Меню

Габаритные размеры электродвигателей постоянного тока

Габаритные размеры электродвигателей постоянного тока

Трафареты условных обозначений элементов технических чертежей по Российским стандартам и стандартам IEC, для создания схем электрических, гидравлических, санитарно-технических, вентиляции, отопления, компановки шкафов и других.

Подробно на сайте td-visio.ru

Электричество и схемы

Информационный сайт для электриков.

Справочная информация по условным графическим обозначениям для технических чертежей и схем, техническая литература, полезные статьи.

Смотрите так же .

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Электрооборудование кранов
  • Крановые электродвигатели

4.3. Электродвигатели постоянного тока. Габаритно-присоединительные размеры.

Габаритные, установочные, присоединительные размеры и масса двигателей постоянного тока серии:

Д12÷Д808

Габаритные, установочные, присоединительные размеры и масса горизонтальных двигателей Д12 — Д808 на лапах. Формы исполнения IM1001, IM1002, IM1003, IM1004.Габаритные, установочные, присоединительные размеры двигателей Д12 - Д808 исполнения IM1001, IM1002, IM1003, IM1004.

Тип двигателя h, мм Размеры, мм Форма исполнения Масса, кг
не более
b10 b11 b31 d1 d3 d5 d10 d30 h31 l10 l3 l10 l11 l30 l31 l33 l55
Д12 160 280 330 185 28 19 305 323 60 220 280 561 115,0 644 654 IM 1001
IM 1002
120
Д21 180 300 350 215 35 19 361 373 80 194 244 665 170,5 774 784 190
Д22 180 300 350 215 35 19 361 373 80 239 289 710 170,5 819 829 215
Д31 225 390 460 250 50 26 432 453 110 250 310 752 173,0 896 906 290
Д32 225 390 460 250 50 26 432 453 110 320 380 822 173,0 966 976 345
Д41 250 430 530 305 65 61,5 М42х3-8g 32 490 508 105 70 299 379 910 209,0 1050 1059 IM 1003
IM 1004
500
Д806 250 420 508 305 65 61,5 M42x3-8g 32 490 508 105 70 533 613 930 165,0 1073 1082 595
Д808 280 476 560 335 80 75,5 M56x4-8g 32 550 562 130 90 628 710 1047 159,0 1206 1213 870

Габаритные, установочные, присоединительные размеры и масса горизонтально-фланцевых на лапах двигателей Д12 — Д808. Формы исполнения IM2001, IM2002, IM2003, IM2004.


Габаритные, установочные, присоединительные размеры и масса горизонтально-фланцевых на лапах двигателей Д12 - Д808. Формы исполнения IM2001, IM2002, IM2003, IM2004.

Тип двигателя h`, мм Размеры, мм Форма исполнения Масса, кг
не более
d10 d22 d24 d25 l20 l21 l39 l55
Д12 160 300 19 350 250 5 14 654 IM 2001
IM 2002
140
Д21 180 350 19 400 300 5 18 784 220
Д22 180 350 19 400 300 5 18 829 245
Д31 225 500 19 550 450 5 20 906 325
Д32 225 500 19 550 450 5 20 976 380
Д41 250 500 19 550 450 5 22 1059 IM 2003
IM 2004
565
Д806 250 500 19 550 450 5 22 1082 660
Д808 280 600 24 660 550 6 22 1213 915

Остальные габаритные, установочные и присоединительные размеры см. чертеж 1.

Габаритные, установочные, присоединительные размеры и масса вертикально-фланцевых двигателей Д12 — Д808. Формы исполнения IM3011, IM3012, IM3013, IM3014.

Габаритные, установочные, присоединительные размеры и масса вертикально-фланцевых двигателей Д12 - Д808. Формы исполнения IM3011, IM3012, IM3013, IM3014.

Тип двигателя h`, мм Размеры, мм Форма исполнения Масса, кг
не более
d10 d22 d24 d25 l20 l21 l39 l55
Д12 160 300 19 350 250 5 14 654 IM 3011
IM 3012
140
Д21 180 350 19 400 300 5 18 784 220
Д22 180 350 19 400 300 5 18 829 245
Д31 225 500 19 550 450 5 20 906 325
Д32 225 500 19 550 450 5 20 976 380
Д41 250 500 19 550 450 5 22 1059 IM 3013
IM 3014
565
Д806 250 500 19 550 450 5 22 1082 660
Д808 280 600 24 660 550 6 22 1213 915

1. Остальные габаритные, установочные и присоединительные размеры см. чертеж 1.
2. h’ -условная высота оси вращения, ГОСТ 13267-73.

