Меню

Как проверить двигатель постоянного тока от блендера

Как проверить и отремонтировать коллектор электродвигателя своими руками

Чтобы осуществить ремонт коллектора электродвигателя, необходимо разобраться в его особенностях. Если вы ничего не смыслите в микроконтроллере, не знаете про устройство обмоток статора или щеточно коллекторный узел, браться за подобное дело не имеет смысла.

Немного о коллекторных электродвигателях

Такие электродвигатели можно встретить в следующих устройствах:

  • Стиральные машины,
  • Электрические инструменты,
  • Детские игрушки,
  • Пылесосы и пр.

Особенности неисправностей

Если моторчик электроинструмента начал плохо работать или полностью вышел из строя, многие отправляют на свалку не только коллекторный электродвигатель, но и весь прибор. Делать этого не стоит.

Обычная проверка, выполненная своими руками, позволяет проверить узел, оценить его текущее состояние. Что самое интересное, в большинстве случаев устройство можно вернуть в рабочее состояние, потратив на это минимум усилий и средств.

Важная заметка о проверке:

  • Прежде чем начнется проверка и тщательный ремон, не поленитесь посмотреть на состояние идущего на 220в кабеля. Не редко проверка шнура показывает, что в нем произошел обрыв. Из-за этого коллекторный электродвигатель не функционирует,
  • Другая возможная проблема это выход из строя кнопок, отвечающих за управление и включение. Они также могут потерять контакт, сломаться механическим образом. Их проверка даст ответ на этот вопрос,
  • Проверка пуско-регулировочного устройства также не повредит в случае его наличия,
  • Источник на 220 В. А в каком состоянии находится розетка на 220 Вольт? Не исключайте ситуацию, когда напряжение в 220 Вольт попросту не идет на ваш электромотор и весь электроинструмент. Банально советовать убедиться в наличии света в доме. А вот проверить состояние розетки на 220 Вольт стоит. Для этого подключите прибор к другому источнику 220 Вольт. Если все в порядке, переходим к наиболее распространенным поломкам коллекторного электромотора.

Популярные неисправности электродвигателя

Далее дадим несколько рекомендаций относительно наиболее распространенных поломок, которые могут преследовать асинхронный или синхронный коллекторный электромотор. Это позволит в следующий раз смело включить устройство к 220 Вольт и начать с ним работать.

  1. Выполните разборку электроинструмента, разберите электромотор вашего бытового устройства. Рекомендуется опираться на инструкции от производителей. Прежде чем начинать разбирать инструмент на составные элементы, убедитесь в отсутствии искр. Их на щеточно контактном механизме быть не должно.
  2. Если искрение оказалось активный, щеточно коллекторный узел вероятнее всего износился или нарушились контакты.
  3. Менее распространенная причина искрения это замыкание обмоток в коллекторе. А именно межвитковое замыкание.
  4. Самая часто встречаемая поломка это износ щеточно коллекторного узла. Либо узел коллектора чернеет. Если износился щеточный узел, потребуется заменить их на аналогичные новые элементы. В идеале менять стоит на оригинальные детали. Обычно щеточно коллекторный узел меняется легко. Для этого нужно отодвинуть фиксатор или открутить крепежный болт. Все зависит от того, какой прибор перед вами.
  5. Некоторые модели асинхронного или синхронного двигателя предусматривают замену не самих щеток, а щеточно держательного механизма в сборе. Не забудьте при этом соединить медный провод с контактами.
  6. Если щеточно держательный узел оказался цел, попробуйте растянуть пружины, которые их прижимают.
  7. В случае потемнения контактной части коллектора, попробуйте просто зачистить ее с помощью наждачки-нулевки.
  8. Если на месте контакта щеточно коллекторного узла, там где коллектор контактирует с щетками, образовалась канавка, придется выполнить проточку на станке.
  9. Другим, не менее распространенным видом поломок в таких электродвигателях является износ подшипника. Если проверка показывает, что возникает биение патрона, повышается вибрация корпуса во время работы устройства, подшипник придется заменить. Самый неприятный сюжет это когда якорь начинает касаться статора. Тут потребуется минимум поменять якорь, либо выполнить замену статора и якоря одновременно.
  10. Управление на микроконтроллере. Если управление на микроконтроллере дает сбой, проблема может заключаться в самом микроконтроллере. Его проще всего заменить новым.
  11. Состояние ротора. У ротора вашего электродвигателя также могут возникнуть проблемы. Для проверки ротора воспользуйтесь мультиметром.

Редкие неисправности

К категории редких поломок относят:

  • Обрыв обмоток,
  • Выгорание обмоток,
  • Выгорание мест подключения обмоток,
  • Оправление, замыкание ламелей графитовой пылью.

