Меню

Как померить потребление тока мультиметром в машине

Как проверить автомобиль мультиметром

В этот раз расскажем, как и зачем перед покупкой нужно проверить авто мультиметром. Методами можно пользоваться прямо при встрече с продавцом и осмотре автомобиля. Чтобы дело шло быстрее, потренируйтесь накануне на машине друга или знакомого.

avto

Прежде всего, мультиметр нужен затем, чтобы вовремя заметить утечку тока на машине. Из-за нее двигатель может работать неровно, выбросы станут более пахучими. Проводка может замкнуть, что выведет из строя магнитолу, электронный блок управления и другие приборы. Или железный конь просто не заведется.

Содержание

  • Как проверить утечку тока на б/у автомобиле мультиметром
  • Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром
  • Датчик ABS
  • Датчик коленвала
  • Кислородный датчик
  • Датчик детонации
  • Датчик скорости
  • Как проверить высоковольтные провода на авто мультиметром
  • Как проверить мультиметром генератор на машине
  • Вместо послесловия

Как проверить утечку тока на б/у автомобиле мультиметром

Проверка включает в себя:

    • Заглушите мотор, выньте ключ. Закройте двери, но откройте стекла — аккумулятор будет работать непостоянно, машина может закрыться на центральный замок.
    • Убедитесь, что дополнительная подсветка, магнитола отключены.
    • Снимите «минусовую» клемму с АКБ.
    • Положите один щуп между «минусовой» клеммой и отрицательным выводом аккумулятора — прибор покажет значение тока утечки.

Нормальный показатель — 15-70 мА. Если цифры больше и вы с продавцом располагаете временем, попробуйте найти причину. Для этого также подключите мультиметр , после чего начните один за другим вынимать реле и предохранители.

Показатели силы тока в электрике автомобиля

Показания пришли в норму — вы нашли причину утечки тока. Возможно, дальше потребуется ремонт или замена детали, а то и всей проводки. Можете уверенно просить у продавца авто скидку или совсем отказаться от покупки.

Причин утечки может быть несколько. К ней могут быть причастны:

  • аккумулятор;
  • датчики;
  • высоковольтные провода;
  • генератор.

Каждый элемент можно проверить с помощью мультиметра.

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Проверка аккумулятора автомобиля мультиметром включает в себя подключение сразу двух щупов. Мотор перед измерением также заглушите.

Красный щуп прислоните к «плюсовой» клемме, черный — к «минусовой». Если перепутаете — не страшно, прибор покажет актуальные цифры, просто со знаком минус.

Смотрите на экран прибора. Нормальный заряд аккумулятора колеблется в районе от 12,6 до 12,9 вольт.

avto

Работу АКБ можно проверить также с запущенным мотором. При такой проверке аккумулятора автомобиля мультиметром вы также узнаете, как аккумулятор работает в паре с генератором, а также исправен ли регулятор напряжения.

Нормальные цифры при работающем двигателе — 13-14 вольт. Если мультиметр показывает меньше — аккумулятор нужно зарядить, или есть утечка тока.

Помните: мультиметр покажет заряд АКБ, но не расскажет о его работе исчерпывающе. Для этого существуют другие устройства. Например, нагрузочная вилка.

Как проверить датчики автомобиля мультиметром

Причиной «смерти» аккумулятора, скачков напряжения, ненужных значений на панели приборов могут быть различные датчики в машине. По опыту автомобилистов, чаще всего вызывают проблемы 5 видов датчиков:

  • коленвала;
  • скорости;
  • детонации;
  • ABS;
  • кислородный датчик.

Понять, где они располагаются, вы можете из инструкции к машине, на сайтах автолюбителей, различных форумах.

Для проверки датчиков автомобиля мультиметром вам понадобится также информация о показателях напряжения в норме именно для вашего авто. Ее также можно найти в инструкции или в интернете.

Датчик ABS

avto

Его проверяют по двум параметрам: напряжению и сопротивлению.

Чтобы начать измерение, выберите на мультиметре соответствующий режим. Если вы хотите узнать показатель сопротивления, для большинства норма – 1,2-1,8 кОм. Подключите прибор к датчику и начните замеры. При этом пошатайте провода, идущие к элементу. Если цифры на экране меняются и становятся выше или ниже нормы – с датчиком проблемы.

С измерением напряжения чуть сложнее – сделать это можно только с помощью домкрата или в автосервисе на стенде. Нужно раскрутить колесо автомобиля до 40-50 оборотов в минуту и следить за показаниями мультиметра. На любой машине он должен выдать 2 вольта.

Датчик коленвала

Важный элемент — без него машина вообще не запустится, или ехать на ней вы не сможете. Если визуально он кажется исправным, возьмитесь за мультиметр. Подключите прибор к датчику и измерьте сопротивление. Норма, как правило, от 550 до 750 Ом. Но обязательно проверьте, актуальны ли эти цифры для автомобиля, который вы смотрите.

Кислородный датчик

avto

Определяет, остался ли кислород в выхлопных газах. Перед замерами также осмотрите его – возможно, он поврежден и мультиметр вообще не понадобится. Тогда элемент нужно просто заменить.

Если все в порядке, измерьте, как с датчиком ABS, напряжение и сопротивление. Алгоритм тот же. Заводите машину и наблюдайте за прибором. После пуска на экране высветятся цифры 0,1-02, вольта. Машина прогреется – прибор покажет до 0,9 вольт. Не заметили, что показатель изменился – датчик, скорее всего, неисправен.

Если проверка напряжения прошла успешно, узнайте показатели сопротивления. Норма колеблется от 10 до 40 Ом.

Датчик детонации

Определяет ударную волну при сгорании топлива. Показатели сопротивления у него на каждой машине индивидуальные – ищите информацию в разных источниках.

avto

С напряжением чуть проще. Сначала снимите датчик. Щуп с плюсом подключите к сигнальному проводу, «минусовой» — к массе, ближе к крепежному болту. Дальше самое интересное – ударьте датчиком о стену, стул или стол. Только так мультиметр зафиксирует показатель напряжения. Норма на большинстве авто – от 30 до 40 милливольт.

