Меню

Как измерить мультиметром ток утечки в автомобиле мультиметром

Как проверить автомобиль мультиметром

В этот раз расскажем, как и зачем перед покупкой нужно проверить авто мультиметром. Методами можно пользоваться прямо при встрече с продавцом и осмотре автомобиля. Чтобы дело шло быстрее, потренируйтесь накануне на машине друга или знакомого.

avto

Прежде всего, мультиметр нужен затем, чтобы вовремя заметить утечку тока на машине. Из-за нее двигатель может работать неровно, выбросы станут более пахучими. Проводка может замкнуть, что выведет из строя магнитолу, электронный блок управления и другие приборы. Или железный конь просто не заведется.

Содержание

  • Как проверить утечку тока на б/у автомобиле мультиметром
  • Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром
  • Датчик ABS
  • Датчик коленвала
  • Кислородный датчик
  • Датчик детонации
  • Датчик скорости
  • Как проверить высоковольтные провода на авто мультиметром
  • Как проверить мультиметром генератор на машине
  • Вместо послесловия

Как проверить утечку тока на б/у автомобиле мультиметром

Проверка включает в себя:

    • Заглушите мотор, выньте ключ. Закройте двери, но откройте стекла — аккумулятор будет работать непостоянно, машина может закрыться на центральный замок.
    • Убедитесь, что дополнительная подсветка, магнитола отключены.
    • Снимите «минусовую» клемму с АКБ.
    • Положите один щуп между «минусовой» клеммой и отрицательным выводом аккумулятора — прибор покажет значение тока утечки.

Нормальный показатель — 15-70 мА. Если цифры больше и вы с продавцом располагаете временем, попробуйте найти причину. Для этого также подключите мультиметр , после чего начните один за другим вынимать реле и предохранители.

Показатели силы тока в электрике автомобиля

Показания пришли в норму — вы нашли причину утечки тока. Возможно, дальше потребуется ремонт или замена детали, а то и всей проводки. Можете уверенно просить у продавца авто скидку или совсем отказаться от покупки.

Причин утечки может быть несколько. К ней могут быть причастны:

  • аккумулятор;
  • датчики;
  • высоковольтные провода;
  • генератор.

Каждый элемент можно проверить с помощью мультиметра.

Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром

Проверка аккумулятора автомобиля мультиметром включает в себя подключение сразу двух щупов. Мотор перед измерением также заглушите.

Красный щуп прислоните к «плюсовой» клемме, черный — к «минусовой». Если перепутаете — не страшно, прибор покажет актуальные цифры, просто со знаком минус.

Смотрите на экран прибора. Нормальный заряд аккумулятора колеблется в районе от 12,6 до 12,9 вольт.

avto

Работу АКБ можно проверить также с запущенным мотором. При такой проверке аккумулятора автомобиля мультиметром вы также узнаете, как аккумулятор работает в паре с генератором, а также исправен ли регулятор напряжения.

Нормальные цифры при работающем двигателе — 13-14 вольт. Если мультиметр показывает меньше — аккумулятор нужно зарядить, или есть утечка тока.

Помните: мультиметр покажет заряд АКБ, но не расскажет о его работе исчерпывающе. Для этого существуют другие устройства. Например, нагрузочная вилка.

Как проверить датчики автомобиля мультиметром

Причиной «смерти» аккумулятора, скачков напряжения, ненужных значений на панели приборов могут быть различные датчики в машине. По опыту автомобилистов, чаще всего вызывают проблемы 5 видов датчиков:

  • коленвала;
  • скорости;
  • детонации;
  • ABS;
  • кислородный датчик.

Понять, где они располагаются, вы можете из инструкции к машине, на сайтах автолюбителей, различных форумах.

Для проверки датчиков автомобиля мультиметром вам понадобится также информация о показателях напряжения в норме именно для вашего авто. Ее также можно найти в инструкции или в интернете.

Датчик ABS

avto

Его проверяют по двум параметрам: напряжению и сопротивлению.

Чтобы начать измерение, выберите на мультиметре соответствующий режим. Если вы хотите узнать показатель сопротивления, для большинства норма – 1,2-1,8 кОм. Подключите прибор к датчику и начните замеры. При этом пошатайте провода, идущие к элементу. Если цифры на экране меняются и становятся выше или ниже нормы – с датчиком проблемы.

С измерением напряжения чуть сложнее – сделать это можно только с помощью домкрата или в автосервисе на стенде. Нужно раскрутить колесо автомобиля до 40-50 оборотов в минуту и следить за показаниями мультиметра. На любой машине он должен выдать 2 вольта.

Датчик коленвала

Важный элемент — без него машина вообще не запустится, или ехать на ней вы не сможете. Если визуально он кажется исправным, возьмитесь за мультиметр. Подключите прибор к датчику и измерьте сопротивление. Норма, как правило, от 550 до 750 Ом. Но обязательно проверьте, актуальны ли эти цифры для автомобиля, который вы смотрите.

Кислородный датчик

avto

Определяет, остался ли кислород в выхлопных газах. Перед замерами также осмотрите его – возможно, он поврежден и мультиметр вообще не понадобится. Тогда элемент нужно просто заменить.

Если все в порядке, измерьте, как с датчиком ABS, напряжение и сопротивление. Алгоритм тот же. Заводите машину и наблюдайте за прибором. После пуска на экране высветятся цифры 0,1-02, вольта. Машина прогреется – прибор покажет до 0,9 вольт. Не заметили, что показатель изменился – датчик, скорее всего, неисправен.