Габаритные, установочные, присоединительные размеры и масса двигателей Д12 — Д808 с пристроенным тахогенератором типа ТМГ-30 (П).

Габаритные, установочные, присоединительные размеры и масса двигателей Д12 - Д808 с пристроенным тахогенератором типа ТМГ-30 (П).

Тип двигателя h или h’, мм Размер
L90, мм
Масса двигателя, кг,
не более, при форме исполнения
IM1001
IM1003
IM 2001
IM 2003
IM 3011
IM 3012
IM 3013
IM 3014
Д12 160 741 135 145 140
Д21 180 875 205 225 215
Д22 180 920 230 250 240
Д31 225 962 315 330 320
Д32 225 1032 370 400 375
Д41 250 1120 545 570 555
Д806 250 1140 640 680 645
Д808 280 1257 899 920 905

Остальные габаритные, установочные и присоединительные размеры см. чертеж 1 -3.

Габаритные, установочные, присоединительные размеры и масса двигателей Д12 — Д808 с полумуфтой для пристройки тахогенератора типа ТП.

Габаритные, установочные, присоединительные размеры и масса двигателей Д12 - Д808 с полумуфтой для пристройки тахогенератора типа ТП.

Тип двигателя h
или
h’, мм
Размер
L92, мм
Масса двигателя, кг,
не более, при форме
исполнения
IM 1001
IM 1003
IM 2001
IM 2003
Д12 160 596,0 125 145
Д21 180 693,5 195 225
Д22 180 738,5 220 250
Д31 225 783,0 295 330
Д32 225 853,0 350 385
Д41 250 934,5 505 570
Д806 250 958,5 600 665
Д808 280 1073,0 880 925

Остальные габаритные, установочные и присоединительные размеры см. чертеж 1 -3.

Габаритные, установочные, присоединительные размеры и масса. Двигатели горизонтального исполнения c клеммной коробкой.

Габаритные, установочные, присоединительные размеры и масса. Двигатели горизонтального исполнения c клеммной коробкой.

Тип двигателя h, мм Размеры, мм Кол-во отв. Масса
коробки,
кг
b31 b33 b34 d33 d36 h31 h34 l36 n1 n2
Д12 160 235 191 160 16 395 42 264 6 4,2
Д21 180 275 219 160 455 62 264 6 4,2
Д22 180 275 230 160 22 455 59 335 2 4 4,7
Д31 225 316 266 160 541 104 335 2 4 4,7
Д32 225 316 266 160 541 104 335 2 4 4,7
Д41 250 375 290 181 625 119 376 2 4 7,8
Д806 250 375 290 181 625 119 376 2 4 7,8
Д808 280 409 325 182 28 689 136 497 2 4 10,0

1. Форму и размеры конца вала, а также габаритные, установочные, присоединительные размеры двигателей см. черт. 1, на котором масса двигателей указана без коробки.
2. Показанные пунктиром положения сальников и клеммной коробки -при указании в заказе.
3. Возможны исполнения двигателей по черт. 2 — 5 с клеммной коробкой по данному черт. 6.

Габаритные, установочные, присоединительные размеры и масса. Двигатели горизонтального исполнения с вентилятором-«наездником» типа ВВР.

Габаритные, установочные, присоединительные размеры и масса. Двигатели горизонтального исполнения с вентилятором-

Тип двигателя Размеры, мм Масса ВВР, не более, кг
h h31max
Д31, Д32 225 913 40
Д41 250 967
Д806 250 967
Д808 280 1030

Форму и размеры конца вала, а также габаритные, установочные и присоединительные размеры двигателей см. черт. 1, на котором масса двигателей указана без ВВР. Возможно исполнение двигателей с ВВР по черт. 2, а также по черт. 3 без переходника.