Датчик скорости

Перед замерами обязательно осмотрите элемент. Возможно, он просто окислился или оплавился.

После подключайте мультиметр и измеряйте. Порядок действий тот же, что с датчиком детонации.

Единственное – ударять им обо что-либо не нужно. Можно просто повращать или потрясти. Если мультиметр вообще не покажет напряжения – датчик неисправен.

Как проверить высоковольтные провода на авто мультиметром

Если вы ощущаете потерю мощности авто, видите повышенный расход топлива, машину трясет, а холостые обороты плавают — пора проверить высоковольтные провода. Точнее — измерить в них сопротивление. Запоминайте порядок действий:

  • отсоедините провода от машины или отключите один провод с двух сторон;
  • включите прибор в режим омметра и прислоните щупы к обеим сторонам провода.

Нормальный показатель сопротивления 6-10 кОм. Если прибор показывает меньше, вплоть до нуля, не пугайтесь. На цифры мультиметра влияет множество факторов, например:

  • качество изоляции проводов;
  • длина;
  • наличие микроповреждений;
  • тип проводов.

Если показатели вашей машины выходят за пределы нормы, лучше обратитесь в автосервис, где сопротивление измерят профессиональными и более точными приборами.

Как проверить мультиметром генератор на машине

Проверка генератора автомобиля

Проверка генератора происходит аналогично замерам показателей других элементов авто, из-за которых происходит утечка тока.

  • Традиционно выключаете зажигание, вынимаете ключ, выключаете магнитолу и прочее.
  • Подключаете мультиметр к аккумулятору.
  • Замеряете напряжение. Полностью заряженная батарея выдаст от 12,5 до 12,9 вольт.
  • После этого заводите двигатель, включаете подогрев стекол, сидений, «печку», ближний свет.

И снова измеряете напряжение. Норма — 13-14 вольт. Максимум — 14,8 вольт. В этих случаях генератор работает, как часы. Если мультиметр показывает цифры меньше, генератор не заряжает батарею. Значит, готовьтесь выложить приличную сумму за замену или ремонт агрегата.

Вместо послесловия

Проверка электрики авто с пробегом

При покупке машины с пробегом полезно знать, как найти утечку тока и понять ее причину. Берите мультиметр на осмотр машины — спасете себя от неприятных сюрпризов, вроде внезапно севшего аккумулятора, скачков напряжения или сгоревшей проводки.

С той же целью проверяйте историю автомобиля. Сделать это можно прямо во время беседы с продавцом. Удобно воспользоваться сервисом «Автокод» — промониторите информацию сразу в 13 источниках: ГИБДД, РСА, ЕАИСТО, банках, налоговой и других службах. Проверка займет 5 минут.

После вы узнаете реальный пробег, количество владельцев, историю штрафов, а также информацию об угоне, участии в ДТП, ограничениях на регистрацию авто и многое другое. Будьте бдительны!

Если вы профессиональный продавец авто, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи» . «Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.

Полностью изучив онлайн-отчет, все же стоит внимательно приглядеться к техническим нюансам авто при покупке. А если вы не уверены в своих знаниях, или выехать на осмотр не предоставляется возможности, закажите услугу выездной проверки. Мастер проведет диагностику за вас и сделает подробное заключение с профессиональной точки зрения.

Источник



Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром?

Для современного авто расход энергии даже при выключенном зажигании является нормальным явлением. Но если владелец техники обнаруживает, что новый аккумулятор всего через несколько дней, а иногда и уже на следующее утро оказывается разряжен, ему рекомендуется измерить утечку тока в автомобиле мультиметром. Это позволит установить присутствие проблемы и приступить к обнаружению ее причин и их решению.

Какие инструменты нужны

Чтобы замерить утечку тока на аккумуляторе, владельцу техники потребуется гаечный ключ на 10, а также тестер, измеряющий ток величиной от 3-5 А. Такой показатель доступен практически на всех мультиметрах, в том числе и китайских.

Если под рукой нет измерительного прибора, в крайнем случае можно воспользоваться 12V лампочкой. Не следует брать светодиодные лампы – при скачке напряжения она сразу сгорит. Визуально определить это невозможно, поэтому диагностика потери тока будет проведена неправильно.

Как настроить мультиметр

Перед тем, как приступить к замеру утечки тока на аккумуляторе, нужно выполнить правильную настройку мультиметра. От этих действий зависит итоговый результат операции, а также целостность самого прибора.

Измерение общего тока

Проверка утечки тока в машине – это измерение мультиметром тока, который поступает от АКБ после выключения зажигания к автомобильным узлам. Для этого транспортное средство устанавливают на стоянку и отключают все потребители питания – фары, навигатор, магнитолу и т.д. Затем выключают зажигание, открывают капот, опускают одно из стекол, чтобы в случае возможных проблем иметь возможность открыть автомобиль и включают сигнализацию.

Далее настраивают мультиметр и отсоединяют провод от одной из клемм батареи, чтобы померить ток утечки. Более безопасной считается проверка мультиметром массы на аккумуляторе автомобиля, но можно использовать и плюсовой контакт. Далее к клемме и проводу подсоединяются щупы тестера. Чтобы освободить руки, используют клещи или зажимы «крокодил».

После того, как тестер подключен, запрещается включать какое-либо автомобильное оборудование, потому что потребляемый им ток может превысить допустимый предел измерения мультиметра и последний сгорит.

Если все действия выполнены правильно, на дисплее тестера должно появиться цифры, обозначающие ток утечки. Высчитать допустимое значение для своего авто можно самостоятельно, сложив потребляемый ток каждым элементом в бортовой сети. Так, сигнализация потребляет до 20 мА, часы – 1 мА, акустическая система – примерно 3 мА и т.д. Показания на экране мультиметра не должны превышать полученной суммы, а также разрешенных норм.