Если проверка напряжения прошла успешно, узнайте показатели сопротивления. Норма колеблется от 10 до 40 Ом.

Датчик детонации

Определяет ударную волну при сгорании топлива. Показатели сопротивления у него на каждой машине индивидуальные – ищите информацию в разных источниках.

avto

С напряжением чуть проще. Сначала снимите датчик. Щуп с плюсом подключите к сигнальному проводу, «минусовой» — к массе, ближе к крепежному болту. Дальше самое интересное – ударьте датчиком о стену, стул или стол. Только так мультиметр зафиксирует показатель напряжения. Норма на большинстве авто – от 30 до 40 милливольт.

Датчик скорости

Перед замерами обязательно осмотрите элемент. Возможно, он просто окислился или оплавился.

После подключайте мультиметр и измеряйте. Порядок действий тот же, что с датчиком детонации.

Единственное – ударять им обо что-либо не нужно. Можно просто повращать или потрясти. Если мультиметр вообще не покажет напряжения – датчик неисправен.

Как проверить высоковольтные провода на авто мультиметром

Если вы ощущаете потерю мощности авто, видите повышенный расход топлива, машину трясет, а холостые обороты плавают — пора проверить высоковольтные провода. Точнее — измерить в них сопротивление. Запоминайте порядок действий:

  • отсоедините провода от машины или отключите один провод с двух сторон;
  • включите прибор в режим омметра и прислоните щупы к обеим сторонам провода.

Нормальный показатель сопротивления 6-10 кОм. Если прибор показывает меньше, вплоть до нуля, не пугайтесь. На цифры мультиметра влияет множество факторов, например:

  • качество изоляции проводов;
  • длина;
  • наличие микроповреждений;
  • тип проводов.

Если показатели вашей машины выходят за пределы нормы, лучше обратитесь в автосервис, где сопротивление измерят профессиональными и более точными приборами.

Как проверить мультиметром генератор на машине

Проверка генератора автомобиля

Проверка генератора происходит аналогично замерам показателей других элементов авто, из-за которых происходит утечка тока.

  • Традиционно выключаете зажигание, вынимаете ключ, выключаете магнитолу и прочее.
  • Подключаете мультиметр к аккумулятору.
  • Замеряете напряжение. Полностью заряженная батарея выдаст от 12,5 до 12,9 вольт.
  • После этого заводите двигатель, включаете подогрев стекол, сидений, «печку», ближний свет.

И снова измеряете напряжение. Норма — 13-14 вольт. Максимум — 14,8 вольт. В этих случаях генератор работает, как часы. Если мультиметр показывает цифры меньше, генератор не заряжает батарею. Значит, готовьтесь выложить приличную сумму за замену или ремонт агрегата.

Вместо послесловия

Проверка электрики авто с пробегом

При покупке машины с пробегом полезно знать, как найти утечку тока и понять ее причину. Берите мультиметр на осмотр машины — спасете себя от неприятных сюрпризов, вроде внезапно севшего аккумулятора, скачков напряжения или сгоревшей проводки.

С той же целью проверяйте историю автомобиля. Сделать это можно прямо во время беседы с продавцом. Удобно воспользоваться сервисом «Автокод» — промониторите информацию сразу в 13 источниках: ГИБДД, РСА, ЕАИСТО, банках, налоговой и других службах. Проверка займет 5 минут.

После вы узнаете реальный пробег, количество владельцев, историю штрафов, а также информацию об угоне, участии в ДТП, ограничениях на регистрацию авто и многое другое. Будьте бдительны!

Если вы профессиональный продавец авто, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи» . «Автокод Профи» позволяет оперативно проверять большое количество машин, добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.

Полностью изучив онлайн-отчет, все же стоит внимательно приглядеться к техническим нюансам авто при покупке. А если вы не уверены в своих знаниях, или выехать на осмотр не предоставляется возможности, закажите услугу выездной проверки. Мастер проведет диагностику за вас и сделает подробное заключение с профессиональной точки зрения.

Источник



Утечка тока в автомобиле — измерение мультиметром

Утечка тока в автомобиле бывает нормальной и повышенной. При втором варианте возникают неприятные проблемы с аккумулятором и запуском двигателя после простоя. Ещё непомерная утечка иногда становится причиной возгорания автомобиля. А это уже опасно и дорого. Потери тока, если они слишком большие, надо уметь определять по косвенным признакам, правильно измерять их мультиметром. Также полезно знать, как находить причину повышенного потребления и, по возможности, устранять её без СТО. Об этом и пойдёт речь в статье.

Что такое утечка тока в машине

Чтобы суть утечки тока в автомобиле была понятна всем без исключения, начнём с базовых понятий. Для этого возьмём простейшую электрическую цепь, состоящую из аккумуляторной батареи, выключателя и какого-нибудь потребителя. Подключим потребитель к АКБ так, чтобы его можно было по желанию включать и выключать.

Теперь, если мы с помощью выключателя замкнём нашу электрическую цепь, по ней потечёт ток. Потребитель будет работать, а батарея — разряжаться. Когда же мы разорвём цепь (выключателем), ток по ней течь не будет. По крайней мере, не должен. Потребитель не будет работать, а аккумулятор — терять накопленную энергию.

