Датчики Toyota Corolla 120
Каждый современный автомобиль представляет собой сложное техническое устройство с большим количеством электромеханических узлов.
Пусть автомобиль Toyota Corolla E-120 хоть и великовозрастный (по нынешним меркам), но это не отнимает у него всех тех сложных технических деталей, которые, в свою очередь, требуют тщательного внимания и обслуживания.
Увы, но далеко не каждый автовладелец уделяет своей машине должное внимание, частенько забывая о регулярном ТО. Только вот при подобном обращении с автомобилем, первые проблемы не заставят себя долго ждать, скромно известив об этом водителя злополучной лампочкой Check Engine.
И надо признать, что такое положение дел само по себе не так уж и плохо для водителя, ведь с загоревшейся лампочкой можно спокойно доехать до сервиса. Впрочем, куда плачевнее обстоят дела, когда важные узлы и агрегаты ломаются внезапно, оставляя водителя «в поле» наедине с машиной.
Необходимый минимум
Для корректной и эффективной работы узлов и агрегатов современного автомобиля как раз и применяются датчики. Также благодаря датчикам можно оценить состояние автомобиля и узнать о потенциальных проблемах тех или иных деталей. Каких именно? Как это всё устроено и где находится вся эта кипа датчиков? Именно об этом мы и расскажем.
Так как автомобиль Toyota Corolla E120 оснащается моторами только с инжекторной системой питания, то уже на данном этапе можно выделить тот самый минимум датчиков, без которых двигатель автомобиля и все его основные узлы и агрегаты не смогут адекватно работать. К таковым датчикам, имеющим непосредственное отношение к мотору автомобиля Toyota Corolla 120 относятся следующие датчики и компоненты:
- ДПКВ — датчик положения коленчатого вала автомобиля, данный датчик фиксирует положение коленчатого вала и количество его оборотов, в зависимости от результатов работы датчика, блоком управления подаются сигналы на управление системой зажигания;
- ДПДЗ — датчик положения дроссельной заслонки автомобиля, за счёт него блок управления формирует и корректирует показатели зажигания и топливовоздушной смеси в определенный момент времени (нажатия педали на газ);
- ДМРВ — датчик массового расхода воздуха, он снимает показатели объёма воздуха, поступаемого во впускной коллектор, на основне ДМРВ система управления воздействует на работу топливных форсунок, время и частоту впрыска топлива в определенный момент времени;
- ДПРВ — датчик положения распределительного вала (он же датчик фаз) автомобиля, благодаря этому датчику система управления «знает» о нахождении поршня 1-ого цилиндра в положении ВМТ (верхней мертвой точки) на такте сжатия топливовоздушной смеси;
- ДТОЖ — он же датчик температуры охлаждающей жидкости, с помощью этого датчика ЭБУ (блок управления) воздействует на угол опережения зажигания, работу электрического вентилятора и длительность впрыска топлива;
- ДД — датчик детонации двигателя машины, он жестко зафиксирован на двигателе, благодаря этому устройству, блок управления получает информацию о возможной детонации двигателя и превращает детонационные колебания в определенный сигнал, за счёт которого производится подстройка угла опережения зажигания и избавление от детонации.
К прочим немаловажным датчикам систем и агрегатов в Toyota Corolla 120 относятся следующие:
- датчик скорости, с помощью этого датчика блок управления получает информацию о скорости машины и воздействует на остальные системы управления путем подстройки определенных параметров систем зажигания и впрыска;
- датчик кислорода (он же лямбда-зонд), в современных автомобилях таких датчиков, как правило, два, с помощью данных датчиков блок управления выполняет подстройку работы топливной системы, воздействуя на время и количество впрыска топлива;
- датчик давления масла — отвечает за показания давления масла на определенных оборотах двигателя, является одним из важных индикаторов состояния мотора;
- датчики систем ABS, эти датчики расположены на ступицах автомобиля и отвечают за эффективное торможение в случае, если начинается скольжение колес при нажатии на педаль тормоза;
- датчик руля, т. к. в Corolla 120 применяется электроусилитель руля, то он оснащен сложной системой, включающей в себя и датчик положения руля.
Расположение датчиков
Прежде чем мы начнем рассказывать и показывать о местах установки вышеперечисленных датчиков, необходимо сделать определенные ремарки, дабы прояснить некоторые непонятные многим пользователям моменты.
Итак, во-первых, вышеперечисленная статья не является пошаговым руководством к действию или самостоятельному ремонту. Изложенная статья является обзорной, и её главная задача показать на примерах и фотографиях расположение важных датчиков, а также рассказать о том, за какие параметры отвечает тот или иной элемент.