На автомобилях со штатным оборудованием возможна утечка до 50 мА, на технике с дополнительными потребителями питания (магнитола, сигнализация, навигатор и т.д.) – до 80 мА. Если значение больше допустимого, это сообщает о проблемах с утечкой.

Читайте также:  Бьюсь током с искрами

Необходимо оставить тестер подключенным на 10-15 минут. На автомобилях часто устанавливается «умное» оборудование, переходящее в режим сниженного потребления электроэнергии через некоторое время после выключения зажигания. Если же показания на дисплее так и не снизились, нужно приступить к обнаружению причины потери тока.

Поиск причин утечки

Чтобы найти утечку тока в автомобиле или на мотоцикле, сначала проверяют оборудование, установленное владельцем техники самостоятельно или при помощи непрофессиональных мастеров. Для него обычно нет штатных мест для подключения, поэтому специалисты сами выбирают, куда его подсоединить. Так, например, существенная потеря тока наблюдается, если к замку зажигания подсоединить навигационную технику или подогрев сидений.

Другая причина, по которой осматривается сначала нештатное оборудование – это состояние проводки. Если провода, проложенные на заводе, тщательно защищены и их целостность нарушается очень редко, то сам владелец автомобиля или неумелые мастера проводку могут размещать где угодно. Из-за этого она часто перетирается при трении о края металлических элементов конструкции. Если провода находятся вблизи от мотора, они могут расплавиться, т.к. во время работы этот узел сильно нагревается. В результате возникает короткое замыкание.

Сначала нужно визуально осмотреть проводку и само оборудование для обнаружения физических повреждений – перегибов, следов гари и т.д. Если дефектов не выявлено, чтобы найти потерю тока поочередно отключают автомагнитолу, охранную систему, навигационную технику, подогрев сидений и т.д., при этом отслеживая данные на дисплее мультиметра.

В каждой машине предусмотрена колодка предохранителей. На транспорте разных компаний она может выглядеть по-своему, но предназначение во всех случаях одинаковое. В ней каждый элемент отвечает за один или ряд потребителей тока. Чтобы понять, каких именно, нужно изучить электрическую схему конкретного авто.

Далее при внимательном контроле значений на дисплее мультиметра предохранители по очереди отключают. Обнаружив проблему, нужно установить, какие узлы к нему подсоединены и проверить их целостность. Необходимо понимать, что неисправность можно отыскать как в самом оборудовании, так и в проводке (изоляция повреждена при трении о конструкцию кузова) или в местах ее подключения (запылились или залиты соединительные колодки, винтовые соединения неплотно затянуты).

Если после проверки предохранителей причина поломки не обнаружилась, утечку тока ищут в генераторе. Чтобы выполнить его диагностику, мультиметр подсоединяют к аккумуляторным клеммам. Затем на приборе выбирают режим замера напряжения. Полностью заряженная батарея покажет на дисплее от 12,6 до 12,9 В.

Теперь заводят мотор и включают несколько потребителей тока, например, фары и печку. На экране должны быть цифры от 12,8 до 13,4 В, предельное значение – 14,3 В. Если напряжение при запущенном двигателе находится в этих рамках, генератор цел. Если же оно ниже, деталь неисправна и не заряжает аккумулятор.

При постоянной быстрой разрядке нового аккумулятора следует проверить утечку тока в автомобиле мультиметром. Если значение на дисплее тестера выше, чем 50-80 мА, нужно искать неисправность. Сначала выполняется визуальный осмотр нештатного оборудования, контактов и проводов. Далее поочередно отключается каждый из узлов при постоянном контроле значений на дисплее мультиметра. Как только показания упадут, проблема обнаружена. Если действия не помогли найти поломку, выполняют диагностику заводского оборудования, последовательно отключая предохранители в колодке. Если неисправный узел по-прежнему не выявлен, проверяют состояние генератора.

Источник

Утечка тока в автомобиле — измерение мультиметром

Утечка тока в автомобиле бывает нормальной и повышенной. При втором варианте возникают неприятные проблемы с аккумулятором и запуском двигателя после простоя. Ещё непомерная утечка иногда становится причиной возгорания автомобиля. А это уже опасно и дорого. Потери тока, если они слишком большие, надо уметь определять по косвенным признакам, правильно измерять их мультиметром. Также полезно знать, как находить причину повышенного потребления и, по возможности, устранять её без СТО. Об этом и пойдёт речь в статье.

Что такое утечка тока в машине

Чтобы суть утечки тока в автомобиле была понятна всем без исключения, начнём с базовых понятий. Для этого возьмём простейшую электрическую цепь, состоящую из аккумуляторной батареи, выключателя и какого-нибудь потребителя. Подключим потребитель к АКБ так, чтобы его можно было по желанию включать и выключать.

Теперь, если мы с помощью выключателя замкнём нашу электрическую цепь, по ней потечёт ток. Потребитель будет работать, а батарея — разряжаться. Когда же мы разорвём цепь (выключателем), ток по ней течь не будет. По крайней мере, не должен. Потребитель не будет работать, а аккумулятор — терять накопленную энергию.

В автомобилях в роли выключателя может выступать следующее:

  • замок зажигания;
  • кнопка отключения массы;
  • электроника.

То есть, переводя замок зажигания перед постановкой автомобиля на стоянку в крайнее положение, мы разрываем электрическую цепь. Если в машине имеется электроника, переходящая в ждущий или спящий режим, то срабатывает и она. Тем не менее, несмотря на эти меры, ток в цепи, всё равно, протекает. Почему?

Во-первых, приборы, переходящие в ждущий или спящий режимы, продолжают потреблять энергию. Во-вторых, замок зажигания — это не «капитальный» выключатель, то есть, выключает он не всё. И только при отключении кнопки массы или скидывании клеммы с аккумулятора — автомобиль полностью обесточивается.

Теперь пришло время разделить утечку тока на нормальную и повышенную. О цифрах пока говорить не будем. До них ещё доберёмся. Так вот. Если энергия аккумулятора во время стоянки автомобиля тратится на работу нужных приборов, то это нормальная утечка тока. К таким потребителям относится охранная сигнализация, «спящая» магнитола, пишущий видеорегистратор и так далее.