В автомобилях в роли выключателя может выступать следующее:

  • замок зажигания;
  • кнопка отключения массы;
  • электроника.

То есть, переводя замок зажигания перед постановкой автомобиля на стоянку в крайнее положение, мы разрываем электрическую цепь. Если в машине имеется электроника, переходящая в ждущий или спящий режим, то срабатывает и она. Тем не менее, несмотря на эти меры, ток в цепи, всё равно, протекает. Почему?

Читайте также:  Зависимость тока в амперах от мощности

Во-первых, приборы, переходящие в ждущий или спящий режимы, продолжают потреблять энергию. Во-вторых, замок зажигания — это не «капитальный» выключатель, то есть, выключает он не всё. И только при отключении кнопки массы или скидывании клеммы с аккумулятора — автомобиль полностью обесточивается.

Теперь пришло время разделить утечку тока на нормальную и повышенную. О цифрах пока говорить не будем. До них ещё доберёмся. Так вот. Если энергия аккумулятора во время стоянки автомобиля тратится на работу нужных приборов, то это нормальная утечка тока. К таким потребителям относится охранная сигнализация, «спящая» магнитола, пишущий видеорегистратор и так далее.

Повышенная утечка тока, как правило, указывает на то, что энергия аккумулятора расходуется бесполезно. Сюда можно отнести, например, случайно оставленные включёнными габаритные огни. Ещё повышенный ток утечки возникает из-за некорректно подключённых внештатных приборов, которые не переходят в спящий режим, когда нужно. В целом, это всё пустые траты энергии.

Подведём промежуточные итоги.

Утечка тока в автомобиле — это любое потребление энергии из аккумулятора во время стоянки автомобиля. Поскольку по своей сути это электрический ток, то и его потери измеряются в амперах. Размер утечки зависит от количества работающих приборов во время стоянки, и от мощности каждого из них.

Утечка тока бывает двух видов — полезная и вредная. К первому виду относится потребление энергии на выполнение нужной работы. Например, для охраны автомобиля или записи происходящего вокруг. Вредная утечка — это бесполезная трата энергии.

По большому счёту, если энергия АКБ расходуется на выполнение полезной работы, то это и утечкой называть не совсем корректно. Но в случае с автомобилем, всё равно, принято считать утечкой любое потребление тока во время длительной стоянки. Чтобы в этом всём разобраться, необходимо разобрать понятие нормы утечки тока.

Нормальная утечка тока в автомобиле

Нормальная утечка тока в автомобиле

Теперь немного разберёмся, что такое норма утечки тока, и каково её значение в конкретных цифрах. Сложность этого пункта в том, что у разных автомобилей показатели отличаются, и зависят от многих факторов. Однако, всё же, ориентироваться есть на что. Но для начала вкратце перечислим факторы, от которых зависит норма утечки тока в машине.

К таковым относится:

  1. Обилие штатной электроники.
  2. Наличие внештатных приборов.
  3. Правильность их подключения.
  4. Модель охранной сигнализации.
  5. Алгоритм работы штатной электроники.

Пройдёмся по пунктам. Чем больше штатной электроники в автомобиле, тем норма утечки тока может быть выше. Соответственно, если машина сравнительно старая и простая, никаких потерь по этому пункту вообще быть не может. Если электроника есть, то многое зависит от того, как она переходит в ждущий режим, и работает в нём. Некоторые автомобили после постановки на длительную стоянку «засыпают» далеко не сразу, продолжая некоторое время потреблять немало энергии из аккумулятора.

Внештатные приборы — самая частая причина ненормальной утечки тока. Чем их больше, тем норма может быть выше. Также многое зависит от того, насколько грамотно они подключены к бортовой сети. Самый простой пример — магнитола. Часто из-за лени или недостаточной квалификации этот потребитель подключается к АКБ напрямую (а надо через замок зажигания), в результате чего потребление тока возрастает.

Сигнализация. В среднем, все современные модели потребляют в ждущем режиме примерно одинаково. Однако часто попадаются варианты, из-за которых ток утечки заметно выходит за рамки всяких норм. Это ещё без учёта поломок, брака и кривого подключения горе-мастерами.

Касательно нормы утечки тока мнения часто расходятся. Кто-то говорит, что она должна быть не более 70 мА. Другие твердят, что для современного автомобиля 120 мА — это ещё в пределах нормы. Хотя это почти в два раза больше, чем в первом варианте. Если же подойти к этому вопросу максимально гибко (учитывая множество факторов), то за норму вполне можно считать диапазон от 0 до 120 мА.

Даже для «уставшего» аккумулятора нет большой разницы, какой ток утечки пользователь будет считать нормой — 70 мА или 120 мА. Оба варианта следует воспринимать, как хороший показатель. В самом конце статьи к этому вопросу ещё вернёмся. Сейчас же это не суть.

На разных автомобилях, как уже было сказано, норма утечки тока может быть разной. Превышением нормы следует считать показатели, значительно превышающие 120 мА. Например, 300 мА — это уже серьёзная проблема. Не говоря уже о случаях, когда из-за критических неисправностей в бортовой сети ток утечки доходит до 1 А и больше. Такие показатели являются уже не просто нарушением нормы. Они говорят об опасности. В том числе, не исключено упомянутое в самом начале возгорание автомобиля.

Итого: норма утечки тока в легковом автомобиле находится в диапазоне от 0 до 120 мА.

