Меню

Что означает моментный выключатель

Электроприводы AUMA SAI

Многооборотный привод — это привод, который передает арматуре крутящий момент минимум при одном полном обороте. Привод способен выдерживать напор штока арматуры.

Электроприводы относятся к одним из наиболее важных компонентов, обеспечивающих безопасность АЭС. Это означает, что электроприводы должны обеспечивать правильную эксплуатацию арматуры при заданных эксплуатационных условиях и сохранять работоспособность даже в условиях проектной аварии.

Компания AUMA является одним из мировых лидеров среди производителей электроприводов и производит приводы для использования на АЭС в течение более чем 25 лет. Электроприводы, произведенные 25 лет назад, до сих пор находятся в эксплуатации, что подтверждает их высокую эксплуатационную надежность.

Помимо многооборотных электроприводов общепромышленного назначения (SA/SAR) , AUMA предлагает два типоряда многооборотных приводов SAN/SARN и SAI/SARI , которые сертифицированы для использования на АЭС. Электроприводы SAI/SARI сертифицированы для использования «внутри оболочки», а электроприводы SAN/SARN – для использования «вне оболочки». В данной статье представлен всесторонний обзор конструкции и функций электроприводов типа SAI/SARI. Электроприводы SAN/SARN рассматриваются в отдельной статье.

Электроприводы AUMA SAI. Область применения.

Многооборотные электроприводы AUMA типа SAI и SARI сертифицированы для использования внутри оболочки и соответствуют категории 1E в соответствии с IEEE 382. Эти электроприводы могут быть адаптированы для применения в практически любых приложениях, связанных с использованием арматуры.

Внутри оболочки,

  • SAI 6 – SAI 100/SARI 6 – SARI 100

Вне оболочки,

  • SAN 07.1 — SAN 25.1/SARN 07.1 — SARN 25.1
  • SA 07.1 — SA 48.1/SAR 07.1 — SAR 30.1

Приводы SAI. Концепция многоуровневой защиты.

Компоненты привода размещаются в компактной, прочной оболочке, устойчивой к воздействиям, возникающим при проектной аварии, и обладающей степенью защиты IP 68. При этом сами компоненты также сертифицированы для использования в условиях проектной аварии. Все наружные части оболочки привода выполнены из материалов, не содержащих алюминия.

Надежная конструкция в сочетании с высоким качеством используемых компонентов обеспечивает работоспособность привода, как в режиме нормальной эксплуатации, так и в условиях проектной аварии. Это достигается, в частности, за счет применения соответствующей смазки, изоляционных материалов, а также герметизированных концевых и моментных выключателей.

  • Режим управления (ОТКРЫТЬ — ЗАКРЫТЬ). Режим работы многооборотных приводов при управлении (SAI). Многооборотные приводы AUMA типа SAI для режима управления ОТКРЫТЬ-ЗАКРЫТЬ рассчитаны на кратковременный режим работы S2 — 10 мин.
  • Режим регулирования. Многооборотные регулирующие электроприводы AUMA SARI рассчитаны на повторно-кратковременный режим работы S4 — 25 %.

Вид отключения электропривода в конечных положениях

В зависимости от конструкции арматуры посадка в конечных положениях должна проходить либо при достижении определенного положения, то есть путем измерения пробега арматуры, либо по усилию, то есть при достижении определенной величины момента. С этой целью, привод оборудован двумя независимыми измерительными системами, обеспечивающими отключение по положению и отключение по моменту. Вид отключения следует учитывать при настройке привода и средств управления приводом. Обработка сигналов, поступающих от привода, зависит от вида отключения.

  • Отключение по положению. Привод перемещается с номинальной частотой вращения до установленной точки отключения Р. В зависимости от выходной частоты вращения, типоразмера привода и типа арматуры, конструкция обладает достаточной инерцией для перемещения запорного органа арматуры после отключения двигателя дальше в направлении конечного положения (перебег). К тому же, перебег часто зависит от нагрузки. Перебег можно скомпенсировать, устанавливая точку отключения P перед фактическим конечным положением.
  • Отключение по моменту. После запуска из конечного положения ОТКРЫТО, привод перемещается в направлении ЗАКРЫТО. В конечном положении ЗАКРЫТО крутящий момент внутри седла арматуры увеличивается до тех пор, пока привод не отключится автоматически при достижении заранее установленной величины крутящего момента.

Защита от перегрузки при пиковых крутящих моментах.

Отключение по моменту, используемое для остановки в конечных положениях, служит для защиты от перегрузки на протяжении всего хода арматуры, даже если привод настроен на отключение по положению. Если на запорном органе арматуры в промежуточном положении образуется избыточный момент (например, при попадании постороннего предмета), срабатывает механизм отключения при достижении установленного значения момента. После соответствующей обработки средствами управления сигнала моментного выключателя, двигатель отключается. В результате привод и арматура защищены от повреждения.