Источник



ГАБАРИТНЫЕ ЧЕРТЕЖИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ АИР исп. 1081, 3081 и 2081

Электродвигатели АИР, 5АН, 5АМИ, АИРЕ, АМУ, АИРХМ, АОД, АОДН, А, 5А, 5АМ, 5АИ, АМУ, АД, АДМ, АИРМ, 6А, 7АИ, АМХ (как и устаревшие электродвигатели 4А, 4АА, 4АМ, 4ААМ, АОСЕ, АОС, АО, АО2, 4АМХ, АОП, 4АМУ, 2АИ) по габаритно-присоединительным размерам одинаковы.
В обозначении монтажного исполнения электродвигателя, например, 1081 или 2081 присутствует цифра «8», которая означает, что данный электродвигатель универсального исполнения и может работать в любом положении — вал вниз, вал вверх и с горизонтальным валом. Это всегда справедливо для двигателей относительно небольшого веса и размера, примерно до 132 габарита. Электродвигатели большего габарита и размера, чаще всего, имеют стандартное исполнения IM1001 или IM2001, то есть могут устанавливаться только горизонтально. Для того, чтобы данные двигатели установить валом вверх или валом вниз, требуется установка специальных. усиленных подшипников, обычный подшипник будет раздавлен. При заказе крупных электродвигателей фланцевых или на лапах, которые должны работать с положением вала отличным от горизонтального, обязательно следует это оговаривать! Следует заметить, что диаметр вала от исполнения не меняется.

Читайте также:  Резонансное явление в цепях переменного тока называют резонансным

Обращаем Ваше внимание на то, что данные асинхронных двигателей, приведенные ниже, могут незначительно отличаться для продукции разных заводов-изготовителей, неизменны лишь посадочные, установочные размеры и диаметр вала. Если какие-то размеры для Вас принципиальны, лучше уточнить их у наших менеджеров!

Габаритный чертеж электродвигателя АИР монтажное исполнение IM 1081

Габаритный чертеж электродвигателя АИР монтажное исполнение IM 2081 (большой фланец)

Габаритный чертеж электродвигателя АИР монтажное исполнение IM 3081 (малый фланец)