Чем грозит большой ток утечки на машине

Чем грозит большой ток утечки на машине

Самая частая (хотя и не самая страшная) проблема из-за непомерной утечки тока в автомобиле — это быстро и часто разряжающийся аккумулятор. Замечают это обычно тогда, когда АКБ отслужила несколько лет, и уже не способна накапливать много энергии. Непомерный ток утечки, может быть, появился на машине намного раньше. Однако, пока аккумулятор «молодой и бодрый», его запасов хватает на многодневное потребление в несколько миллиампер. У старой батареи ампер-часов меньше, чем у новой, вот она и садится быстро.

Для нового аккумулятора большие токи утечки тоже далеко не полезные. Постоянная нагрузка будет, намного или нет — неважно, разряжать батарею. А стартёрные аккумуляторы сохраняют свой ресурс тем дольше, чем больше времени они пребывают в полностью (или почти) заряженном состоянии. Если же каждый божий день АКБ будет высаживаться сначала чуть-чуть, а потом до половины и так далее — двигатель запускать по утрам будет можно, но ресурс аккумулятора быстро сократится. Начнётся сульфатация пластин, постепенно уменьшится ёмкость, и прощай новый АКБ через пару лет после покупки.

Более серьёзные проблемы могут возникнуть, когда утечка тока в автомобиле вызвана короткими замыканиями, повреждениями изоляции и попаданием воды. В таких случаях возможен нагрев проводников или деталей электрооборудования. А это уже грозит самовозгоранием. Причём, что самое страшное, машина из-за этого чаще загорается ночью, когда рядом никого нет. Соответственно, своевременных мер никто не принимает, в результате чего автомобиль выгорает до голого кузова.

Такое, конечно, встречается не сплошь и рядом. Но и менее страшные проблемы, например, когда разряжается новый аккумулятор, неприятны, и указывают на наличие неисправности. А это значит, что надо знать о возможных причинах утечки тока.

Возможные причины повышенной утечки тока в автомобиле

Возможные причины повышенной утечки тока в автомобиле

Существует их очень много. Но те, которые встречаются чаще других, есть в этом списке:

  1. Некорректно подключённые потребители. Чаще всего это магнитола. Чтобы она переводилась в режим минимального электропотребления, её питание надо подключать через замок зажигания. Для этого предусмотрен третий провод (кроме массы и основного плюса). Но, как правило, этот провод просто приматывается к плюсовому, и всё это дело подключается напрямую к аккумулятору (в лучшем случае, через предохранитель).
  2. Поломки в системах, работающих в ждущем режиме. Электроника не вечна. Рано или поздно она ломается, и перестаёт отключаться полностью, когда её выключает пользователь. Случается это не только с внештатными приборами, но и со штатными, установленными на заводе.
  3. Короткие замыкания. Далеко не всегда вызывают обильное искрение и моментальное перегорание всего подряд. Здесь всё зависит от того, насколько хороший контакт образуется между плюсом и минусом. Бывает такое, что где-то лишь немного подкорачивает. Как правило, из-за окисления проводников или попадания воды.
  4. Повреждение изоляции. Также иногда приводит к коротким замыканиям, при которых моментально ничего не выгорает, а вот энергия из аккумулятора потребляется потихоньку.
  5. Намокание электропроводки. То же самое. Вода, если она содержит соли, способна проводить электрический ток. При этом, вовсе необязательно, чтобы она изначально была солёная. Даже дистиллированная вода, если она попала на окислившиеся контактные площадки, из диэлектрика превращается в проводник тока. Намокает проводка обычно после дождя, езды по лужам или неаккуратной мойки автомобиля.
  6. Неисправности генератора. Одна из самых сложных в диагностике причин утечки тока в автомобиле. Сложная потому, что стандартным методом поочерёдного вытаскивания предохранителей она не обнаруживается.
  7. Оставленные потребители. Чаще всего забывают выключать музыку, габаритные огни, внештатный навигатор или видеорегистратор.

Довольно редко, но бывает, что энергию из АКБ потихоньку отбирают лампочки подсветки. Например, в багажнике или в дверях. Заедает кнопка автоматического отключения такой лампочки, либо попадает вода после дождя или мойки, и лампочка светится круглосуточно. Потребляет она, в целом, немного. Но это только когда аккумулятор бодрый. Если же он подуставший, то даже маленькой лампочки достаточно, чтобы высадить батарею в ноль всего за одну ночь.

Замер утечки тока в автомобиле мультиметром

Мультиметр

Теперь рассмотрим самое главное — как замерить утечку тока в автомобиле. Всё, что для этого понадобится — это абсолютно любой мультиметр. При замерах крайне важно придерживаться правил безопасности. В противном случае можно и мультиметр сжечь, и травмироваться, и электронику автомобиля повредить.