Повышенная утечка тока, как правило, указывает на то, что энергия аккумулятора расходуется бесполезно. Сюда можно отнести, например, случайно оставленные включёнными габаритные огни. Ещё повышенный ток утечки возникает из-за некорректно подключённых внештатных приборов, которые не переходят в спящий режим, когда нужно. В целом, это всё пустые траты энергии.

Подведём промежуточные итоги.

Утечка тока в автомобиле — это любое потребление энергии из аккумулятора во время стоянки автомобиля. Поскольку по своей сути это электрический ток, то и его потери измеряются в амперах. Размер утечки зависит от количества работающих приборов во время стоянки, и от мощности каждого из них.

Утечка тока бывает двух видов — полезная и вредная. К первому виду относится потребление энергии на выполнение нужной работы. Например, для охраны автомобиля или записи происходящего вокруг. Вредная утечка — это бесполезная трата энергии.

По большому счёту, если энергия АКБ расходуется на выполнение полезной работы, то это и утечкой называть не совсем корректно. Но в случае с автомобилем, всё равно, принято считать утечкой любое потребление тока во время длительной стоянки. Чтобы в этом всём разобраться, необходимо разобрать понятие нормы утечки тока.

Нормальная утечка тока в автомобиле

Нормальная утечка тока в автомобиле

Теперь немного разберёмся, что такое норма утечки тока, и каково её значение в конкретных цифрах. Сложность этого пункта в том, что у разных автомобилей показатели отличаются, и зависят от многих факторов. Однако, всё же, ориентироваться есть на что. Но для начала вкратце перечислим факторы, от которых зависит норма утечки тока в машине.

К таковым относится:

  1. Обилие штатной электроники.
  2. Наличие внештатных приборов.
  3. Правильность их подключения.
  4. Модель охранной сигнализации.
  5. Алгоритм работы штатной электроники.

Пройдёмся по пунктам. Чем больше штатной электроники в автомобиле, тем норма утечки тока может быть выше. Соответственно, если машина сравнительно старая и простая, никаких потерь по этому пункту вообще быть не может. Если электроника есть, то многое зависит от того, как она переходит в ждущий режим, и работает в нём. Некоторые автомобили после постановки на длительную стоянку «засыпают» далеко не сразу, продолжая некоторое время потреблять немало энергии из аккумулятора.

Внештатные приборы — самая частая причина ненормальной утечки тока. Чем их больше, тем норма может быть выше. Также многое зависит от того, насколько грамотно они подключены к бортовой сети. Самый простой пример — магнитола. Часто из-за лени или недостаточной квалификации этот потребитель подключается к АКБ напрямую (а надо через замок зажигания), в результате чего потребление тока возрастает.

Сигнализация. В среднем, все современные модели потребляют в ждущем режиме примерно одинаково. Однако часто попадаются варианты, из-за которых ток утечки заметно выходит за рамки всяких норм. Это ещё без учёта поломок, брака и кривого подключения горе-мастерами.

Касательно нормы утечки тока мнения часто расходятся. Кто-то говорит, что она должна быть не более 70 мА. Другие твердят, что для современного автомобиля 120 мА — это ещё в пределах нормы. Хотя это почти в два раза больше, чем в первом варианте. Если же подойти к этому вопросу максимально гибко (учитывая множество факторов), то за норму вполне можно считать диапазон от 0 до 120 мА.

Даже для «уставшего» аккумулятора нет большой разницы, какой ток утечки пользователь будет считать нормой — 70 мА или 120 мА. Оба варианта следует воспринимать, как хороший показатель. В самом конце статьи к этому вопросу ещё вернёмся. Сейчас же это не суть.

На разных автомобилях, как уже было сказано, норма утечки тока может быть разной. Превышением нормы следует считать показатели, значительно превышающие 120 мА. Например, 300 мА — это уже серьёзная проблема. Не говоря уже о случаях, когда из-за критических неисправностей в бортовой сети ток утечки доходит до 1 А и больше. Такие показатели являются уже не просто нарушением нормы. Они говорят об опасности. В том числе, не исключено упомянутое в самом начале возгорание автомобиля.

Итого: норма утечки тока в легковом автомобиле находится в диапазоне от 0 до 120 мА.

Чем грозит большой ток утечки на машине

Чем грозит большой ток утечки на машине

Самая частая (хотя и не самая страшная) проблема из-за непомерной утечки тока в автомобиле — это быстро и часто разряжающийся аккумулятор. Замечают это обычно тогда, когда АКБ отслужила несколько лет, и уже не способна накапливать много энергии. Непомерный ток утечки, может быть, появился на машине намного раньше. Однако, пока аккумулятор «молодой и бодрый», его запасов хватает на многодневное потребление в несколько миллиампер. У старой батареи ампер-часов меньше, чем у новой, вот она и садится быстро.

Для нового аккумулятора большие токи утечки тоже далеко не полезные. Постоянная нагрузка будет, намного или нет — неважно, разряжать батарею. А стартёрные аккумуляторы сохраняют свой ресурс тем дольше, чем больше времени они пребывают в полностью (или почти) заряженном состоянии. Если же каждый божий день АКБ будет высаживаться сначала чуть-чуть, а потом до половины и так далее — двигатель запускать по утрам будет можно, но ресурс аккумулятора быстро сократится. Начнётся сульфатация пластин, постепенно уменьшится ёмкость, и прощай новый АКБ через пару лет после покупки.

Более серьёзные проблемы могут возникнуть, когда утечка тока в автомобиле вызвана короткими замыканиями, повреждениями изоляции и попаданием воды. В таких случаях возможен нагрев проводников или деталей электрооборудования. А это уже грозит самовозгоранием. Причём, что самое страшное, машина из-за этого чаще загорается ночью, когда рядом никого нет. Соответственно, своевременных мер никто не принимает, в результате чего автомобиль выгорает до голого кузова.