Тип электро- двигателя Число полюсов Габаритные размеры, мм Установочные и присоединительные размеры, мм
l30 l33 h31 d24 l1 l2 l10 l31 d1 d2 d10 d20 d22 d25 b1 b2 b10 h1 h2 h5 h6 h10 h
АИР50 2; 4 178 200 130 120 20 20 63 32 9 9 5,8 100 7 80 3 3 80 2 2 10,02 10 6 50
АИР56 2; 4 203 230 141 140 23 23 71 36 11 11 5,8 115 10 95 4 4 90 4 4 12,5 12,5 7 56
АИР63 2; 4; 6 227 261 154 160 30 30 80 40 14 14 7 130 10 110 5 5 100 5 5 16 16 7 63
АИР71 2; 4; 6; 8 272,5 316,5 188 200 40 40 90 45 19 19 7 165 12 130 6 6 112 6 6 21,5 21,5 8 71
АИР80А 2; 4; 6; 8 296,5 350 204,5 200 50 50 100 50 22 22 10 165 12 130 6 6 125 6 6 24,5 24,5 9 80
АИР80В 2; 4; 6; 8 320,5 374 204,5 200 50 50 100 50 22 22 10 165 12 130 6 6 125 6 6 24,5 24,5 9 80
АИР90L 2; 4; 6; 8 337 390 205 250 50 50 125 56 24 24 10 215 15 180 8 8 140 7 7 27 27 10 90
АИР100S 2; 4 360 424 247 250 60 60 112 63 28 28 12 215 15 180 8 8 160 7 7 31 31 12 100
АИР100L 2; 4; 6; 8 391 455 247 250 60 60 140 63 28 28 12 215 15 180 8 8 160 7 7 31 31 12 100
АИР112M 2; 4; 6; 8 435 520 285 300 80 80 140 70 32 32 12 265 15 230 10 10 190 8 8 35 35 14 112
АИР132S 4; 6; 8 460 548 325 350 80 80 140 89 38 38 12 300 19 250 10 10 216 8 8 41 41 16 132
АИР132M 2; 4; 6; 8 498 584 325 350 110 110 178 89 38 38 12 300 19 250 10 10 216 8 8 41 41 16 132
АИР160S 2 630 750 385 350 110 110 178 108 42 42 15 300 19 250 12 12 254 8 8 45 45 18 160
4; 6; 8 630 750 385 350 110 110 178 108 48 42 15 300 19 250 14 12 254 9 8 51,5 45 18 160
АИР160М 2 660 780 385 350 110 110 210 108 42 42 15 300 19 250 12 12 254 8 8 45 45 18 160
4; 6; 8 660 780 385 350 110 110 210 108 48 42 15 300 19 250 14 12 254 9 8 51,5 45 18 160
АИР180S 2 630 744 440 400 110 110 203 121 48 48 15 350 19 300 14 14 279 9 9 52 51,5 20 180
4 630 744 440 400 110 110 203 121 55 48 15 350 19 300 16 14 279 10 9 59 51,5 20 180
АИР180M 2 680 794 440 400 110 110 241 121 48 48 15 350 19 300 14 14 279 9 9 52 51,5 20 180
4; 6; 8 680 794 440 400 110 110 241 121 55 48 15 350 19 300 16 14 279 10 9 59 51,5 20 180
АИР200M 2 735 846 485 450 110 110 267 133 55 55 19 400 19 350 16 16 318 10 10 59 59 25 200
4; 6; 8 765 876 485 450 140 110 267 133 80 55 19 400 19 350 18 16 318 11 10 64 59 25 200
АИР200L 2 785 892 485 450 110 110 305 133 55 55 19 400 19 350 16 16 318 10 10 59 59 25 200
4; 6; 8 815 922 485 450 140 110 305 133 60 55 19 400 19 350 18 16 318 11 10 64 59 25 200
АИР225M 2 835 952 535 550 110 140 311 149 55 60 19 500 19 450 16 16 356 10 10 59 59 30 225
4 865 1012 535 550 140 140 311 149 65 60 19 500 19 450 18 18 356 10 10 59 64 30 225
6; 8 820 967 535 550 110 140 311 149 65 60 19 500 19 450 18 18 356 11 11 69 64 30 225
АИР250S 2 880 1022 590 550 140 140 311 168 65 65 24 500 19 450 18 18 406 11 11 69 69 30 250
4; 6; 8 880 1022 590 550 140 140 311 168 75 70 24 500 19 450 20 20 406 12 12 80 74,5 30 250
АИР250М 2 905 1047 590 550 140 140 349 168 65 65 24 500 19 450 18 18 406 11 11 69 69 30 250
4; 6; 8 905 1047 590 550 140 140 349 168 75 70 24 500 19 450 20 20 406 12 12 80 74,5 30 250
АИР280М 2 1080 1360 660 660 140 140 419 190 70 70 24 600 24 550 22 457 14 85 30 280
4 1180 1350 660 660 170 170 419 190 80 80 24 600 24 550 22 457 14 85 30 280
6,8 1110 1350 660 660 170 170 419 190 80 80 24 600 24 550 22 457 14 85 30 280
АИР280S 2 1080 1320 660 660 140 140 368 190 70 70 24 600 24 550 22 457 14 85 30 280
4,6,8 1110 1350 660 660 170 170 368 190 80 80 24 600 24 550 22 457 14 85 30 280
АИР315М 2 1260 1530 765 660 140 140 457 216 75 75 28 600 24 550 25 18 508 14 11 95 69,5 30 315
4 1290 1530 765 660 170 170 457 216 90 90 28 600 24 550 25 18 508 14 11 95 69,5 30 315
6,8,10 1290 1530 765 660 170 170 457 216 90 90 28 600 24 550 25 18 508 14 11 95 69,5 30 315
АИР315S 2 1160 1460 765 660 140 140 406 216 75 75 28 600 24 550 25 18 508 14 11 95 69,5 30 315
4 1290 1460 765 660 170 170 406 216 90 90 28 600 24 550 25 18 508 14 11 95 69,5 30 315
6,8,10 1190 1460 765 660 170 170 406 216 90 90 28 600 24 550 25 18 508 14 11 95 69,5 30 315
АИР355М 4,6,8 1450 1625 855 800 210 210 560 254 100 100 28 740 24 680 28 20 610 16 12 106 80 30 355
10,12 1450 1625 855 800 210 210 560 254 100 100 28 740 24 680 28 20 610 16 12 106 80 30 355
АИР355S 4,6,8 1400 1595 855 800 210 210 500 254 100 100 28 740 24 680 28 20 610 16 12 106 80 30 355
10,12 1400 1595 855 800 210 210 500 254 100 100 28 740 24 680 28 20 610 16 12 106 80 30 355
Читайте также:  Инструкция меры первой помощи пострадавшим от электрического тока

Технически данные асинхронных двигателей можно найти в разделе «Технические характеристики».