Если сигналы от концевых выключателей обрабатываются средствами управления, то можно различать нормальное срабатывание моментных выключателей в конечных положениях и их срабатывание, вследствии перегрузки, в промежуточном положении.

Эффект гидроудара позволяет освободить рабочий орган арматуры, если его заклинило, или «сорвать» с уплотнения редко эксплуатирующуюся арматуру. Червячное колесо и выходной шток соединяются через кулачковую муфту с люфтом. При изменении направления вращения перед фактическим «срывом» арматуры происходит «выбор» люфта в муфте (эффект гидроудара). При этом электродвигатель разгоняется до номинальной скорости вращения без нагрузки.

Соединение между маховиком и выходным штоком также осуществляется при помощи кулачковой муфты с люфтом. Таким образом, оператор может осуществить «срыв» арматуры с уплотнения пользуясь эффектом гидроудара.

Пиковые крутящие моменты

В зависимости от конфигурации привода/арматуры на арматуре могут возникать избыточные крутящие моменты из-за наличия временной задержки отключения и выбега выходного органа. Продолжительность временной задержки, выходная скорость привода, его типоразмер и жесткость арматуры представляют собой факторы, определяющие величину пикового крутящего момента.

Концевые и моментные выключатели

С помощью выключателей, механически измеряемые величины перемещения (т.е. число оборотов) и крутящего момента преобразуются в сигналы, которые могут использоваться для управления приводом. В стандартном исполнении электроприводы поставляются с четырьмя выключателями:

  • Один концевой выключатель для каждого из конечных положений ОТКРЫТО и ЗАКРЫТО. Концевые выключатели срабатывают при достижении предварительно установленной точки отключения, например конечного положения.
  • Один моментный выключатель для каждого из направлений ОТКРЫТО и ЗАКРЫТО. Моментные выключатели срабатывают, если превышена величина предварительно установленного момента отключения.

Если привод поставляется с промежуточными выключателями DUO, то дополнительно устанавливаются еще два выключателя для остановки привода в промежуточных положениях.

Для того, чтобы удовлетворить высоким требованиям к надежности, AUMA использует герметизированные микровыключатели с щелчковыми контактами, которые были специально разработаны и сертифицированы для использования на АЭС. Выключатели имеют позолоченные контакты для того, чтобы гарантировать хорошую передачу сигнала даже при малых величинах напряжения и тока.

Электроприводы AUMA SAI. Модификации.

  • DUO блок выключателей/промежуточные выключатели (модификация). С блоком выключателей DUO возможна установка дополнительной точки срабатывания (используются промежуточные путевые выключатели) для каждого из направлений вращения. Эта точка может быть установлена в любом месте между конечными положениями арматуры. Выключатель остается задействованным на отрезке от точки срабатывания до конечного положения, если между этими двумя точками не более 120 оборотов выходного вала привода. Сигнал выключателя может быть использован, например, для:
  • Сигнализации в определенном положении арматуры;
  • Запуска дополнительного привода, напр., установленного на байпассной арматуре;
  • Запуска или остановки другого оборудования, напр., насоса.
  • Удаленный указатель положения (модификация). Положение арматуры может быть преобразовано в непрерывный сигнал:
  • Для удаленной индикации
  • В качестве сигнала обратной связи позиционера
  • Понижающая передача. Для непрерывного преобразования положения арматуры необходима понижающая передача, устанавливаемая на заводе. Аналоговый сигнал обратной связи по положению обеспечивается за счет:
  • Проволочного потенциометра, сертифицированного для использования внутри оболочки.
  • Прецизионного потенциометра который обеспечивает более точный сигнал, чем проволочный потенциометр, например, как это требуется при позиционировании. Прецизионный потенциометр не сертифицирован для использования в условиях проектной аварии.
  • Электронного сигнализатора положения RWG который обеспечивает сигнал 0/4 – 20 мАв качестве сигнала положения. Электронный сигнализатор положения не сертифицирован для использования в условиях проектной аварии.
  • Крепежный кронштейн с защитной крышкой (модификация). Эта оснастка позволяет закрепить штепсельный разъем, снятый с привода, в безопасном месте на стене. При этом открытый штекерный отсек привода может быть закрыт защитной крышкой. Это предотвращает попадание посторонних предметов, воды и пыли в штекерный отсек при снятом штепсельном разъеме.
Читайте также:  Как подключит светильник через выключатель

Выходные скорости вращения.

Благодаря широкому диапазону возможных выходных скоростей вращения многооборотные приводы AUMA можно настроить на практически любое время срабатывания. Выходная скорость вращения определяется частотой вращения двигателя и передаточным числом редуктора, за исключением приводов с переменной частотой вращения.

  • Для задвижек: макс. 500 мм/мин;
  • Для вентилей: макс. 250 мм/мин
  • Макс. 45 об/мин.