Читайте также:  Формула мощности тока в физике через напряжение

Такое, конечно, встречается не сплошь и рядом. Но и менее страшные проблемы, например, когда разряжается новый аккумулятор, неприятны, и указывают на наличие неисправности. А это значит, что надо знать о возможных причинах утечки тока.

Возможные причины повышенной утечки тока в автомобиле

Возможные причины повышенной утечки тока в автомобиле

Существует их очень много. Но те, которые встречаются чаще других, есть в этом списке:

  1. Некорректно подключённые потребители. Чаще всего это магнитола. Чтобы она переводилась в режим минимального электропотребления, её питание надо подключать через замок зажигания. Для этого предусмотрен третий провод (кроме массы и основного плюса). Но, как правило, этот провод просто приматывается к плюсовому, и всё это дело подключается напрямую к аккумулятору (в лучшем случае, через предохранитель).
  2. Поломки в системах, работающих в ждущем режиме. Электроника не вечна. Рано или поздно она ломается, и перестаёт отключаться полностью, когда её выключает пользователь. Случается это не только с внештатными приборами, но и со штатными, установленными на заводе.
  3. Короткие замыкания. Далеко не всегда вызывают обильное искрение и моментальное перегорание всего подряд. Здесь всё зависит от того, насколько хороший контакт образуется между плюсом и минусом. Бывает такое, что где-то лишь немного подкорачивает. Как правило, из-за окисления проводников или попадания воды.
  4. Повреждение изоляции. Также иногда приводит к коротким замыканиям, при которых моментально ничего не выгорает, а вот энергия из аккумулятора потребляется потихоньку.
  5. Намокание электропроводки. То же самое. Вода, если она содержит соли, способна проводить электрический ток. При этом, вовсе необязательно, чтобы она изначально была солёная. Даже дистиллированная вода, если она попала на окислившиеся контактные площадки, из диэлектрика превращается в проводник тока. Намокает проводка обычно после дождя, езды по лужам или неаккуратной мойки автомобиля.
  6. Неисправности генератора. Одна из самых сложных в диагностике причин утечки тока в автомобиле. Сложная потому, что стандартным методом поочерёдного вытаскивания предохранителей она не обнаруживается.
  7. Оставленные потребители. Чаще всего забывают выключать музыку, габаритные огни, внештатный навигатор или видеорегистратор.

Довольно редко, но бывает, что энергию из АКБ потихоньку отбирают лампочки подсветки. Например, в багажнике или в дверях. Заедает кнопка автоматического отключения такой лампочки, либо попадает вода после дождя или мойки, и лампочка светится круглосуточно. Потребляет она, в целом, немного. Но это только когда аккумулятор бодрый. Если же он подуставший, то даже маленькой лампочки достаточно, чтобы высадить батарею в ноль всего за одну ночь.

Замер утечки тока в автомобиле мультиметром

Мультиметр

Теперь рассмотрим самое главное — как замерить утечку тока в автомобиле. Всё, что для этого понадобится — это абсолютно любой мультиметр. При замерах крайне важно придерживаться правил безопасности. В противном случае можно и мультиметр сжечь, и травмироваться, и электронику автомобиля повредить.

Алгоритм проверки такой:

  1. Откройте капот и зафиксируйте кнопку, которая подаёт сигнал на охранную систему о его открывании.
  2. Переведите автомобиль в режим стоянки — отключите всё, кроме того, что обычно остаётся в ждущем режиме. Например, сигнализацию, пишущий видеорегистратор и так далее.
  3. Снимите с аккумулятора клемму со знаком минус. Вопреки расхожему мнению снимать можно и плюсовую. Однако «массу» отключать более правильно и на 100% безопасно.
  4. Мультиметр переведите в режим измерения тока в диапазоне до 10 А. Соответствующим образом переставьте на приборе плюсовой щуп. Никогда не пытайтесь измерять ток утечки на автомобиле, используя малый диапазон на мультиметре (до 200 мА). В момент подключения клеммы будет скачок тока, которого предохранитель в измерительном приборе может не выдержать.
  5. Один щуп мультиметра закрепите на снятом минусовом зажиме, а второй на клемме АКБ, с которой этот зажим был снят. Называется такое подключение — в разрыв цепи. Когда вы сняли клемму, вы разорвали цепь, а теперь подключили в разрыв мультиметр.
  6. Если в результате отключения АКБ от бортовой сети сбросилась охранная сигнализация, включите её повторно.
  7. Подождите некоторое время. В некоторых случаях ждать не нужно — ток утечки можно засекать сразу. В машинах, напичканных электроникой, необходимо дать время на то, чтобы все системы перешли в ждущий режим. В редких случаях приходится ждать до 5 минут. Если на это не обратить внимание, то можно забить панику без причины.
  8. Когда показания мультиметра выровняются — зафиксируйте их. Это и есть утечка тока на вашем автомобиле.
  9. Ни в коем случае ничего не включайте во время проведения измерений! Даже слабая нагрузка включается со скачком тока, что может привести к перегоранию предохранителя в мультиметре.
  10. Тем более не пытайтесь запускать двигатель, когда в разрыве цепи находится мультиметр. Он рассчитан всего лишь на 10 ампер, а во время работы стартера по цепи потечёт ток силой 100 — 200 А.

Дальше остаётся только сравнить полученные показатели с нормами, описанными выше. В целом, если мультиметр намерял менее 0,12 А (120 мА), то причин для беспокойства нет. Если же утечка тока больше, чем эта цифра, то следует заняться поиском причины.

Методика поиска причины повышенной утечки тока

Поиск причины утечки тока

В большинстве случаев поиск утечки тока в автомобиле выполняется путём извлечения предохранителей. Для этого необходимо знать, где они находятся, и за что отвечает каждый из них. Как правило, соответствующая информация наносится прямо на крышке блока с предохранителями. Также можно попробовать сориентироваться по электрической схеме электропроводки. Это более сложный метод, но у него есть преимущество. Дело в том, что далеко не всегда все предохранители в автомобиле находятся в одном месте, и «виноватого» можно не найти под капотом.