Источник

Электродвигатели постоянного тока серии П

двигатель серии П

Общие технические характеристики двигателей и генераторов постоянного тока серии П, ПБ

Электродвигатели постоянного тока серии П используются для работы в разных механизмах с питанием, как от полупроводниковых преобразователей, так и генераторов, в районах умеренного, тропического климата и морского. Электродвигатели серии П выпускаются с самовозбуждением.

Способ монтажа и конструктивное исполнение электродвигателей постоянного тока серии П

  • с одним или двумя свободными концами вала;
  • с горизонтальным расположением вала, либо с вертикальным, свободным концом вала направленным вверх или вниз;
  • с лапами на станине или без лап;
  • с фланцевым щитом на противоположной стороне от коллектора или без фланца со щитом.

Степень защиты двигателей ПБ 1-6 габаритов — IP54 по ГОСТ 20459-87;
Степень защиты двигателей П 1-6 габаритов — IP23 по ГОСТ 20459-87 ;
Класс нагревостойкости изоляции по ГОСТ 8865-87 для электрических машин 1-3 габаритов класс В;
Класс нагревостойкости изоляции по ГОСТ 8865-87 для электрических машин 4-6 габаритов класс Н, возможно исполнение класса F;
Возбуждение электродвигателей постоянного тока — смешанное, независимое, параллельное, последовательное.

Условия эксплуатации электродвигателя серии П

  • Температура окружающей среды от -40°С до +40°С;
  • Относительная влажность окружающего воздуха 95±3% при температуре 20°С±5°С.
  • Общий уровень интенсивности воздушного шума и уровня составляющих спектра вибрации электрических машин постоянного тока серии П полностью соответствуют утвержденным нормам.
  • Ударные сотрясения, вибрация, длительный наклон оси двигателя от 45° в любую сторону и при качке до 45° с периодом качки от 7 до 9 секунд.

Перегрузка по току, выдерживаемая двигателями постоянного тока серии П:

  • Превышающая в 1.5 раза в течение 2 минут при меняющемся напряжении;
  • Превышающая в 2 раза в течение 1 минуты при стабильном напряжении;
  • Превышающая в 4 раза в течение 20 секунд.
  • Номинальный режим работы электродвигателей постоянного тока серии П продолжительный – S1, по ГОСТ 183-74 ()
  • Электродвигатели серии П допускают кратковременный и повторно-кратковременный режимы работы — S2 и S3

Продолжительность и надежность работы двигателей постоянного тока серии П

  • При непрерывной работе без контроля и обслуживания, срок эксплуатации двигателя составляет 20000 часов;
  • Средний ресурс до первого среднего ремонта – 18000 часов;
  • Средний срок службы электродвигателя до первого среднего ремонта составляет 6 лет;
  • Средний срок службы электродвигателя около 10 лет;
  • Интервал замены подшипников составляет 12000 часов.
  • Средний ресурс до списания электродвигателя 24000 часов;

Условное обозначение электродвигателей постоянного тока серии П

П Х1 Х2 Х3 М
П – машина постоянного тока;
Х1 – исполнение по степени защиты и способу охлаждения. Без буквы – брызгозащищенное с самовентиляцией 1-6 габарит, Б – закрытое исполнение с естественным охлаждением 1-4 габарит;
Х2 – габарит электрической машины. 1-1 габарит, 2-2 габарит, 3-3 габарит, 4-4 габарит, 5-5 габарит, 6-6 габарит;
Х3 – условная длина сердечника якоря. 1 – первая длина, 2 – вторая длина;
М – морское исполнение;

Источник

Электродвигатели постоянного тока и генераторы серии П и ПБ — 4 габарита

Электродвигатели и генераторы постоянного тока серии П и ПБ могут быть как в наличии так и под заказ. Узнать наличие, точную стоимость и приобрести генераторы и двигатели П и ПБ вы можете позвонив по телефону +7(812) 449-90-49 или отправить заявку на электронную почту указанную в разделе «Контакты».