Во-вторых, данная статья ориентирована в первую очередь на владельцев автомобилей Toyota Corolla 120 самых распространенных версий в РФ и СНГ. Ни для кого не секрет, что 120-я Королла имеет несколько рестайлинговых версий, а про комплектации уж и говорить не стоит. Поэтому стоит сказать, что руководство основано на версиях автомобилей с передним приводом, механической или классической автоматической КПП и двигателями с маркировкой (ZZ), т. е. 1ZZ-FE/3ZZ-FE/2ZZ-GE, т. к. основная «схемотехника» и расположение интересующих нас датчиков примерно одинаково.
Перейдем непосредственно к схеме расположения компонентов, на изображении ниже можно лицезреть основные элементы:
- электронный блок управления (5);
- катушки зажигания (3);
- топливная форсунка (2);
- бензонасос (6);
- реле электровентилятора (10);
- ДТОЖ (4);
- ДПКВ (12);
- ДМРВ и ДПДЗ (8);
- ДД — датчик детонации (11);
- ДПРВ — датчик фаз (9);
- лямда-зонд (7);
- клапан системы VVT-i (1).
ДПКВ расположен на передней крышке блока цилиндров, в корпусе сделан специальный отлив под данный датчик.
ДМРВ, ДПДЗ — две важных составляющих, одной системы — впуска. Первый находится, в посадочном месте в патрубке идущем от воздушного фильтра к дроссельной заслонке.
ДПДЗ (а также холостого хода) расположены непосредственно в корпусе дроссельной заслонки.
ДПРВ (датчик фаз) установлен в верхней части ГБЦ (головке блока цилиндров)
Датчик детонации (ДД) находится на блоке цилиндров, сам датчик жестко закреплен к плоскости блока с помощью болта.
Датчик скорости находится за передним колесом, для его извлечения потребуется снятие колеса и подкрылка. Процесс замены датчика с другой стороны абсолютно такой же.
Кислородные датчики, всего их два — передний находится непосредственно на трубе за выпускным коллектором, а второй задний датчик на трубе в районе ног переднего пассажира.
Датчик давления масла расположен рядом со шкивом, в специальном приливе на блоке цилиндров.
Датчики системы ABS находятся за колесными ступицами. Для доступа к ним потребуется снятие колеса, тормозного суппорта, тормозного диска и самой ступицы. После чего можно будет извлекать датчик.
Датчик руля находится на рулевой колонке, с внутренней стороны, однако для его извлечения потребуется разобрать большую часть рулевой колонки, вплоть до рулевого карданчика идущего в моторный отсек.
Заключение
Безусловно, мы перечислили лишь часть датчиков в автомобиле Тойота Королла 120, а для полноты картины есть сервисный мануал с точным описанием и кодом каждого узла. Наша задача доходчиво объяснить, а главное — показать.
В каждом современном автомобиле каждый датчик выполняет свою строго отведенную роль, будь то базовый датчик для работы двигателя или продвинутые датчики системы курсовой устойчивости. Весь этот набор датчиков несколько снижает надежность автомобиля и увеличивает стоимость ремонта, однако он значительно улучшает комфорт при работе двигателя и позволяет экономить топливо. Никакого гула и трещания как это было на архаичном карбюраторе, только тишина и комфорт. Правда за это удовольствие приходится платить, зачастую не так уж и дешёво, ведь многие оригинальные датчики стоят несколько тысяч рублей. Не стоит экономить на датчиках, т. к подобная экономия, как правило, очень плохо заканчивается, чаще всего в автосервисе.
Источник
?Расположение и назначение предохранителей Toyota Corolla 120
Ножевые предохранители на Тойоте Королле 120, расположенные в нескольких монтажных коробках, обеспечивают защиту электрических цепей от коротких замыканий. При повышении силы тока происходит разрушение легкоплавкой перемычки. Для восстановления работоспособности следует устранить причину замыкания и установить новый предохранитель. Использовать проволоку или самодельные элементы запрещается.
Функция плавких предохранителей на Королле 120
Автомобили Тойота Королла Е120 оборудованы электрической системой постоянного тока напряжением 12 В с креплением отрицательных выводов к кузову машины. Положительные цепи проходят через блоки предохранителей, обеспечивающих защиту проводки от коротких замыканий.
Разновидности и отличия
На машинах используется несколько видов ножевых предохранителей:
- А, оснащенный корпусом из прозрачного пластика и S-образной перемычкой, для проверки состояния необходимо вынуть элемент из блока;
- В, отличающийся повышенным номиналом и имеющий прорезь в верхней части кожуха, через которую видно состояние перемычки;
- С, обладающий увеличенным номиналом и корпусом, аналогичным изделиям категории В.