Метод очень простой. После измерений тока утечки мультиметр так и оставляется в разрыве цепи. Далее нужно поочерёдно вытаскивать из блока по одному предохранителю, и смотреть на прибор. Если показания не изменились, то изъятый предохранитель возвращается на своё место, после чего вытаскивается следующий. Если же ток утечки уменьшился, то нужно выяснить, за что отвечает вынутый предохранитель.

Что делать, если ток утечки выше нормы, а метод вытаскивания предохранителей не помог найти причину? В таких случаях начать стоит с проверки внештатных приборов. Например, можно попробовать снять лицевую панель с магнитолы, либо отключить её совсем. Затем стоит проверить, как изменяется ток утечки при постановке автомобиля на охрану. Возможно, сигнализация потребляет слишком много.

Если и это не помогает выявить причину повышенной утечки тока, то остаётся ещё генератор, стартёр и возможные не найденные предохранители в салоне автомобиля.

За сколько времени ток утечки разрядит АКБ

За сколько времени ток утечки разрядит АКБ

В завершение кратко рассмотрим вопрос, насколько серьёзной для того или иного аккумулятора является повышенная утечка тока. К счастью, это можно посчитать. Единственная проблема здесь заключается в том, что не всегда есть возможность узнать текущую реальную ёмкость вашего аккумулятора. Она ведь постоянно уменьшается с момента покупки. А при неправильной эксплуатации уже через год или два может составлять не более 15 — 25 ампер-часов.

Поэтому, для начала, прикинем ситуацию, когда аккумулятор новый. То есть, его ёмкость составляет, скажем, 60 ампер-часов. Ещё одно условие — АКБ полностью заряжена. Теперь возьмём большой ток утечки. Например, в 5 раз превышающий максимально допустимую норму — 600 мА (или 0,6 А). Чтобы таким током разрядить в ноль полностью заряженный 60-й аккумулятор, теоретически потребуется 100 часов. Либо около четырёх суток.

Теперь представьте, что будет с таким же аккумулятором, но заряженным не полностью. Такое часто бывает на машинах с проблемным генератором, реле-регулятором, или когда ездят мало, а стартёр дёргают часто. К примеру, если АКБ была оставлена на стоянку только наполовину заряженной, то ток утечки в 0,6 А «скушает» её всего за двое суток.

Ну а о батареях, в которых от изначальной ёмкости остались лишь крохи, даже небольшое превышение нормы утечки тока будет проблемой. Например, после 3 — 4 лет небрежной эксплуатации в АКБ остаётся, от силы, 15 ампер-часов. А то и меньше. Вот и садится он за одну ночь, когда есть превышение нормы утечки тока. Хотя гораздо чаще это происходит потому, что аккумулятор неполностью заряжается от генератора.

Краткие итоги

Повышенная утечка тока в автомобиле — серьёзная неисправность. За норму можно смело принимать всё, что менее 120 мА. Хотя для некоторых машин и это слишком много. Чтобы замерить утечку тока, нужен мультиметр и простой алгоритм действий. Найти причину чрезмерного энергопотребления тоже несложно. Ну а её устранение — и вовсе дело техники.

Источник

Как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром

Вполне житейская ситуация: пытаясь завести утром двигатель автомобиля, вы обнаруживаете, что стартер вращает коленчатый вал слишком медленно либо не крутит вовсе. Аккумуляторная батарея попросту разрядилась в течение ночи, хотя раньше ее работа нареканий не вызывала. В данном случае причина самопроизвольной разрядки скрывается в другом месте – энергию потребляет оборудование машины, постоянно подключенное к бортовой сети. Чтобы выявить конкретного «виновника», необходимо измерить и найти утечку тока, а после принимать решение – ехать на автосервис или производить ремонт самостоятельно.

2 Какова норма тока утечки – 40 или 80 мА?

Автомобили наших дней представляют собой сложнейшие конструкции, состоящие из зачастую уникальных агрегатов, которым для работы нужно электричество, хитросплетения кабелей и других не менее важных систем. По этой причине полностью избежать утечки нереально, даже когда машина только сошла с конвейера, и на ней установлена новенькая АКБ. То есть несущественный разряд батареи – это норма для любых транспортных средств. Но если ток утечки становится по-настоящему большим, о нормальности функционирования автомобиля говорить уже не приходится.

Давайте выясним, что можно считать естественным (а значит, полностью безопасным для авто) разрядом. Здесь все непросто. Допустимая утечка – величина капризная. Она варьируется в зависимости от марки и модели транспортного средства, его габаритов, наличия штатных и дополнительных электронных систем, а также от ряда других факторов. По словам специалистов, нормальная утечка должна быть следующей:

  • на крупных по габаритам машинах (внедорожники, джипы) – максимум 80 мА;
  • на иномарках классов С и В – около 40 мА;
  • на авто отечественного производства и остальных иномарках – 15–75 мА.

Лучше всего обратиться за профессиональной помощью при определении утечки заряда

Обратите внимание! Приведенные выше цифры являются достаточно условными и усредненными. Допустимая утечка, как было сказано, зависит от многих факторов. Решать – нормальный разряд АКБ на вашей машине либо нет, приходится в каждом случае индивидуально. С подобными вопросами лучше обращаться к мастерам хорошего автосервиса, специализирующегося на обслуживании той или иной марки автомобиля.

Принцип подключения потребителей к бортовой сети авто

Электрическая схема подключения фар

Протекание электрического тока по проводнику возможно лишь в том случае, когда тем или иным образом замкнута электрическая цепь.