Электродвигатели постоянного тока П-41 и ПБ-41

Двигатели постоянного тока серии П-41 и ПБ-41 предназначены для длительного, кратковременного и повторно-кратковременного режимов работы.

Двигатели постоянного тока, а также генераторы серии П или ПБ эксплуатируются в продолжительном режиме работы (S1 ГОСТ 183-74) при температуре внешнего окружающего воздуха от 0 и до +35°С, а также относительной влажности окружающей атмосферы не больше 70% при температуре приближенной к (20±5)°С, на высоте отметки уровня мирового океана не выше 1000 метров.

Электродвигатель постоянного тока серии П, ПБ - 4 габарита

Электродвигатели и генераторы серии П и ПБ имеют следующие обозначения:

  • в общепромышленном защащенном исполнении — П-41 УХЛ4, П-42 УХЛ4;
  • в общепромышленном закрытом исполнении — ПБ-41 У2, ПБ-42 У2;
  • в тропическом защищенном исполнении — П-41 О4, П-42 О4;
  • в тропическом закрытом исполнении — ПБ-41 Т2, ПБ-42 Т2.

На базе стандартных электрических двигателей единой серии П выпускаются электродвигатели постоянного тока ПБ и П для станков повышенной и нормальной точности — электродвигатели П43, ПБ43. Эти двигатели постоянного тока четвертого габарита, по конструктивному исполнению аналогичны электродвигателям серии П, поэтому обслуживание и эксплуатация ведутся в соответствии с одной инструкцией.

Технические данные генераторов и двигателей П-41, П-42, П-43 и ПБ-41, ПБ-42, ПБ-43

По способу возбуждения все двигатели постоянного тока П и ПБ изготавливаются со смешанным, параллельным или последовательным возбуждением, генераторы постоянного тока с самовозбуждением или независимым возбуждением.

По расположению и числу свободных концов вала и способу монтажа электродвигатели выполняются:

  1. с двумя или одним свободным концом вала;
  2. со станиной без лап или на лапах;
  3. с горизонтальным или вертикальным валом (концом вниз или вверх);
  4. с фланцевым щитом с противоположной коллектору стороны, или щитом без фланца.

Генераторы выполняются с горизонтальным расположением вала, со станиной на лапах и одним свободным концом вала.

Класс защиты от различных воздействий окружающей среды IP20 для П-41 УХЛ4 — П-43 УХЛ4, П-41 О4 — П-43 О4 и IP54 для ПБ-41 У2 — ПБ-43 У2, ПБ-41 Т2 — ПБ-43 Т2 (по ГОСТ 17494-72).

По особому заказу электродвигатели постоянного тока ПБ или П могут быть изготовлены с соединенным тахогенератором типа ТМГ-30, ТМГ-30П.

Способ охлаждения электродвигателей и генераторов ПБ и П защищенного исполнения ICA 01, закрытого исполнения ICA 00 40 (по ГОСТ 20459-75).

Тип двигателя / генератора Двигатель Генератор
Мощность, кВт Частота вращения, об/мин Напряжение, В Мощность, кВт Частота вращения, об/мин Напряжение, В
П-41 УХЛ4 — П-42 УХЛ4 1,0-7,4 750, 1000, 1500, 2200, 3000 110, 220, 440 0,37-7,20 1450, 2850 115, 230, 460
ПБ-41 У2 — ПБ-42 У2 0,7-3,0 1000, 1500, 2200, 3000
П-41 О4 — П-42 О4 0,7-5,5 750, 1000, 1500, 3000 110, 220, 440 2,7-5,8 1450, 2850 115, 230, 460
ПБ-41 Т2 — ПБ-42 Т2 1,0 1000 110, 220
П-43, ПБ-43 2,0-11,0 700-3600 110, 220, 440 2,5-10 1000-3000 115, 230, 460

Устройство, работа, размещение и монтаж генераторов и электродвигателей постоянного тока серии ПБ и П — 4 габарита

Электродвигатели и генераторы серии П и ПБ (рисунок справа) состоят из якоря 6, цилиндрической стальной станины 10 с главными 9 и добавочными 7 полюсами и двух подшипниковых щитов 3, 11. Двигатели и генераторы делают с четырьмя или двумя добавочными полюсами.