При вероятности неисправностей обмоток или ламелей определить наличие поломок поможет визуальная проверка. Выполняя ремонт, обратите внимание на некоторые моменты.

  1. Проверьте состояние обмоток. Обычно нарушается целостность обмоток, что влечет за собой соответствующие неисправности.
  2. Изучите текущий цвет обмоток. Весь корпус обмоток или только их часть может почернеть, что свидетельствует о наличии проблем.
  3. Оцените состояние контактов проводов с коллекторными ламелями. Если имеются проблемы, обычная перепайка будет составлять весь ваш ремонт.
  4. Загляните в пространство между ламелями. Это нужно для проверки их на предмет забитости графитовой пылью. При ее наличии в этом месте ремонт состоит в обычной прочистке. Прочистить узел можно подручными средствами.
  5. Понюхайте изоляцию проводов. Часто управление инструментом становится невозможным, он выходит из строя из-за того, что узел изоляции проводки просто перегорел. При таких ситуациях узел издает характерный запах, который многим знаком.
  6. При обнаружении поломок обмоток статора или якоря, их нужно заменить. Другой вариант можно перемотать элементы, для чего лучше обратиться к соответствующим сервисам.
  7. Проведите проверку ротора. Оценка состояния ротора мультиметром даст понять, какие действия предпринимать дальше.

Если визуальная проверка не позволяет определить неисправности, потребуется прозвонить узел мультиметром.

Прозвон мультиметром

Прозвон мультиметром коллекторного электродвигателя

Если однофазный электромотор потребует ремонт, рекомендуется проверить состояние его статора и прочих элементов путем прозвона.

  1. Сначала выполняется прозвон попарных выводов обмоток статора на ламели. При этом сопротивления должны оказаться одинаковым.
  2. Теперь делается проверка между корпусом якоря и ламелями. Прибор должен выдавать бесконечное сопротивление.
  3. Убедитесь, что обмотка целая. Для этого прозваниваются выводы.
  4. Проверяется цепь между выводами обмотки и корпусом вашего статора. Если на корпусе есть пробой, подключать устройство на 220 вольт категорически нельзя. Требуется ремонт или обязательная замена.

Если ваш электродвигатель удалось починить, выполните соединение всех элементов, подключите к питанию на 220 Вольт. В случае неисправности обратитесь в сервисный центр.

Источник



Как проверить электродвигатель — простые советы электрикам

В своей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с различными электрическими приборами, значительно облегчающими нашу деятельность. Практически все они имеют в своей конструкции двигатель, питаемый электроэнергией для совершения определенной работы.

Иногда по разным причинам в нем возникают неисправности. Приходится определять его работоспособность, выявлять и устранять поломки.

Как устроен электродвигатель

Сразу оговоримся, что не будем прибегать к сложным техническим описаниям и формулам, а постараемся использовать упрощенные схемы и терминологию. Также учитываем, что работы с электродвигателями в электроустановках относятся к опасным. К ним допускается обученный, подготовленный персонал.

Внимание: Самостоятельный ремонт электродвигателя неквалифицированными работниками может закончиться трагически!

Электрический двигатель в мастерской

Кинематическая схема

По механической конструкции любой электрический двигатель можно представить состоящим всего из двух частей:

1. стационарно закрепленной, которая называется статором и крепится к корпусу станка, механизма или удерживается в руках, как на дрели, перфораторе и подобных устройствах;

2. подвижной — ротора, совершающего вращательное движение, передаваемое исполнительному приводу.

Кинематическая схема электродвигателя

Обе эти половинки полностью разделены друг от друга, но соприкасаются через подшипники. Больше нигде и ни в каком месте они чисто механически не контактируют. Ротор вставлен внутрь статора и совершенно свободно вращается в нем.

Эту способность вращаться необходимо оценивать в первую очередь при анализе работоспособности любой электрической машины.

Для проверки вращения необходимо:

1. полностью снять напряжение со схемы питания;

2. попробовать вручную прокрутить ротор.

Первое действие является необходимым требованием правил безопасности, а второе — техническим тестом.

Часто оценить вращение бывает сложно из-за подключенного привода. Например, ротор двигателя исправного пылесоса довольно легко раскрутить движением руки. Чтобы повернуть вал рабочего перфоратора, придется приложить усилие. Прокрутить вал двигателя, подключенного через червячный редуктор, вообще не получится из-за конструктивных особенностей этого механизма.

По этим причинам оценку вращения ротора в статоре проводят при отключенном приводе и анализируют качество работы подшипников. Затруднять движение может:

износ контактных площадок скольжения;

отсутствие смазки в подшипниках или ее неправильное применение. Например, обычный солидол, которым часто заполняют шарикоподшипники, на морозе загустеет и может быть причиной плохого запуска двигателя;

попадание грязи или посторонних предметов между подвижной и стационарной частью.