Алгоритм проверки такой:

  1. Откройте капот и зафиксируйте кнопку, которая подаёт сигнал на охранную систему о его открывании.
  2. Переведите автомобиль в режим стоянки — отключите всё, кроме того, что обычно остаётся в ждущем режиме. Например, сигнализацию, пишущий видеорегистратор и так далее.
  3. Снимите с аккумулятора клемму со знаком минус. Вопреки расхожему мнению снимать можно и плюсовую. Однако «массу» отключать более правильно и на 100% безопасно.
  4. Мультиметр переведите в режим измерения тока в диапазоне до 10 А. Соответствующим образом переставьте на приборе плюсовой щуп. Никогда не пытайтесь измерять ток утечки на автомобиле, используя малый диапазон на мультиметре (до 200 мА). В момент подключения клеммы будет скачок тока, которого предохранитель в измерительном приборе может не выдержать.
  5. Один щуп мультиметра закрепите на снятом минусовом зажиме, а второй на клемме АКБ, с которой этот зажим был снят. Называется такое подключение — в разрыв цепи. Когда вы сняли клемму, вы разорвали цепь, а теперь подключили в разрыв мультиметр.
  6. Если в результате отключения АКБ от бортовой сети сбросилась охранная сигнализация, включите её повторно.
  7. Подождите некоторое время. В некоторых случаях ждать не нужно — ток утечки можно засекать сразу. В машинах, напичканных электроникой, необходимо дать время на то, чтобы все системы перешли в ждущий режим. В редких случаях приходится ждать до 5 минут. Если на это не обратить внимание, то можно забить панику без причины.
  8. Когда показания мультиметра выровняются — зафиксируйте их. Это и есть утечка тока на вашем автомобиле.
  9. Ни в коем случае ничего не включайте во время проведения измерений! Даже слабая нагрузка включается со скачком тока, что может привести к перегоранию предохранителя в мультиметре.
  10. Тем более не пытайтесь запускать двигатель, когда в разрыве цепи находится мультиметр. Он рассчитан всего лишь на 10 ампер, а во время работы стартера по цепи потечёт ток силой 100 — 200 А.
Читайте также:  Второй закон кирхгофа в схеме с источник тока

Дальше остаётся только сравнить полученные показатели с нормами, описанными выше. В целом, если мультиметр намерял менее 0,12 А (120 мА), то причин для беспокойства нет. Если же утечка тока больше, чем эта цифра, то следует заняться поиском причины.

Методика поиска причины повышенной утечки тока

Поиск причины утечки тока

В большинстве случаев поиск утечки тока в автомобиле выполняется путём извлечения предохранителей. Для этого необходимо знать, где они находятся, и за что отвечает каждый из них. Как правило, соответствующая информация наносится прямо на крышке блока с предохранителями. Также можно попробовать сориентироваться по электрической схеме электропроводки. Это более сложный метод, но у него есть преимущество. Дело в том, что далеко не всегда все предохранители в автомобиле находятся в одном месте, и «виноватого» можно не найти под капотом.

Метод очень простой. После измерений тока утечки мультиметр так и оставляется в разрыве цепи. Далее нужно поочерёдно вытаскивать из блока по одному предохранителю, и смотреть на прибор. Если показания не изменились, то изъятый предохранитель возвращается на своё место, после чего вытаскивается следующий. Если же ток утечки уменьшился, то нужно выяснить, за что отвечает вынутый предохранитель.

Что делать, если ток утечки выше нормы, а метод вытаскивания предохранителей не помог найти причину? В таких случаях начать стоит с проверки внештатных приборов. Например, можно попробовать снять лицевую панель с магнитолы, либо отключить её совсем. Затем стоит проверить, как изменяется ток утечки при постановке автомобиля на охрану. Возможно, сигнализация потребляет слишком много.

Если и это не помогает выявить причину повышенной утечки тока, то остаётся ещё генератор, стартёр и возможные не найденные предохранители в салоне автомобиля.

За сколько времени ток утечки разрядит АКБ

За сколько времени ток утечки разрядит АКБ

В завершение кратко рассмотрим вопрос, насколько серьёзной для того или иного аккумулятора является повышенная утечка тока. К счастью, это можно посчитать. Единственная проблема здесь заключается в том, что не всегда есть возможность узнать текущую реальную ёмкость вашего аккумулятора. Она ведь постоянно уменьшается с момента покупки. А при неправильной эксплуатации уже через год или два может составлять не более 15 — 25 ампер-часов.

Поэтому, для начала, прикинем ситуацию, когда аккумулятор новый. То есть, его ёмкость составляет, скажем, 60 ампер-часов. Ещё одно условие — АКБ полностью заряжена. Теперь возьмём большой ток утечки. Например, в 5 раз превышающий максимально допустимую норму — 600 мА (или 0,6 А). Чтобы таким током разрядить в ноль полностью заряженный 60-й аккумулятор, теоретически потребуется 100 часов. Либо около четырёх суток.

Теперь представьте, что будет с таким же аккумулятором, но заряженным не полностью. Такое часто бывает на машинах с проблемным генератором, реле-регулятором, или когда ездят мало, а стартёр дёргают часто. К примеру, если АКБ была оставлена на стоянку только наполовину заряженной, то ток утечки в 0,6 А «скушает» её всего за двое суток.

Ну а о батареях, в которых от изначальной ёмкости остались лишь крохи, даже небольшое превышение нормы утечки тока будет проблемой. Например, после 3 — 4 лет небрежной эксплуатации в АКБ остаётся, от силы, 15 ампер-часов. А то и меньше. Вот и садится он за одну ночь, когда есть превышение нормы утечки тока. Хотя гораздо чаще это происходит потому, что аккумулятор неполностью заряжается от генератора.

Краткие итоги

Повышенная утечка тока в автомобиле — серьёзная неисправность. За норму можно смело принимать всё, что менее 120 мА. Хотя для некоторых машин и это слишком много. Чтобы замерить утечку тока, нужен мультиметр и простой алгоритм действий. Найти причину чрезмерного энергопотребления тоже несложно. Ну а её устранение — и вовсе дело техники.