Читайте также:  Предельно допустимые значения напряжений прикосновения токов

Схема двигателя / генератора постоянного тока серии П или ПБ - 4 габарита

Подшипниковый щит располагающийся со стороны коллектора, принято называть передним, а другой щит, который расположен на стороне противоположной коллектору называют задним. В двигателях П и ПБ защищенного исполнения крышки 22, которые закрывают коллекторные люки всего переднего щита, есть специальные жалюзи, препятствующие попаданию внутрь электрического двигателя различных посторонних предметов. В любых двигателях постоянного тока с нефланцевым исполнением эта защита обеспечивается при помощи решетки, которая отлита вместе с задним щитом. В данных двигателях фланцевого исполнения специальное отверстие для выхода воздуха прикрыто стальной сеткой, которая прикреплена винтами к заднему щиту. На двигателях постоянного тока закрытого исполнения все коллекторные люки их передних щитов закрываются специально предназначенными глухими крышками в которых предусмотрено резиновое уплотнение, задние щиты сделаны без вентиляционных отверстий. На электродвигателях любых исполнений их коробка выводов 17 располагается сбоку на станине и отлита она из алюминиевого сплава. Она прикрепляется двумя болтами к станине и закрывается крышкой сделанной из алюминиевого сплава. Все кабели которые идут к доскам зажимов в любых закрытых двигателях подводятся при помощи сальников.

Электродвигатели постоянного тока серии П и ПБ изготавливаются, как правило, с одним свободным концом вала расположенным с противоположной коллектору стороны. Основным направлением вращения данного вала, при условии, если смотреть с противоположной коллектору стороны, для двигателей считается направление против часовой стрелки, для генераторов — по часовой стрелке. Подавление помех радиоприему осуществляется с помощью защитных конденсаторов 16, установленных под доской зажимов и подключенных к проводам, отходящим в сеть от последовательной и параллельной цепей двигателя. Необходимость установки конденсаторов оговаривается при заказе. Подшипниковые щиты двигателя постоянного тока производят из алюминиевого сплава, а все фланцевые щиты из стали или чугуна. Траверсы 4 выполняются из того же алюминиевого сплава и прикрепляются к торцевой стенке переднего подшипникового щита с помощью болтов. Нормальное положение траверсы помечено чертой, которая нанесена яркой краской на траверсе и щите. Щетки ЭГ4 имеют размеры 10х12,5х32 мм. Применяются шариковые однорядные радиальные подшипники 307 или 6307 по ГОСТ 8338-75.

Генератор либо электродвигатель постоянного тока типа П или ПБ должен быть прочно закреплен на фундаменте с помощью болтов, диаметр которых должен соответствовать размерам проходного отверстия в лапах. Для обеспечения ресурса двигателя / генератора, уровни его вибрационной скорости вместе с сочленяемым механизмом не должны превышать класса вибрации 7, измеренными по ГОСТ 12379-75. Радиальная нагрузка непосредственно на вал двигателя / генератора от сочленяемого механизма не должна превышать 137 кгс. Соединение двигателя П или ПБ с приводом или механизмом должно осуществляться эластичной муфтой, возможно также соединение зубчатой передачей или клиновыми ремнями. Любые осевые усилия привода или механизма не должны передаваться никогда на подшипники электродвигателя. При размещении электродвигателя либо генератора следует учитывать необходимость удобного обслуживания коллектора и электрических щеток. Категория размещения машины защищенного исполнения — 4, машины закрытого исполнения — 2 по ГОСТ 15150-69. Габаритные и установочно-присоединительные размеры всех двигателей постоянного тока и генераторов серии ПБ и П приведены на рисунке ниже.

Габаритно-присоединительные размеры двигателей и генераторов серии П и ПБ — четвертого габарита

Габаритно-присоединительные размеры двигателей и генераторов серии П и ПБ - 4 габарита

Общие указания и меры безопасности для электродвигателей и генераторов типа П и ПБ — 4 габарита

Генераторы при номинальной частоте своего вращения развивают номинальную мощность в случае отклонения напряжения от его номинального ±5%.

Электродвигатели П и ПБ обеспечивают номинальную мощность в случае отклонения напряжения электросети от номинального значения в установленных пределах -5 до +10%.