Шум во время работы двигателя создается неисправными, разбитыми подшипниками с повышенным люфтом. Для его быстрой оценки достаточно пошатать ротор относительно стационарной части, создавая переменные нагрузки в вертикальной плоскости, и попробовать вдвигать и вытаскивать его вдоль оси. На многих моделях незначительные люфты считаются допустимыми.

Читайте также:  Электрическая плита за 1 минуту работы потребляет энергию 300 кдж сила тока

Если ротор вращается свободно и подшипники хорошо работают, то надо искать неисправность в электромагнитных цепях.

Электрическая схема

Чтобы любой двигатель работал необходимо выполнить два условия:

1. на его обмотку (или обмотки у многофазных моделей) подвести номинальное напряжение;

2. электрическая и магнитная схемы должны быть исправными.

Где проверять напряжение питания двигателя

Рассмотрим первое положение на примере конструкции электрической дрели с коллекторным двигателем.

Конструкция электрической дрели

Если у исправной дрели вставить вилку в розетку с подведенным напряжением, то этого недостаточно для запуска двигателя. Потребуется еще нажать на кнопку включения.

Только тогда электрический ток от вилки по шнуру через симисторный узел регулирования и контакты нажатой кнопки подойдет к щеточному узлу, расположенному на коллекторе, и через него сможет попасть на обмотку.

Подведем итог: делать вывод об исправности двигателя дрели можно только после проверки напряжения на щетках коллекторного узла, а не контактах вилки. Приведенный пример является частным случаем, но раскрывает общие принципы поиска неисправностей, характерные для большинства электрических устройств. К сожалению, этим положением часть электриков второпях пренебрегает.

Типы электрических схем электродвигателей

Электродвигатели создаются для работы от постоянного или переменного тока. Причем последние делятся на:

синхронные, когда частоты вращения частоты вращения ротора и электромагнитного поля статора совпадают;

асинхронные — с отстающей частотой.

Они имеют разные конструктивные особенности, но общие принципы работы, основанные на воздействии вращающегося электромагнитного поля статора на поле ротора, передающее вращение приводу.

Двигатели постоянного тока

Их изготавливают для использования в качестве кулеров компьютерных устройств, стартеров легковых автомобилей, мощных дизельных станций, зерноуборочных комбайнов, танков и решения других задач. Устройство одной из подобных простых моделей показано на картинке.

Устройство электродвигателя постоянного тока

Магнитное поле статора у этой конструкции создается не постоянными магнитами, а двумя электромагнитами, собранными на специальных сердечниках — магнитопроводах, вокруг которых расположены катушки с обмотками.

Магнитное поле ротора создается током, проходящим через щетки коллекторного узла по обмотке, уложенной в пазы якоря.

Асинхронные двигатели переменного тока

Представленный на картинке разрез одной из моделей демонстрирует определенное подобие с ранее рассмотренным устройством. Конструктивные отличия заключаются в выполнении ротора формой короткозамкнутой обмотки (без прямой подачи в нее тока от электроустановки), получившей название «беличьего колеса» и принципах расположения витков на статоре.

Устройство асинхронного трехфазного электродвигателя

Синхронные двигатели переменного тока

У них обмотки катушек статора расположены под одинаковым углом смещения между собой. За счет этого создается вращающееся с определенной скоростью электромагнитное поле.

Устройство синхронного трехфазного двигателя

Внутри этого поля помещен электромагнит ротора, который под воздействием приложенных магнитных сил тоже начинает двигаться с частотой, синхронной скорости вращения приложенной силы.

Таким образом, во всех рассмотренных схемах двигателей используются:

1. обмотки из проводов для усиления магнитных полей единичных витков;

2. магнитопроводы для создания путей протекания магнитных потоков;

3. электромагниты или постоянные магниты.

У отдельных конструкций двигателей, называемых коллекторными, используется схема передачи тока от стационарной части на вращающиеся детали через узел щеткодержателя.

Во всех этих технических устройствах и способны возникать различные неисправности, которые влияют на работу конкретного двигателя.

Поскольку магнитопровод создается на заводе из пластин специальных сталей, собранных с высокой надежностью, то поломки этих элементов происходят очень редко, да и то под воздействием агрессивной среды, не предусмотренной условиями эксплуатации или из-за непредвиденных запредельных механических нагрузок на корпус.

Поэтому проверка прохождения магнитных потоков практически не проводится, а все внимание при неисправностях электродвигателей после оценки механики обращается на состояние электрических характеристик обмоток.

Как проверить щеточный узел коллекторного двигателя

Каждая пластина коллектора является контактным соединением определенной части непрерывной обмотки якоря и через ее подключение к щетке проходит электрический ток.

