Материал изоляции Провод обмоточный изготавливается со следующими видами изоляции:

  • Волокнистая
  • Эмаль
  • Комбинированная

Волокнистая
Провода, имеющие волокнистую изоляцию, имеют повышенную механическую прочностью. Толщина волокнистой изоляции довольно большая, и может достигать до 0,4 мм на сторону. Химическая стойкость и влагостойкость таких проводов невысока.
Волокнистая изоляция проводов, использующихся для перемотки электрических двигателей и производства катушек масляных трансформаторов, может включать в себя бумагу, хлопчатобумажную ткань, стеклянные, а также асбестовые волокна, лавсан, шелк. Эти волокна и ткани накладываются в несколько слоев по подобию плетеного чулка.

Эмалевая изоляция
Материалом эмалированной изоляции служит винифлекс, металвин, кремнийорганическая основа, полиэфиротерефталевая кислота, полиуретан.
Обмоточная проволока, покрытая специальной эмалью, обладает электрической прочностью, устойчивостью к влаге, агрессивным химическим веществам. Особенностью эмалевых обмоточных проводов является очень малая толщина изолированного слоя (наибольшая толщина 0,09 мм). Прочность эмали провода ПЭЛ небольшая, такой провод используется только для обмоток катушек, работающих в неподвижном состоянии.
Высокопрочный эмалевый провод ПЭТВ, а также ПЭТ-155 применяется для обмоток электродвигателей мощностью до 100 киловатт. Провод, покрытый эмалью, марки ПЭТ-155 используется для производства новой серии электродвигателей, прочность его изоляции позволяет наматывать провод на автоматических станках. Эмалевые провода обладают также высокой термостойкостью, и способны выдерживать температуру до 155 градусов.

Комбинированная
Провод обмоточный с комбинированной изоляцией по своим параметрам находится в промежуточном положении между рассмотренными двумя видами проводов. Комбинированный вид изоляции включает в себя несколько слоев. Наружное покрытие обычно состоит из волокнистого материала, а внутреннее покрытие – эмаль. Например, провод ПЭЛШО обозначает: провод медный обмоточный с изоляцией из шелка и лаковой эмали.
Если проводник пропитан термостойким лаком и покрыт стекловолокном, то его маркировка содержит букву «К». Этот вид проволоки стал популярным из-за своей высокой надежности, и используется для электродвигателей подъемно-транспортных механизмов, в том числе судостроительных кранов.

Читайте также:  Распиновка проводов газель 3302

Форма сечения Обмоточные провода бывают двух форм сечения:

  • Круглой.
  • Прямоугольной.

Круглое сечение провода используется в различных сферах. Такой провод обладает высокими прочностными и электрическими характеристиками.
Размеры прямоугольных сечений проводов стандартизированы. Такой провод часто применяется для обмоток трансформаторов. Толщина прямоугольных поводов достигает до 5,9 мм, а ширина до 14,5 мм.
Соотношение этих размеров может различаться. Есть некоторые недостатки, выражающиеся в применении обмоточных проводов плоского сечения. При его наматывании на бухту есть большая вероятность повредить изоляцию, а также, при очень маленьких сечениях провода визуально трудно отличить меньшую сторону сечения от большей.
В любой обмотке важным элементом является виток проводника вокруг сердечника. По мощности тока подбирается необходимое сечение провода. Круглая проволока обычно используется для небольших нагрузок, а прямоугольную проволоку применяют для более высокой нагрузки.

Материал токоведущей жилы Большинство обмоточных проводов производят из следующих материалов:

  • Медь
  • Алюминий

Медные обмоточные провода составляют большую часть всех выпускаемых проводов. Они обладают малым удельным сопротивлением, значительным весом. Стоимость медных проводов высока.
В последнее время вместо медных проводов для обмоток стали использовать алюминиевый провод, который значительно легче по весу, имеет меньшую стоимость, но обладает более высоким удельным сопротивлением, по сравнению с медным проводником.