Источник

Аккумулятор «помер» за ночь. Что делать?

Не выключили!

Простейшие причины утечек тока могут быть вызваны рассеянностью владельца машины. Грубо говоря, он не выключил на ночь внешние световые приборы, а машина, в свою очередь, ничего ему не подсказала.

Бывают и машины с дурной заводской задумкой — вспомнить хотя бы обогрев заднего стекла, цепь питания которого идет мимо замка зажигания.

А еще — дети! Особенно мальчики. Даже в нашем коллективе уже несколько сотрудников по первому зову жены не смогли покинуть дачу, после того как пацаны посидели на водительском месте и покрутили разные ручки, оставив включенными потребители.

Не так подключили

В эпоху повального увлечения автомузыкой многие магнитолы легко высасывали заряд батареи, потому что установщик не удосужился правильно их подключить. А ведь достаточно было пустить один провод питания через замок зажигания.

Второй нештатный похититель электричества — установленная противоугонка. Если до ее установки все было нормально, а затем начались проблемы, то размышлять нечего — пусть уважаемый установщик докажет, что он не верблюд. Справедливости ради отметим, что некоторые охранные системы действительно потребляют под сотню миллиампер, но даже при таком токе за ночь стоянки с батареей ничего не случится.

Наконец, не забывайте про гнездо прикуриватели или розетку — у кого что. Далеко не во всех машинах они обесточиваются при выключенном зажигании. Поэтому случайно забытый подключенный прибор — радар-детектор, регистратор, навигатор и т п. — может высасывать ток, не принося при этом никакой пользы.

А есть ли утечка?

Бывает и так, что никакой утечки нет, а батарея утром — никакая. Такое бывает при наличии отрицательного баланса «заряд/разряд». Если машина постоянно ползает в пробках, пробеги при этом короткие, глушить и пускать мотор приходится часто, а на улице еще к тому же и холодно, то батарея просто не успевает заряжаться до нормального состояния. А потому однажды отказывает. Кроме того, виноватой может быть всё та же автомузыка с киловаттными мощностями на выходе — такие музыкальные монстры потребляют сумасшедшие токи. Но, повторяем, к утечкам тока это не имеет отношения: это уже не утечки, а просто чрезмерное потребление.

Грязные делишки

Причиной настоящей утечки тока может быть то, чего у нас много — грязь, стало быть. Тут лидирует цепь с толстенным стартерным проводом, постоянно живущим в антисанитарных условиях — соль, вода и т.п. Практически те же проблемы могут быть и с проводкой генератора. И не только с проводкой — сам генератор напоминает дуршлаг, сквозь который постоянно фильтруется песко-соляная смесь, которой посыпают дороги. Поверхность батареи также редко бывает чистой: кулоны любят убегать по таким электропроводным участкам в «никуда». Заметим, что изношенная проводка с дрянной изоляцией способна порождать не только утечку, но и возгорание. Однако не будем о страшилках.

Как обнаружить неисправность?

Мультиметр

Машина чистая, сигналка и музыка в порядке, а батарея все-таки разряжается каждую ночь? Значит, пора хватать амперметр. Амперметр в чистом виде — это сегодня уже редкость, но переключить мультиметр в режим измерения тока несложно.

Мультиметр

Отсоединяем провод от минусовой клеммы батареи и подключаем мультиметр в образовавшийся разрыв. Двигатель, естественно, должен быть выключен. Прибор при этом тут же оживет и покажет величину тока, потребляемого машиной на стоянке.

Мультиметр

Если машина, как говорится, «голая» — без сигналок, «музыки» и др., то ток потребления не должен превышать 70–80 мА.

Мультиметр

Как только мультиметр отреагирует резким снижением показаний тока, виновник найден. Остальное — дело техники. Само собой, каждый предохранитель после проверки цепи следует тут же возвращать на место. Номиналы у них разные, а потому простая замена одного на другой недопустима.

А если не получается?

Если предохранители кончились, а мультиметр ничего не отловил, то остаются только силовые цепи, не защищенные ничем. Как правило, это стартер, генератор и система зажигания.

Предохранители

Особняком стоят сигналка и «музыка». Нужно ли «копаться» дальше — решайте сами. Если устранить утечку тока своими силами не позволяет квалификация и опыт, лучше отправиться на сервис. Теперь даже нечистый на руку сервисмен не сможет вас одурачить, ведь причина утечки вам уже известна.

  • Источник

    Лайфхак: как проверить мультиметром утечку тока в автомобиле

    Утром при попытке завести машину вместо привычного урчания стартера услышали одинокие щелчки втягивающего реле и слабый гул обмоток? Или, может быть, не услышали вообще ничего? Если стартер и аккумулятор исправны, то причина – утечка тока.

    К сожалению, утечку чаще всего обнаруживают довольно поздно, к этому моменту остаточного заряда АКБ уже не хватает для запуска двигателя. Приглашаем узнать больше об этой проблеме, способах ее диагностирования и устранения.