Перед установкой двигателя постоянного тока либо генератора серии П или ПБ необходимо:

  • осмотреть машину и убедится в отсутствии любых внешних повреждений;
  • расконсервировать ее, протерев законсервированные части чистой тканью, смоченной в бензине, а затем любой сухой тканью;
  • удалить прокладки, закрывающие вентиляционные отверстия в щитах, люковые крышки, снять бумагу с коллектора.

Генераторы и электродвигатели постоянного тока П и ПБ могут эксплуатироваться исключительно при заданных рабочих условиях и климатических условиях, соответствующих установленным в инструкции.

Чтобы избежать любого возможного прикосновения к различным токоведущим либо вращающимся частям электрической машины, а также непосредственно к корпусу двигателя / генератора в случае возможного пробоя изоляции требуется:

  1. все отверстия предназначенные для выхода или входа воздуха, смотровые люки и коробку выводов плотно закрыть специально изготовленными для этого крышками и сетками;
  2. корпус двигателя / генератора надежно заземлить, пользуясь болтами, маркированными знаком заземления.

При самом первом пуске электродвигателя постоянного тока нужно быть крайне осторожным и внимательным и в случае превышения установленной частоты вращения немедленно отключить установку. При осмотре двигателя необходимо заранее отключить подведенное к нему напряжение. Запрещено производить замену электрощеток во время работы машины.

Подготовка и порядок работы с двигателями и генераторами ПБ и П — четвертого габарита

По окончании монтажа или после длительного бездействия перед пуском генератора или электродвигателя постоянного тока марки П или ПБ необходимо:

  1. сделать проверку соответствия напряжения электросети напряжению, которое указано на щите машины;
  2. сделать проверку по заводской метке правильности установки щеточной траверсы;
  3. удостовериться в том, что якорь электрической машины свободно вращается и кабели, подходящие к траверсе, не касаются поверхности якоря;
  4. сделать проверку правильности присоединения всех выводов двигателя \ генератора к сети по соответствующей схеме;
  5. сделать проверку надежности и исправности контактов;
  6. измерить сопротивление изоляции. Запуск двигателя / генератора серии П или ПБ производится только в случае, если данное сопротивление будет не меньше 0,5МОм. Если вдруг сопротивление изоляции ниже, двигатель необходимо сушить.

Запуск двигателя постоянного тока П или ПБ производить при помощи пусковой аппаратуры. При запуске замерить величину пускового тока, который ни как не может превышать 4-х кратной величины номинального.

Порядок работы при пуске генератора:

  • проверить, отключен ли генератор постоянного тока П или ПБ от сети;
  • поставить ручку реостата генератора на максимальное сопротивление;
  • запустить первичный двигатель после чего довести частоту его вращения до номинальной;
  • включить рубильник возбуждения, если он имеется;
  • постепенно уменьшить сопротивление реостата возбуждения до получения на зажимах генератора ПБ или П номинального напряжения;
  • включить нагрузку;
  • подрегулировать напряжение до номинального.

При остановке генератора:

  • увеличить сопротивление регулятора в цепи возбуждения генератора до получения минимального напряжения;
  • отключить генератор постоянного тока П или ПБ от сети;
  • остановить первичный двигатель;
  • выключить все рубильники.

Порядок работы при пуске электродвигателя:

  • проверить, находиться ли ручка пускового или пускорегулировочного реостата в положении СТОП;
  • включить двигатель в сеть;
  • передвинуть ручку пускового или пускорегулировочного реостата, задерживаясь на каждом контакте около 2-3 секунд, до положения ХОД;
  • проверить работу подшипников и осмотреть электродвигатель постоянного тока П или ПБ;
  • частоту вращения этого двигателя в сторону ее повышения регулируют вращением маховика пускорегулировочного реостата от положения ХОД по часовой стрелке.

При остановке двигателя:

  • снизить частоту вращения до минимума, если двигатель снабжен регулятором скорости;
  • быстро повернуть маховичок пускового реостата против часовой стрелки из положения ХОД в положение СТОП. При остановке двигателя постоянного тока П или ПБ на длительный период разомкнуть главный выключатель и выключить все рубильники.

После двух часов работы проверить состояние коллектора и щеточного узла. Степень искрения может быть не больше 1? по ГОСТу 183-74 (появление черных следов на коллекторе, а так же следов нагара на щетках, которые легко устраняются протиранием всей поверхности коллектора бензином).

Источник