Маркировка
Для обозначения провода выполняют его маркировку, которая означает материал жилы и изоляции.
Вначале обозначения находится буква «П» для медной проволоки, и означает «провод».
Для отличия алюминиевых и медных проводов в конце маркировки имеется буква «А», например, ПЭВА.

Если жила сделана из сплава, имеющего большое удельное сопротивление, то в обозначении имеются дополнительные буквы, например, НХ – нихром, М – манганин, К – константан.
Для обозначения мягкого проводника ставят символ «М», для твердого – «Т». Например, провод ПЭМТ – медный провод из твердой проволоки, а провод ПЭММ – из мягкой проволоки.

Буквы для обозначения изоляции

  • ЭМ – высокопрочная поливиниловая эмаль.
  • ЭЛ – масляная основа.
  • ЭВ – высокопрочная поливинилацетатная эмаль.
  • Л – лавсан.
  • Ш – шелк натуральный.
  • Б – пряжа х/б.
  • О – один слой.
  • С – стекловолокно.
  • ШК – капрон.
  • Д – два слоя.
Читайте также:  Сетевой провод для бритвы

Если в маркировке стоит 2-я буква «П», это означает, что изоляция в виде пленки. Провод ППФ оснащен изоляцией в виде фторопластовой пленки.
Для маркировки комбинированной изоляции символы стоят в порядке нахождения слоев, начиная от внутреннего. ПЭЛШО – провод медный, эмаль на масляной основе и однослойной шелковой оплетки.

Требования

Провод обмоточный покрывается равномерной изоляцией. Допускаются в некоторых точках утолщения соответственно марке и типоразмеру провода.
Проволока перевозится в бухтах, барабанах и бобинах, в зависимости от типоразмеров и марки. Проводник в таких упаковках должен быть намотан ровно и плотно, без путаницы витков. Число отрезков провода в бухте или катушке должно соответствовать размеру и марке провода.
Упаковки должны упаковываться бумагой, способной защитить изоляцию провода от повреждений во время транспортировки. Наибольший вес ящика с проводом не должен быть тяжелее 80 кг.
К барабану и катушке прикладывается ярлык с обозначением завода изготовителя, массы, типоразмера и марки поволоки, а также других параметров.
Как выбрать обмоточные провода для двигателя
Подбор необходимого провода для перемотки электродвигателей, выполняется с учетом класса термостойкости, допускаемого слоя изоляции и другими требованиями.
Минимальной толщиной слоя изоляции обладают эмалевые обмоточные провода. Их используют при повышенном проценте заполнения паза во время намотки. Гладкая поверхность изоляции облегчает их укладку в пазы, а небольшая ее толщина при повышенной теплоотдаче обеспечивает защиту от перегрева.
Использование эмалированных проводов должно соответствовать определенным видам лаков и растворителей, используемых на конкретном предприятии, или тем маркам лаков, которыми предприятие в состоянии обеспечить. Существуют растворители и лаки, которые способны разрушить эмаль. А также, при нагревании до 170 градусов эта изоляция становится пластичной, что не позволяет применять ее для обмоток роторов, вращающихся с большой угловой скоростью.
Максимальную толщину изолированного слоя имеет проволока для обмотки с комбинированным и волокнистым слоем. Ее использование запрещается для обмоток, находящихся в агрессивной или влажной среде. Для таких целей целесообразно использовать обмоточные провода, оснащенные стеклянной изоляцией, но малая прочность изоляции накладывает определенные ограничения на использование таких проводов. Хотя по термостойкости провода со стеклянной изоляцией подходят для подобных классов обмоток. При приобретении обмоточной проволоки нужнее учитывать, что стоимость провода одного типоразмера зависит от марки. При производстве ремонта низковольтных электрических машин цена провода будет составлять большую часть финансовых затрат от полной стоимости ремонта. В связи с этим необходимо учесть технические и экономические факторы выбора, то есть, цену и технические параметры.

Источник