Признаки перегоревшего предохранителя
Неисправный защитный элемент определяется по перегоревшей перемычке. Для проверки потребуется вынуть предохранитель или осмотреть сверху (зависит от типоразмера деталей). Для диагностики можно использовать тестовый прибор, щупы которого подключаются к контактам защитного элемента. Дополнительным признаком обрыва перемычки является неработоспособность электрического оборудования.
Расположение защитных блоков и их функции
Размещение блоков предохранителей зависит от положения рулевого колеса:
- На автомобилях E120 для рынков Европы или США салонный блок находится под откидным ящиком для мелких предметов ниже колонки напротив левой коленной чашечки водителя. Дополнительные коробки расположены по сторонам моторного отсека и около рамки вентиляторов системы охлаждения и кондиционирования. Еще один блок вынесен на сторону переднего пассажира (для доступа потребуется снять перчаточный ящик и воздуховод с дефлектором).
- Если на машине установлен правый руль (модификации для рынков Японии или Австралии), то монтажные коробки расположены аналогично, поскольку производитель унифицировал жгуты электропроводки. Следует учитывать, что завод предлагал более 10 вариантов двигателей и несколько уровней оснащения, поэтому количество распределительных коробок и перечень защитных элементов зависят от года сборки и модификации автомобиля Toyota Corolla. Правило касается и машин с левым расположением рулевого управления.
Основные элементы
Основной блок, расположенный под капотом вдоль правой полки крыла (на машинах для стран с левосторонним движением), содержит следующие элементы типа В или С:
- электрический усилитель рулевого управления (50 А);
- фары головного света (40 А);
- контроллер управления силовой установкой (50 А);
- цепь зарядки батареи и систему электрического обогрева заднего стекла (100 А);
- систему очистки стекла фар головного света (30 А);
- вентилятор радиатора F (одновременно обслуживает электродвигатели систем охлаждения и кондиционирования, номинал 30 А);
- антиблокировочную систему ABS с поддержкой функции стабилизации траектории VSC (30 или 40 А, номинал зависит от модификации гидравлического блока).
Предохранители перечислены снизу вверх для модификации с бензиновым силовым агрегатом серии 2ZZ объемом 1,8 л. Следует учитывать, что список элементов зависит от модели установленного двигателя и типа трансмиссии. Например, часть автомобилей оснащалась гидравлическим усилителем руля. В этом случае ячейка вставки электроусилителя свободна. В коробке предусмотрено гнездо для хранения пинцета, оборудованное зажимом для фиксации инструмента.
На Corolla 120 не предусмотрен предохранитель бензонасоса, имеется только реле управления в блоке под капотом.
В основной коробке находятся ножевые элементы типа А (перечислены снизу вверх):
- ближнего света правой фары;
- ближнего света левой фары;
- клаксона;
- указателей направления поворота и общей аварийной сигнализации;
- поддержки системы зарядки аккумулятора;
- блока управления силовой установки и сигнального табло режимов работы АКПП;
- комбинации приборов, системы подсветки салона и контроллера управления центральным замком;
- цепей, обеспечивающих питанием замок зажигания.
Назначение предохранителей, расположенных в основном блоке слаботочной электроники в салоне автомобиля:
- Резервная позиция.
- Аналогично положению 1.
- Аналогично положению 2.
- Цепь питания мотора системы отопления салона.
- Подсветка прикуривателя и дополнительной розетки, магнитола и система электрического управления зеркалами заднего вида.
- Контроллер надувных подушек безопасности, система впрыска топлива и поддержка цепей зарядки и реле стартера.
- Система обогрева зеркал заднего вида и контроллер управления впрыском бензина.
- Датчики, поддерживающие работу системы впрыска топлива.
- Блок управления климатической установкой, цепи питания блока ABS и датчиков, лампа заднего противотуманного фонаря.
- Прикуриватель (цепь накала).
- Задние комбинированные фонари (включая стоп-сигналы и индикацию передачи заднего хода), система регулировки положения пучка света фронтальной оптики, передние противотуманные фары, поддержка системы впрыска топлива и обогрева сидений водителя и переднего пассажира.
- Электродвигатели подъема и опускания стекол в боковых дверях.
- Дополнительная защита задней светотехники и сигнала торможения, установленного под задним стеклом.
- Питание передних противотуманных фар.
- Электрические приводы управления замками дверей.
- Резервная позиция.
- Контроллер системы кондиционирования воздуха в салоне.
- Диагностическая колодка.