    Читайте также:  Задачи по физике получение переменного электрического тока

    1. Что такое утечка тока и почему она вредна
    2. Причины возникновения утечки
    3. Нормальное значение тока бортовой сети
    4. Инструкция: как в автомобиле найти, проверить и определить утечку тока:
    5. Как тестером (мультиметром) проверить утечку тока на автомобиле
    6. Как самостоятельно устранить утечку тока
    7. Поэтапное отключение навесного оборудования
    8. Замер общего тока
    9. Саморазряд АКБ
    10. А при чем тут работа генератора

    Что такое утечка тока и почему она вредна

    Утечка тока представляет собой незапланированный и не скомпенсированный разряд аккумуляторной батареи автомобиля. В зависимости от интенсивности и периода действия, она может практически не сказываться на работоспособности авто, а может привести к полному расходованию емкости аккумулятора,когда невозможно будет запустить двигатель.

    При этом не все протечки нуждаются в устранении. Некоторые приборы расходуют незначительное количество тока в выключенном состоянии, что необходимо для поддержания их работоспособности. Опасны лишь высокие токи утечки, при которых разряд АКБ осуществляется за несколько дней или даже часов.

    Причины возникновения утечки

    Утечки возникают по двум основным причинам: незапланированная работа оборудования авто, короткие замыкания положительных контактов на «массу». Оборудование автомобиля может оставаться включенным, если:

    • это предусмотрено заводом-изготовителем (например, сигнализация и некоторые другие системы безопасности включены всегда);
    • допущены ошибки при установке дополнительных устройств;
    • отдельные узлы или детали электрооборудования неисправны;
    • водитель забыл выключить осветительные приборы, обогрев или другие системы;
    • электрооборудование включили третьи лица (часто это бывают дети, которые любят поиграть с кнопками).

    Короткие замыкания могут возникать из-за износа изоляции, поломок некоторых механических деталей электрооборудования, ошибках при подключении к системе новых устройств. Помимо очень быстрого разряда, короткие замыкания создают опасность возгорания, что требует немедленной локализации, устранения подобных неисправностей.

    Нормальное значение тока бортовой сети

    Как упоминалось выше, некоторые приборы автомобиля работают постоянно и не зависят от включенного зажигания. Конечно при этом расходуется определенное количество энергии, однако эти цифры ничтожно малы по сравнению с емкостью АКБ. Обычно они не превышают 20-80 мА – для разряда штатного аккумулятора легковой машины такой ток формируется от одного до четырех месяцев. Немного выше могут быть значения токопотери у новых иномарок с постоянно работающими подсистемами бортового компьютера, однако даже они редко превышают 100 мА.

    Важно помнить о том, что у любой батареи есть естественный саморазряд, который протекает интенсивно и зависит, как от возраста так и степени износа деталей. Нужно своевременно проверить утечку аккумулятора мультиметром и позаботиться об обслуживании или замене АКБ в машине на новое. Раз в сезон это делать достаточно.

    Инструкция: как в автомобиле найти, проверить и определить утечку тока:

    Первое, с чего нужно начинать поиск утечек – анализ комплектации и технического состояния электрооборудования, после этого её можно замерить. Проблемы, которые водитель принимает за утечку тока в автомобиле возникают, когда закислен аккумулятор, произошла сульфатизация его пластин. Когда за ночь он сильно разряжается, а утром с трудом заводится, энергию могут забирать паразитные токи, которые образовались на автомобиле.

    Нужно измерить ток в машине. Если все элементы электрооборудования правильно подключены и технически исправны, но есть перебои в работе стартера автомобиля, не исправно работают свечи зажигания, не поступает ток, значит на каких-то участках есть его утечки. Убедившись, что электроника в автомобиле исправна, осмотрите все заизолированные соединения в подкапотном пространстве, проверить правильность подключения оборудования, особенно внештатного – мультиметром (смотрите видео).

    Нарушения изоляции на автомобиле устраняют, соблюдая правила электробезопасности. Теперь определите, где удалось локализовать утечку и насколько велика.

    Как тестером (мультиметром) проверить утечку тока на автомобиле

    Использование мультиметра – единственный способ обнаружить токопотерю и определить ее величину.

    Сначала измеряют напряжение на аккумуляторной батарее, чтобы исключить ее разряд или неисправность, а затем:

    1. Отключить зажигание, последовательно отсоединить от контактов АКБ обе клеммы. Соблюдайте осторожность, категорически нельзя прикасаться одновременно, как к обеим клеммам, так и к положительной клемме и корпусу.
    2. Чтобы померить утечку тока нужно установить мультиметр в режим измерения постоянного напряжения (V 100): соединить красный щуп прибора с положительной клеммой, а черный – с отрицательной.
    3. Замерить ток утечки в автомобиле мультиметром: считать показания с дисплея. Нормальное напряжение на новом аккумуляторе от 12,5-12,9 вольт, на ранее использовавшемся – 12,0-12,8 вольт.
    4. Отсоединить прибор от АКБ, установить на место клеммы, завести двигатель, подать небольшую нагрузку, например, включив габаритные огни или обогрев стекол.
    5. Повторить измерения в рабочем режиме. Поскольку теперь включен генератор, напряжение должно повыситься до 13,0-13,5 вольт, иногда – до 14,2 вольт.

    Если при работе генератора напряжение не изменилось или изменилось незначительно, скорее всего, деталь неисправна. Окончательно «поставить диагноз» генератору смогут в сервисном центре.