Протекание электрического тока по проводнику возможно лишь в том случае, когда тем или иным образом замкнута электрическая цепь. То есть, в случае «штатного» расходования электроэнергии цепь: клемма АКБ «плюс» – потребитель – клемма «минус» должна не иметь разрывов. Конечно, это максимально упрощенная схема цепи. В автомобиле большинство потребителей подключается по более сложной схеме, в связи с чем неподготовленному человеку трудно разобраться в ней. Для того, чтобы не вести поиск неисправности вслепую, возьмём для наглядности схему, представленную на рисунке выше. Как видите, лампы и клемма 85 реле имеют общий «минус» – на авто он соединён зачастую с кузовом – «массой». Положительный же провод «разрывается» выключателем. При замыкании контактов выключателя ток проходит через катушку реле, подключенную к контактам 86 и 85. Катушка, благодаря электромагнитному полю, замыкает контакты 87 и 30 и ток проходит через лампы.

Читайте также:  Ролик для лица с током

Перед проверкой утечки тока мультиметр ставят в режим амперметра

Мысленно разделите множество объединённых цепей на небольшие схемы и ведите поиск места утечки тока целенаправленно, ничего не пропуская.

Практически все электроприборы автомобиля работают по схожей схеме – только, как правило, их цепи размыкаются ещё одним выключателем – замком зажигания, а в положительный провод «врезается» плавкий предохранитель. Реле и предохранители для удобства объединены в монтажный блок (или даже два). Всё это говорится здесь для того, чтобы вы не растерялись при виде массы жгутов проводки и для того, чтобы, мысленно разделив множество объединённых цепей на небольшие схемы, вели поиск места утечки тока целенаправленно, ничего не пропуская. Естественно, что некоторые приборы объединены в общие сети, но, тем, не менее несложно представить их множество как один потребитель – но несколько «расширенный» в пространстве. Причинами же утечки тока в автомобиле могут стать нежелательные «подключения» различных цепей либо друг к другу, либо к «массе» автомобиля из-за повреждённой изоляции проводов или из-за грязи, образующей «мостики» для тока.

Последствия утечки тока

Аккумулятор не только является источником энергии при запуске двигателя, но также может подпитывать бортовую сеть, если ресурсов генератора недостаточно или он выходит из строя. Утраченный заряд АКБ возмещает именно за счёт генератора во время поездки. Разрядка во время длительной стоянки, частичная или полная — это не рядовая ситуация, которая свидетельствует об утечке тока. Последствия могут быть следующими:

  • автомобиль невозможно завести в самый неподходящий момент;
  • проводка возгорается, что провоцирует возникновение пожара в машине.

От водителя, в свою очередь, требуется своевременно обнаружить утечку и ликвидировать её причины.

Кислородный датчик

Определяет, остался ли кислород в выхлопных газах. Перед замерами также осмотрите его – возможно, он поврежден и мультиметр вообще не понадобится. Тогда элемент нужно просто заменить.

Если все в порядке, измерьте, как с датчиком ABS, напряжение и сопротивление. Алгоритм тот же. Заводите машину и наблюдайте за прибором. После пуска на экране высветятся цифры 0,1-02, вольта. Машина прогреется – прибор покажет до 0,9 вольт. Не заметили, что показатель изменился – датчик, скорее всего, неисправен.

Если проверка напряжения прошла успешно, узнайте показатели сопротивления. Норма колеблется от 10 до 40 Ом.

Проверка с помощью амперметра

Для проведения контрольных замеров лучше всего подойдет обычный мультиметр со встроенной функцией измерения силы тока. Цена простейшей бытовой модели сопоставима со стоимостью подобной услуги на станции техобслуживания, поэтому проще купить приборчик – он пригодится для дальнейшего обслуживания машины и в домашнем хозяйстве.

Чтобы проверить утечку тока на автомобиле мультиметром, следуйте такому алгоритму:

  1. Откройте крышку капота.
  2. Полностью воссоздайте условия, при которых оставляете транспортное средство на стоянке – отключите зажигание и все электроприборы, извлеките ключ и закройте центральный замок. Противоугонную сигнализацию не активируйте – сделаете это после подсоединения мультиметра.
  3. Открутите болт «плюсовой» клеммы аккумулятора и снимите контакт. Установите на мультиметре режим измерения силы постоянного тока, максимальное значение – 20 ампер.
  4. «Минусовый» зажим амперметра подсоедините к снятому контакту, положительный – к клемме аккумулятора.
  5. Активируйте охранную сигнализацию и обождите 1–2 минуты, затем снимайте показания прибора.

Примечание. В различных моделях мультиметров максимальная измеряемая величина силы тока может составлять 10–50 А. Выберите режим, на котором прибор покажет целые, десятые и сотые доли ампера.

Если проверка утечки тока дала результат в пределах 0,05 А (50 мА), неполадку следует искать в другом направлении – батарея разряжается вследствие износа либо неисправности регулятора напряжения зарядки. В противном случае переходите к поиску потребителя энергии, руководствуясь представленной ниже инструкцией.

Чтобы не снимать клемму с батареи и таким способом не обнулять память контроллера, магнитолы и прочих устройств, воспользуйтесь другим методом подключения амперметра:

  1. Тонким надфилем зачистите клемму аккумулятора под контактом от окисла.
  2. Отыщите неизолированный медный провод, просуньте под контакт, сделайте петлю и плотно затяните вокруг «плюсовой» клеммы.
  3. К медному проводнику подключите положительный зажим мультиметра, к съемному контакту – отрицательный.
  4. Открутите болт, отсоедините контакт от клеммы и выполняйте замеры. Электрическая цепь не разорвется – амперметр пропустит напряжение через себя и память контроллера не очистится.

3 Определение причин разрядки АКБ – правила самостоятельных измерений

Замерить ток утечки вполне реально в условиях своего гаража. Для выполнения этой операции нужно запастись:

  • мультиметром (многие водители называют этот универсальный измерительный прибор тестером);
  • рожковым ключом на 10 или 8 (с его помощью будем откручивать клемму АКБ).