- Блоки управления системами (аварийной сигнализации, индикации отстегнутых ремней безопасности, автоматически затемняемым зеркалом заднего вида, подушками безопасности, блокировкой замков и габаритным освещением). Предохранитель также обеспечивает защиту контроллера соленоидов автоматической трансмиссии, предназначенных для переключения ступеней вверх.
- Цепи обогрева передних сидений.
- Система очистки ветрового стекла (включая электрический насос подачи омывающего раствора).
- Система надувных подушек безопасности, управление вентиляторами охлаждения и электрическим усилителем руля, подача питания на соленоид блокировки переключения селектора автоматической коробки передач.
- Силовые цепи системы очистки ветрового стекла.
- Нити обогрева заднего стекла (силовые кабели).
- Электрический привод управления положением люка в крыше кузова.
- Основная защита цепей системы кондиционирования воздуха.
Элементы перечислены по вертикальным рядам, начиная от левой кромки сверху вниз. Для доступа к монтажной коробке необходимо вынуть из посадочного гнезда малогабаритный бардачок, который удерживается пластиковыми защелками. Схема расположения элементов приводится в заводской инструкции, приложенной к автомобилю заводом-изготовителем. Ряд цепей защищен несколькими предохранителями, не допускающими подачи тока с повышенной силой как в цепях управления, так и в силовых жгутах проводки.
На машинах для внутреннего рынка Японии основной салонный блок расположен за перчаточным ящиком.
На пластиковой крышке монтажной коробки нанесены номиналы и положение предохранителей, а также указано назначение (кодами или короткими словами на английском языке). Предохранители обеспечивают одновременную защиту нескольких цепей различного назначения. Например, элемент с пометкой Stop отвечает за работу блока управления двигателем, индикаторов снижения скорости, светодиодных индикаторов состояния блока ABS и активного режима АКПП.
Дополнительные блоки
На машинах встречаются дополнительные монтажные коробки:
- Дополнительный блок внутри панели приборов содержит реле управления системами отопления, холостым ходом двигателя, противотуманными фарами и дополнительным оборудованием. В процессе эксплуатации автомобиля менять элементы не требуется.
- Перед решеткой радиатора может монтироваться блок с 3 реле, отвечающими за работу вентиляторов систем охлаждения и кондиционирования воздуха в салоне.
- В моторном отсеке около левой полки крыла устанавливается коробка, обеспечивающая работоспособность дневных ходовых огней (в России официально такие машины не предлагались). На некоторых моделях для внутреннего японского рынка в этом месте располагается блок реле системы VSC (противодействия заносу на скользкой дороге), в котором находится предохранитель номиналом 7,5 А.
Инструкция по замене неисправных предохранителей
Замена вышедших из строя предохранителей на Toyota Corolla 120 не отличается от алгоритма ремонта электрооборудования на машинах других марок. Запасные элементы хранятся в монтажных коробках или специально кладутся владельцами в перчаточный ящик или нишу для мелких предметов, предусмотренную в салоне. В блоках не предусмотрены места для резервных предохранителей номиналом от 50 А.
В этом случае владельцу придется ехать за запасными частями на попутном транспорте или автомобиль буксируют в зону ремонта.
Техника безопасности
Перед началом ремонтных работ необходимо заглушить двигатель и вынуть ключ из замка зажигания. Отключать аккумуляторную батарею необязательно, но если планируется проверка цепей тестером, то следует отсоединить провод с отрицательной клеммы источника питания. После завершения работ батарею подключают к бортовой сети для тестирования электрического оборудования.
Процесс замены своими руками
Краткий алгоритм действий при замене предохранителя на Toyota Corolla 120:
- Открыть крышку монтажного блока и по схеме определить положение элемента, отвечающего за защиту неработающей цепи.
- Захватить пинцетом корпус ножевого предохранителя и потянуть на себя.
- Установить в гнездо новый элемент и проверить работоспособность цепи. Если происходит повторный выход из строя перемычки при подключении номинальной нагрузки, то следует проверить проводку тестовым прибором, позволяющим определить участок с коротким замыканием.
- Если предохранитель выдерживает номинальную нагрузку, то следует уложить пинцет на штатное место и закрыть крышку монтажного блока.
После снятия плавкого элемента необходимо осмотреть контакты монтажной коробки. На металлических поверхностях не допускаются следы окисления или нагар. Если обнаружены признаки воздействия высокой температуры на проводку, то требуется проверить состояние изоляции и восстановить поврежденные участки. От исправности электрических цепей зависит безопасность эксплуатации автомобиля. Ошибки при ремонте приводят к возгоранию в моторном отсеке или салоне машины Тойота Королла Е120.
Источник