У исправного двигателя в этом узле создается минимальное переходное электрическое сопротивление, не оказывающее практического влияния на качество работы и выходную мощность. Внешний вид пластин отличается чистотой, а промежутки между ними ничем не заполнены.

Состояние коллекторного узла

Двигатели, которые подвергались серьезным нагрузкам, имеют загрязненные коллекторные пластины со следами графитовой пыли, набившейся в пазы и ухудшающей изоляционные свойства.

Щетки двигателя усилием пружин прижимаются к пластинам. Графит при работе постепенно стирается. Его стержень изнашивается по длине, а сила прижатия пружины уменьшается. При ослаблении контактного давления увеличивается переходное электрическое сопротивление, что вызывает искрение в коллекторе.

В результате начинается повышенный износ щеток и медных пластин коллектора, который может быть причиной поломки двигателя.

Поэтому надо проверять щеточный механизм, осматривать чистоту поверхностей, качество выработки щеток, условия работы пружин, отсутствие искрения и появления кругового огня при работе.

Загрязнения убираются мягкой тряпочкой, смоченной раствором технического спирта. Промежутки между пластинами прочищают воронилами из твердых не смолистых пород дерева. Щетки притирают мелкозернистой наждачной шкуркой.

Если на коллекторных пластинах появились выбоины или выгоревшие участки, то коллектор подвергают механической обработке и полировке до уровня, при котором ликвидированы все неровности.

Хорошо подогнанный щеточный узел не должен создавать искр во время работы.

Как проверить состояние изоляции обмоток относительно корпуса

Для выявления нарушения диэлектрических свойств изоляции относительно статора и ротора необходимо использовать специально предназначенный для этих целей прибор — мегаоомметр.

Он подбирается по величине выходной мощности и напряжению.

Измерение сопротивления изоляции мегаомметром

Первоначально измерительные концы подключаются на общую клемму выводов обмоток и болт заземления корпуса. У собранного двигателя электрический контакт корпусов статора и ротора создается через металлические подшипники.

Если замер показывает нормальную изоляцию, то этого вполне достаточно. В противном случае все обмотки рассоединяются и осуществляется поиск нарушения изоляции методом измерения и осмотра отдельных цепей.

Причины плохого состояния изоляции могут быть разными: от механического нарушения слоя лакокрасочного покрытия проводов до повышенной влажности внутри корпуса. Поэтому их надо точно определить. В одних случаях достаточно хорошо просушить обмотки, а в других необходимо искать места с царапинами или задирами для исключения токов утечек.

Источник

Как прозвонить электродвигатель мультиметром

Электродвигатели применяются во многих бытовых устройствах, поэтому если прибор, в котором установлен агрегат начинает барахлить, то, во многих случаях, диагностические мероприятия следует начинать с прозвона обмотки движка. Как прозвонить электродвигатель мультиметром, и сделать это правильно, будет подробно описано ниже.

Как прозвонить: условия

Прежде чем проверить электродвигатель на неисправность, необходимо убедиться в том, что шнур и вилка прибора абсолютно исправны. Обычно об отсутствии нарушения подачи электрического тока в устройство, можно судить по светящейся контрольной лампе.

Убедившись в том, что электрический ток поступает к электродвигателю, необходимо осуществить демонтаж его из корпуса устройства, при этом сам прибор должен быть полностью обесточен, во время выполнения данной операции.

Проверка якоря и статора электродвигателя производится мультиметром. Последовательность измерений зависит от модели электрического агрегата, при этом, прежде чем прозвонить электродвигатель, следует убедиться в исправности измерительного прибора.

Наиболее частой «поломкой» мультиметров является уменьшение заряда батареи, в этом случае можно получить искажённые результаты замеров сопротивления.

Ещё одним важным условием для того чтобы прозвонить электрический агрегат правильно, является полное приостановление каких-либо других дел и полностью посвятить время на выполнение диагностических работ, иначе можно легко пропустить какой-либо участок обмотки электродвигателя, в котором и может быть причина неполадок.

Прозвонка асинхронного двигателя

Данный вид электродвигателя довольно часто используется в бытовых устройствах работающих от сети 220 В. После демонтажа агрегата из прибора и визуального осмотра, при котором не будут обнаружено короткое замыкание, диагностика осуществляется в такой последовательности:

Если в процессе измерений были выявлены отклонения от нормы, то агрегат необходимо разобрать для более детальных исследований. Наиболее распространённой поломкой асинхронных электродвигателей является межвитковое замыкание.

При такой неисправности, прибор перегревается и не развивает полной мощности, а если эксплуатацию устройства не прекратить, то можно полностью вывести из строя электрический агрегат.

Чтобы прозвонить межвитковые замыкания, мультиметр переводится в режим измерения сопротивления до 100 Ом.