Работы желательно выполнять в плотных перчатках. Так вы убережете руки от порезов. Проверить утечку электрического тока на своем автомобиле мультиметром можно по простой схеме:

  1. Выключаем зажигание транспортного средства, убираем ключ из замка.
  2. Стекла в автомобиле открываем, а двери закрываем. Доступ в салон должен быть в любом случае, так как в процессе замеров аккумуляторная батарея будет включаться и отключаться, что может привести к активации центрального замка.
  3. Отключаем все потребителя электроэнергии. Здесь важно не пропустить ни одного устройства. Не забываем отключать лампочки в бардачке, багажнике, под капотом и прочих потаенных местах.
  4. Открываем капот машины.
  5. Откидываем с АКБ минусовую клемму.
  6. Берем тестер, настраиваем его на режим замера тока (прибор станет работать, как обычный амперметр).
  7. Подключаем мультиметр в разрыв между минусовым выводом батареи и клеммой.

При работе с аккумуляторной батареей мультиметр — ваш главный помощник

Осталось лишь включить прибор и померить имеющийся ток утечки. Смотрим на показания мультиметра. Если они не попадают в допустимые интервалы (15–70 мА), мы имеем дело с утечкой. Нужно определить ее причину. При включенном тестере начинаем вынимать (по очереди) все реле и предохранители в электрической цепи машины. На одном из этапов отключения указанных элементов величина утечки придет в норму. Это означает, что мы смогли найти проблемного потребителя. Ремонтируем либо заменяем его и снова наслаждаемся безупречной работой АКБ.

Как найти утечку тока в автомобиле

Проверять дополнительное электрическое оборудование на предмет утечки тока лучше всего последовательно, методом исключения.

В первую очередь, следует проверить те приборы, которые устанавливались самостоятельно или в случайных автосервисах, не специализирующихся на установке электрического дополнительного оборудования – магнитолу, видеорегистратор, всяческие другие электронные «игрушки». Делать это лучше всего методом исключения – подсоединив мультиметр к АКБ вышеуказанным способом, отключайте устройства по одиночке. Если при отключении какого-либо из них значение тока утечки снизилось – то вы нашли «виновника». Далее действуйте по обстоятельствам – либо просто оставьте прибор отключенным, либо, если уверены в своих силах, пытайтесь его починить. К сожалению, сигнализацию таким способом проверить не удастся – она связана со многими другими элементами электрооборудования, «вычислить» неисправности которых можно лишь по косвенным признакам или проверяя точки подключения модуля сигнализации по отдельности.

Концевой выключатель в дверке автомобиля

Электрические цепи зажигания, стартера, и генератора не имеют предохранителей и утечку тока следует проверять в местах их подключения.

Косвенными признаками возможной утечки через сигнализацию могут быть грязь на концевых выключателях, их малый ход включения-выключения; также может быть замыкание в самом модуле из-за влаги, попавшей внутрь корпуса. Модуль в таком случае можно аккуратно вскрыть и обильно смочить спиртом – так, чтобы грязь и вода стекли с платы. Разумеется, эту процедуру необходимо производить при снятой клемме АКБ. Если нет спирта, можно воспользоваться средством вроде WD 40, но учтите, что в дальнейшем на плате может образоваться слой грязи – из-за налипшей пыли. Если вы не обнаружили утечки через дополнительное оборудование, приступайте к проверке штатной бортовой сети автомобиля. Проще всего проверку осуществлять, замеряя ток между контактами, предназначенными для предохранителя в монтажном блоке – можно изготовить самодельный адаптер из перегоревшего предохранителя, для подключения щупов мультиметра. Действуйте так же – методом исключения, проверяя различные цепи поодиночке. Но не всё электрооборудование можно проверить на предмет утечки таким способом – некоторые цепи предохранителями не защищаются. Как правило, это цепи зажигания, стартера и генератора. Сделано это с целью обеспечения бесперебойной работы этих систем. Поэтому проверку утечки тока в автомобиле, скажем, через генератор, нужно производить «на месте» – в местах подключения к нему проводов.

Диагностика утечки

Пришло время детально разобрать поэтапные действия, которые объяснят, как найти утечку тока в автомобиле мультиметром. Кроме самого мультиметра, необходимо подготовить перчатки, ручку с блокнотом, а также рожковый гаечный ключ и зажимы. Поэтапные действия от подготовки машины до проверки выглядят следующим образом:

  1. Отключение электроники и неявных потребителей тока.
  2. Ликвидация зажигания и удаление ключа из замка.
  3. Фиксация капота в открытом положении.
  4. Ослабление минусовой клеммы на аккумуляторе посредством гаечного ключа.
  5. Закрытие дверей в авто. Открытые окна являются обязательным условием.
  6. Активируйте режим амперметра на мультиметре (переключение прибора на 10 А).
  7. Создание разрыва цепи посредством подключения к ослабленной клемме одного провода амперметра посредством зажима. Далее клемма скидывается с батареи.
  8. К отрицательному выводу аккумулятора подключается другой провод.
  9. На завершающем этапе остаётся включить прибор и зафиксировать полученные показания на бумаге.

Допустимая утечка тока в автомобиле с современными электроприборами составляет 15 — 70 мА.

Вместо послесловия

При покупке машины с пробегом полезно знать, как найти утечку тока и понять ее причину. Берите мультиметр на осмотр машины – спасете себя от неприятных сюрпризов, вроде внезапно севшего аккумулятора, скачков напряжения или сгоревшей проводки.

С той же целью проверяйте историю автомобиля. Сделать это можно прямо во время беседы с продавцом. Удобно воспользоваться сервисом «Автокод» – промониторите информацию сразу в 13 источниках: ГИБДД, РСА, ЕАИСТО, банках, налоговой и других службах. Проверка займет 5 минут.

После вы узнаете реальный пробег, количество владельцев, историю штрафов, а также информацию об угоне, участии в ДТП, ограничениях на регистрацию авто и многое другое. Будьте бдительны!

Полностью изучив онлайн-отчет, все же стоит внимательно приглядеться к техническим нюансам авто при покупке. А если вы не уверены в своих знаниях, или выехать на осмотр не предоставляется возможности, закажите услугу выездной проверки. Мастер проведет диагностику за вас и сделает подробное заключение с профессиональной точки зрения.

Источник