    Ну а если напряжение возросло, можно продолжить поиск утечки тока. Для этого вновь отключите зажигание и не снимая клеммы, измерьте напряжение на АКБ. Повторяйте измерения раз в 1-2 часа в течение дня, если за этот период напряжение упало на 0,2 вольта или больше – в цепи есть серьезные утечки. Есть другой способ, который предполагает:

    • отключение минусовой клеммы от АКБ;
    • установку мультиметра в режим измерения силы тока (A 0,1 или mA 100);
    • соединение красного щупа мультиметра с отрицательной клеммой АКБ, а черного – с «массой» (корпусом);
    • считывание показаний.

    Значение, выведенное на дисплей и будет величиной токопотери.

    Как самостоятельно устранить утечку тока

    После того, как устранили проблему на авто, подключив правильно навесное оборудование или заменив неисправные детали новыми, нужно определить и измерить утечку тока в автомобиле мультиметром и локализовать её, то есть узнать, где именно на бортовой сети автомобиля она находится.

    Если предварительный осмотр электрооборудования на авто не принес результатов, понадобится вновь проверить утечку тока с помощью мультиметра — это называется методом последовательного отключения тока на навесном электрооборудования в автомобиле.

    Поэтапное отключение навесного оборудования

    Поиск проблемной зоны лучше начинать с внештатного оборудования, особенно если оно устанавливалось не специалистом.

    Отключая один из приборов, повторно проверяют показания мультиметра. Если они не изменились, продолжают поиски. Если изменилась незначительно – обратите внимание на последний отключенный узел, однако основная проблема не в нем. Падение показателей до нормальных значений (менее 80 мА) означает, что обнаружена утечка тока в автомобиле.

    Такие «опции», как обычно подключены в легкодоступных местах, их легко можно определить тестером, для этого разобрать одну-две скрутки. При этом мультиметр, установленный на режим измерения силы электричества остается подключенным.

    Если во внештатной электронике токопотерь нет, значит следует проверить оборудование, установленное заводом-производителем на машину.

    При этом её не придется полностью разбирать – достаточно добраться до панели предохранителей в авто. Теперь нужно извлекать по одному предохранителю, чтобы выявить на них утечку тока — в автомобиле все показания проверяйте мультиметром (тестером). При извлечении предохранителя разрывается электрическая цепь конкретного прибора ответственного за проблемный участок, поэтому значения на дисплее авто существенно упадут.

    Утечку тока в автомобиле Ваз называют незапланированным током, который возникает в электрической цепи. На машине есть бортовая сеть, если поломка частичная, например когда барахлит магнитола, или охранная система, неисправность может быть незаметной и её можно измерить только мультиметром-тестером (подробнее на видео). Такая проблема бывает не только на моделях Ваз.

    Замер общего тока

    Замер общего тока необходим для определения перегрузок в системе, он позволяет понять, соответствует ли установленное оборудование, а особенно использованные проводники режиму работы бортовой электросети автомобиля. Ведь во многих случаях именно проблемы с несоответствием мощностей служат предпосылкой для выхода из строя отдельных деталей, пробоя изоляции и прочих неисправностей электроники.

    Чтобы измерить общий ток под нагрузкой, включают мультиметр в цепь аккумуляторной батареи и устанавливают на высокоамперный режим (A 100). Включив зажигание, нагружают сеть, используя фары головного света, ходовые огни, системы обогрева, магнитолу, прочую имеющуюся электронику. Потребление электричества стартером обычно не учитывается, так как он включается только на короткое время. Показания мультиметра будут называться максимальным («пиковым») значением силы тока в бортовой сети авто.

    Саморазряд АКБ

    Протечка, это и причина и следствие саморазряда АКБ — процесс может быть как:

    1. Спровоцированный саморазряд. Вызывается токопотерей вследствие короткого замыкания, неправильного подключения оборудования или его неисправностей.
    2. Эксплуатационный. Вызывается внешним замыканием клемм АКБ через слои загрязнений на корпусе (пыль, грязь, технические жидкости).
    3. Электролитный. Вызывается внутренним замыканием клемм АКБ через осевшие на дно продукты химических реакций («шлам» – частицы окисленного свинца).
    4. Естественный. Деградация пластин и электролита АКБ при длительном простое или в процессе эксплуатации.

    Критичным значением саморазряда называется потеря более 2,5% емкости за сутки простоя. В норме аккумулятор за этот период должен терять не больше 0,5-1%.

    А при чем тут работа генератора

    Генератор отвечает за восполнение заряда АКБ и в норме должен удерживать ток на одном уровне и сам может создавать проблемы. Во-первых, при недостаточной мощности или технической поломке, из-за недостаточного натяжения приводного ремня, генератор не может выдавать нужное напряжение. Его неисправность сказывается на стабильности работы бортовой электрики. Во-вторых, избыточное напряжение, созданное генератором, может ускорить износ других элементов электрооборудования, включая АКБ.

    При пробое диодного моста генератора и замыкании его обмоток он сам может превратиться из источника электричества в потребитель и способствует еще большим протечкам и после того, как аккумулятор отдаст весь заряд, автомобиль потеряет работоспособность.

    Электрооборудование, это одна из базовых систем автомобиля, от исправной и стабильной работы которой во много зависит удобство и безопасность всех систем.

    Протечки в бортовой электросети автомобилей, это одна из самых распространенных проблем. Их нельзя игнорировать, ведь со временем это может привести к серьезным поломкам.

    Вовремя проводите диагностику электрооборудования на своей машине.

    Источник