Необходимо прозвонить каждый контур статора, и сравнить полученные результаты. Если величина сопротивление в одном из них будет существенно отличаться, то таким образом можно с уверенностью диагностировать межвитковое замыкание обмотки асинхронного электродвигателя.

Как прозвонить коллекторный двигатель

Коллекторный агрегат также можно прозвонить мультиметром. Данный тип электродвигателей используется в цепи постоянного тока.

Коллекторные двигатели переменного тока встречаются реже, например в различных электроинструментах. Наиболее качественно прозванивать такие изделия можно в том случае, если полностью разобрать электрический двигатель.

Читайте также:  Таблица с током кабелей пуэ

Проверить якорь электродвигателя, а также прозвонить обмотку статора можно будет с помощью мультиметра, который должен быть переведён в режим измерения сопротивления до 200 Ом.

Наиболее часто статор коллекторного агрегата состоит из двух независимых обмоток, которые и требуется прозвонить мультиметром для определения их исправности.

Точное значение данного показателя, можно узнать в документации к электродвигателю, но о работоспособности обмотки можно судить в том случае, если прибор покажет небольшое значение сопротивления.

В мощных двигателях постоянного тока электрооборудования автомобиля, значение сопротивления статора будет настолько малым, что его отличие от короткозамкнутого проводника, может составлять десятые доли Ома. Менее мощные устройства имеют сопротивление обмотки статора в пределах 5 — 30 Ом.

Для того чтобы прозвонить мультиметром обмотки статора коллекторного электродвигателя, необходимо соединить щупы измерительного прибора с выводами данных обмоток. Если в процессе диагностических мероприятий будет выявлено отсутствие сопротивления даже в одном контуре, дальнейшая эксплуатация агрегата не осуществляется.

Ротор коллекторного электродвигателя состоит из значительно большего количества обмоток, но проверка якоря не займёт много времени.

Для того чтобы прозвонить эту деталь, необходимо включить мультиметр в режим измерения сопротивления до 200 Ом и расположить щупы мультиметра на коллекторе таким образом, чтобы они находились на максимальном удалении друг от друга.

Таким образом щупы займут место щёток двигателя и одну из нескольких обмоток якоря можно будет прозвонить. Если мультиметр покажет какое-либо значение, то не снимая щупов измерительного устройства с коллектора, следует провернуть слегка ротор, до момента соединения следующей обмотки со щупами устройства.

Таким образом проверить обмотку можно без особых усилий. Если мультиметр покажет примерно одинаковое значение сопротивления каждого контура, то это будет означать, что якорь устройства абсолютно исправен.

Для того чтобы правильно прозвонить данный тип двигателя, необходимо осуществить проверку возможной утечки электрического тока на «массу».

Это нарушение может привести не только к выходу из строя электродвигателя, но и к увеличению вероятности получения электротравмы. Проверить якорь и статор коллекторного двигателя на пробой не составит большого труда, для этого необходимо включить режим измерения сопротивления до 2 000 кОм. Для проверки статора достаточно подключить одну клемму к корпусу, а вторую к одной из обмоток.

Чтобы прозвонить эту часть электродвигателя правильно, во время выполнения данной операции запрещается прикасаться руками к металлической части щупов мультиметра, или к корпусу статора и проводки измеряемого контура.

Если не придерживаться этого правила, то можно получить ложноположительные результаты, так как через тело человека будет проходить достаточный электрический потенциал. В этом случае мультиметр покажет сопротивление человека, а не «пробой» между корпусом статора и обмоткой.

Аналогичным образом измеряется и возможная утечка электротока на корпус якоря электродвигателя.

Чтобы прозвонить отсутствие «пробоя» на массу устройства, необходимо поочерёдно присоединять щупы мультиметра к корпусу и различным обмоткам ротора электромотора.

Для того чтобы прозвонить различные типы электродвигателей с помощью мультиметра, необходимо приобрести мультиметр, который имеет режим измерения сопротивления.

Сверхточность, при осуществлении подобных действий, не требуется, поэтому можно с успехом использовать дешёвые китайские устройства. Прежде чем прозвонить обмотки двигателя мультиметром, необходимо убедиться в его исправности.

Следует также иметь в виду, что неисправность электродвигателя может иметь различные признаки. Даже в том случае если электрический прибор находится в рабочем состоянии, но обороты двигателя не достигают максимального значения, следует незамедлительно прозвонить возможные повреждения обмоток.

После того как будет произведены все диагностические мероприятия, и электродвигатель будет отремонтирован, производится испытание устройства прежде чем устанавливать его в бытовой прибор или инструмент.

При осуществлении любых электромонтажных или диагностических работ, необходимо полностью отсоединить прибор от сети 220 В. или трёхфазного тока.

Источник

Ремонт блендера своими руками: пошаговый мастер-класс

Электрический блендер – это бытовой прибор широкого назначения, способный измельчать овощи и фрукты до консистенции легкого пюре. Также, применяя дополнение насадки, с его помощью можно сделать салат, мусс, майонез, крем и многое другое.

Существуют погружные и настольные блендеры. По функционалу они схожи, но по внешнему виду несколько отличаются. Настольный или стационарный блендер, напоминает собой чашу или кувшин с установленным внутри двигателем и ножом.

Такие приборы в основном применяют там, где нужны большие объемы. Это могут быть: кафе, рестораны и столовые. В домашних условиях больше подходит погружной блендер. Он дешевле и компактнее первого. Поэтому так популярен, среди обычных хозяек.

Сам по себе, такой блендер – довольно не сложный по конструкции прибор. По сути, его основная часть – это электрический мотор в корпусе, который имеет несколько ступеней скорости и универсальную муфту-переходник.

Муфта переходник блендера

Муфта переходник блендера

К муфте, посаженной на валу двигателя можно подсоединить разные дополнение насадки в зависимости от вида выполняемых работ.

Если нужно сделать пюрешку, то подойдет погружная насадка или «нога». При надобности получить измельченные овощи и фрукты – чаша с вращающимся ножом внутри. А приготовить крем, поможет металлический венчик.

Металлический венчик

Металлический венчик

Все эти насадки обычно есть в комплекте с любым блендером. Но иногда может не быть чаши, но это в недорогом варианте прибора.

Несмотря на свою простоту, таким устройством пользоваться довольно удобно. Дело в том, что сам моторный блок практически не пачкается, поэтому мыть его после использования не нужно. Отстегнул от насадки, и положил в коробку.

Что касается производителя или отдельной модели, то это уже на выбор пользователя. Лучше конечно брать изделия проверенных брендов, но и среди менее известных фирм тоже есть достойные варианты.
Тут, как повезет. Какие материалы и кто собирал устройство в данную смену.

В связи с этим было бы полезно знать: устройство, основные неисправности и способы их самостоятельного устранения.

Ниже в статье, будет описана причина неисправности и ее устранение в блендере Saturn модель ST-FP0049. Сразу следует отметить, что, не смотря на фирму производитель, конструкция и неисправности во всех блендерах такого типа, мало чем отличаются.

Поэтому, метод устранения поломки в одном приборе, можно с успехом применить в ремонте другого аппарата.

Неисправность этого блендера состоит в том, что он без явной причины перестал реагировать на кнопки управления пуска двигателя.

Так, как в нем две скорости, соответственно и две кнопки, сбоку на корпусе.

При нажатии на которые – ничего не происходит, хотя вилка прибора включена в сеть.

Самое простое, что может в этом случае быть – это повреждение шнура. Оно может быть как внутри, так и снаружи. Когда шнур снаружи не имеет видимых повреждений, понять, проблема в нем или нет, без снятия корпуса не возможна.

Поэтому, переходим к разборке.

Одна из трудностей, которая может возникнуть при снятии корпуса блендера, особенно именитых брендов – это не разборной корпус. И хотя такая конструкция защищает двигатель и электронику от попадания в них влаги, при разборке она создает дополнительные трудности.

Иногда не бывает другого способа добраться внутрь, как только распилить корпус ножовкой, а после ремонта обратно склеить.

Но в случае с этим блендером, такого делать не нужно. Здесь даже по внешнему виду заметно, что корпус состоит из двух половин, а значит, разбирается без пилы.

Винты на корпусе блендера

Винты на корпусе блендера

Начать следует с демонтажа двух винтов. Но и тут не все так просто. Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что винты имеют шлиц на шляпке не под обычную отвертку. Шлиц имеет форму трехсторонней звезды.

Обычно в домашнем инструменте такой отвертки не найти. Выйти из положения поможет обычная прямая отвертка с наконечником определенной ширины.

То есть, он должна войти одновременно в два выреза шлица. Очень хорошо подошла отвертка – указатель фазы.

Используем отвертку указатель фазы

Используем отвертку указатель фазы

Главное, во время вращения прижимать ее к винту, чтобы не «слизать» грани шлица.

С ее помощью винты были откручены. Далее, необходимо снять верхнюю защитную крышку. Она держится на пластмассовых защелках.

Снимаем верхнюю защитную крышку блендера

Чтобы ее снять, понадобится нож с тонким лезвием. Аккуратно поддеваем крышку и по кругу освобождаем защелки.

Главное не сломать их, иначе крышка после установки не будет держатся. Если одна, все таки сломалась – не беда, двух вполне будет достаточно.

Читайте также:  Отключение тока при прикосновении

Снятая крышка

Снятая крышка

Под крышкой обнаруживаются четыре винта. Одни скрепляют верхние части корпуса, другие удерживают шнур.

4 винта под крышкой

4 винта под крышкой

Винты обычные, под крестовую отвертку. Поэтому с ними проблем быть не должно.

Откручиваем крепежные винты корпуса.

Откручиваем винты

Откручиваем винты

Далее, необходимо разделить его две половины. Они также, как и крышка, скрепляются защелками. Для их разделения можно использовать нож, но чтобы повреждения пластмассы шва были минимальными, лучше подойдет пластиковая карта.

Разделяем блендер на 2 половины

Разделяем блендер на 2 половины

Вставляем ее в щель между половинами, начиная с места крепления муфты на валу двигателя, и постепенно ведем карту по всей длине.

По мере продвижения, защелки выходят из зацепления и просвет между половинами увеличивается.

Тоже самое, делаем с другой стороны.

Когда все защелки освободятся, снимаем крышку, ту, что с кнопками.

Сняли крышку с блендера

Сняли крышку с блендера

Теперь открывается доступ к двигателю и плате его управления.

Доступ к двигателю блендера

Доступ к двигателю блендера

Двигатель коллекторный, постоянного тока на 500 Вт. В качестве токосъемников используются графитовые щетки.

Коллекторный двигатель блендера

Коллекторный двигатель блендера

Муфта посажена прямо на вал, без использования редукторов.

Муфта на валу

Муфта на валу

От каждой щетки на корпус соединен конденсатор, уменьшающий помехи от их искрения.

Конденсаторы уменьшающие помехи

Конденсаторы уменьшающие помехи

Кнопки управления состоят из микропереключателей с двумя выводами каждый и пластмассовых рычагов.

Вид кнопок управления

Вид кнопок управления

Последовательно с кнопкой пониженной скорости, установлен мощный диод, который «гасит» часть напряжения, питающего двигатель.

Мощный диод

Мощный диод

Также на плате можно заметить плавкую вставку (предохранитель) обозначенный буквой F1 и ограничитель пускового тока или термистор U1 (MF 72).

Предохранитель Предохранитель Термистор MF72 Термистор MF 72

Предохранитель имеет стеклянный корпус, на который надета изоляционная термотрубка.

На входе платы установлен дроссель в виде тороидального кольца и пару витков провода, намотанного на него. Он предназначен для подавления помех сети.

Дроссель

Дроссель

Вначале, проверяем предохранитель на целостность.

Для этого берем омметр или указатель напряжения с возможностью позвонки цепи.

Не выпаивая из платы, параллельно ему соединяем выводы прибора.

Проверяем предохранитель блендера

Проверяем предохранитель

Индикатор показывает цепь, а это значит, что предохранитель цел.

Далее, проверяем термистор.

По схеме он, так же, как и предохранитель установлен последовательно с сетевым шнуром, только на другом проводе.

Соединяем указатель параллельно термистору.

На этой плате сделать такое не совсем удобно, потому, нужно или применить прибор с более тонкими щупами, или снять плату, и прозвонить термистор со стороны дорожек.

В таком случае можно применить мультиметр. У него тонкие выводы, что облегчает доступ к трудно доступным деталям на плате.

Чтобы проверить работает прибор, и не повреждены ли его шнуры, необходимо выставить переключатель на измерение сопротивления и замкнуть щупы накоротко. Если индикатор показал замыкание цепи, значит прибор рабочий и готов к измерению.

Теперь, соединяем выводы мультиметра параллельно термистору.

Проверяем термистор мультиметром

Проверяем термистор мультиметром

Мультиметр показал обрыв цепи. Это указывает на неисправность радиоэлемента.

Исправный термистор не имеет большого сопротивления и должен показывать цепь.

В этом блендере применен термистор компании NTC, серия MF72-006D9.
Этот прибор без протекания через него нагрузки имеет сопротивление около 6 Ом. При прохождении нагрузки, его сопротивление уменьшается до 0.315 Ом, что практически не влияет на величину напряжения, подаваемого на двигатель.

В этом и заключается функция термистора – защитить электронику от скачков тока.

Эта серия термистора рассчитана на протекающий через него ток в 2 А.
Такой прибор можно купить в интернет магазине по цене 1$ США за штуку. Можно найти и дешевле, смотря, где покупать. Обычно, покупая большее количество, продавец дает значительную скидку.

Кроме этой серии, можно использовать и другие термисторы, главное, чтобы они были рассчитаны на такой же рабочий ток и напряжение.
Данные других элементов, можно найти в справочнике фирмы производителя.

Если нет возможности дожидаться детали, можно временно закоротить выводы термистора. Ничего особо страшного в связи с этим не случиться, так как многие производители блендеров вообще не вносят их в схему.

В любом случае, есть у вас деталь или нет, для дальнейшей работы, плату нужно снять. Крепиться она на трех шурупах. Два, ближе к мотору, и один рядом с выходом сетевого шнура.

Откручиваем их крестовой отверткой, против часовой стрелки.

Снимаем плату

Снимаем плату

Чтобы плату можно было легко вращать, следует также открутить винты крепления шнура.

Теперь можно перевернуть плату и продолжить работу.

Перевернутая плата

Перевернутая плата

За одно, можно посмотреть длину щеток, касаются ли они коллектора.

Длина щеток касаются ли они коллектора

Часто гнуть лепесток для пружины щетки – не желательно. Он может сломаться и тогда нужно будет что-то думать с упором пружины.

Лепесток для пружины щетки

Поэтому, оценить длину щеток можно, посмотрев, на сколько они выходят из держателя и какая ее часть осталась внутри. Если не видно, можно просунуть иголку сверху щеткодержателя и по длине иглы определить значение.

При плохом прижиме к коллектору из-за недостаточной длины, двигатель может не получать питание. В таком случае щетку следует заменить. Тут конечно не обойтись без разгибания лепестка щеткодержателя.

В этом блендере со щетками все хорошо.

Случается, что и этот модуль выходит из строя, но так, как неисправность следует искать по принципу от сети к двигателю, одна проблема уже найдена, и это не предохранитель. А в случае выхода из строя диодного моста, первым «сгорает» именно он.

Следовательно, мост цел и не стоит его пока трогать. В случае, когда после замены термистора, двигатель все равно не работает, нужно проверить кнопки, ну а после – диодный мост.

Итак, возвращаемся к термистору.

Перевернув плату, можно увидеть места пайки термистора.

Место пайки термистора

Место пайки термистора

Если у вас уже есть исправный, старый нужно выпаять, а новый поставить на его место. Ну а если исправного нет – закоротить выводы прибора.

Самого его, можно не выпаивать. Закоротить получится, как куском медной проволоки, так и просто расплавленным оловом, сделав из него дорожку. Такой способ соединения хорош, когда небольшое расстояние между местами пайки, и когда со временем, перемычку нужно убрать.

Разогретым паяльником набираем каплю олова и приложив ее к одному из выводов, аккуратно тянем к другому.

Обычно проблем быть не должно. Главное, хорошо прогреть места соединений, чтобы олово не отошло от тряски, например.

Вот, как это выглядит на плате.

Закороченные выводы

Закороченные выводы

Важно проверить, чтобы олово не попало на другие дорожки и не замкнуло их. В этом может помочь увеличительная лупа.

Теперь укладываем все в нижнюю часть корпуса и пробуем аккуратно включить. Нажимать лучше не пальцем, а пластмассовой ручкой, например.

Укладываем все в нижнюю часть корпуса

Укладываем все в нижнюю часть корпуса

Если все работает, собираем блендер в обратном порядке. Сначала закрепляем плату и шнур, после, надеваем верхнюю половину корпуса.

Закрепили плату и шнур

Закрепили плату и шнур

Укладывая двигатель, следует обратить внимание на положение муфты. Она должна не выходить за пределы корпуса.

Двигатель также должен «сесть» на половину в каждую из частей.

Укладываем двигатель

Укладываем двигатель

Аккуратно защелкиваем две половины корпуса, чтобы нигде не было зазоров.

Защелкиваем 2 половины корпуса блендера

Защелкиваем 2 половины корпуса блендера

Далее, крепим верхнюю часть винтами и надеваем декоративную заглушку.

Закручиваем верхнюю часть винтами

Закручиваем верхнюю часть винтами

Снизу стягиваем корпус винтами.

Завинчиваем корпус винтами

Завинчиваем корпус винтами

Теперь включаем вилку в сеть и проверяем работу блендера.

Сначала на меньшей скорости, а после, в режиме «турбо».

Проверка работы блендера

Проверка работы блендера

В обоих случаях блендер исправно работает. Нужно ли вообще ставить термистор или нет, сказать сложно. В принципе блендер работает и без него. Особо чувствительной электроники в этом блендере нет. Но в виду небольшой стоимости термисторов, заменить сгоревший на исправный, не составит особого труда и больших расходов. Поэтому, можно это сделать.

В любом случае, используя правильно аппарат, сверхбольших токов при пуске быть не должно. И стоит термистор или нет, все равно лучше не включать режим «турбо» при нарезке твердых продуктов. Правильнее будет предварительно измельчить их ножом или на малой скорости, а после, в скоростном режиме.

Не включать блендер без нагрузки, то есть с пустой чашей. Ну и не превышать время работы, указанное в инструкции по эксплуатации.

Обычно, нарушение всех этих правил и ведет к поломке прибора.

На этом все. Берегите технику, и она будет исправно служить вам долгие годы.

Источник