Для более высоких скоростей перемещения / вращения настоятельно рекомендуется использовать подпружиненную ведущую втулку типа AF.

AUMA SAI. Электродвигатели

Многооборотные приводы AUMA стандартной комплектации оборудованы трехфазными электродвигателями переменного тока (TENV, двигатель горшкового типа без вентиляции).

AUMA разработала эти электродвигатели исходя из специальных требований автоматизации арматуры. Наиболее важной особенностью этой конструкции является высокий пусковой момент. Электродвигатель для каждого заказанного электропривода изготавливается индивидуально. Таким образом, подбирая электродвигатель можно изменять выходной крутящий момент привода. AUMA также предлагает электроприводы, адаптированные к требованиям конкретного приложения и обеспечивающие более широкую разницу крутящих моментов.

Коническая зубчатая передача для ручного маховика.

Использование конической зубчатой передачи обеспечивает два преимущества:

  • Понижающая передача снижает усилия, требуемые для управления приводом в ручном режиме.
  • Устанавливаемый сбоку с возможностью поворота на 90° ручной маховик полезен при недостатке свободного пространства.

Комбинации с неполнооборотными редукторами GSI.

Электроприводы SAI могут комплектоваться червячными редукторами GSI для управления неполнооборотной арматурой. При этом обеспечиваются величины крутящего момента до 24,000 Нм. Червячные редукторы доступны в различных исполнениях, например для закрытия арматуры против часовой стрелки

Комбинации с прямоходным модулем LEN.

Электроприводы SAI могут комплектоваться прямоходным модулем LEN для управления арматурой с поступательным перемещением штока. Прямоходные модули LEN 12.1 – LEN 200.1 сертифицированы для использования вне оболочки. LEN обеспечивает величину осевого усилия до 150 кН и величину хода до 100 мм.

AUMA SAI. Электрическое подключение.

Клеммное соединение. Если для электрического подключения необходимо использовать клеммное соединение, электроприводы могут быть поставлены с керамической клеммной колодкой, специально разработанной и сертифицированной для использования на АЭС. В зависимости от схемы подключения устанавливается требуемое количество клеммных колодок. Клеммные колодки монтируются на основание, сделанное из чугуна.

Штепсельный разъем AUMA (модификация). Преимущество данного вида подключения: за счет использования штепсельного соединения внутренняя электропроводка привода остается ненарушенной, даже если необходимо демонтировать привод с арматуры, например, для проведения технического обслуживания. Малый вес, компактный размер.

Электроприводы SAI. Присоединение арматуры. Типы выходных втулок

Присоединение арматуры в соответствии с ENISO 5210 или DIN 3210. Для установки многооборотных электроприводов на различные виды арматуры используется несколько типов выходных втулок в соответствии с EN ISO 5210 or DIN 3210.

  • Ведущая втулка типа А(ISO 5210/ DIN 3210) Резьбовая втулка для выдвижного и не вращающегося штока арматуры. Крепежный фланец вместе с резьбовой втулкой и упорными подшипниками формируют функциональный блок, пригодный для принятия усилия штока.
  • Выходные втулки типов B1, B2 (ISO 5210) или B (DIN 3210) Выходная втулка дляпередачи крутящего момента. Монтажный фланец арматуры и втулка представляют собой раздельные модули. Допустимы небольшие радиальные нагрузки.
  • Выходные втулки типов B3 или B4 (ISO 5210) или E (3210) Отверстие со шпоночным пазом служит для передачи крутящего момента и интегрировано в пустотелый вал привода.
  • Выходная втулка типа AF (ISO 5210/DIN 3210) Подпружиненная ведущая гайка. Как и выходная втулка типа A, втулка AF используется для перемещения (подъема) невращающегося штока арматуры. Благодаря использованию специальных пружин допускаются ограниченные осевые перемещения ведущей гайки, чтобы компенсировать тепловое расширение штока арматуры или амортизировать высокие динамические нагрузки, возникающие, когда арматура закрывается с высокой скоростью.
  • Степень защиты IP 68. В стандартной комплектации многооборотные приводы AUMA SAI и SARI поставляются со степенью защиты оболочки IP 68 согласно EN 60 529. Чтобы гарантировать степень защиты IP 68, необходимо использовать герметичные кабельные вводы. Они не входят в стандартный объем поставки и поставляются AUMA только по заказу.
  • Противокоррозионная защита KI/Цвет. Многооборотные приводы AUMA типов SAI и SARI и редукторы типа GSI имеют противокоррозионную защиту типа KI, которая пригодна для использования на АЭС. Все внешние части, включая покрытия, не содержат алюминия. Перед окончательной покраской в качестве грунтовки и промежуточного покрытия применяют двухкомпонентное покрытие на основе эпоксидной смолы со слюдяным оксидом железа. Перед нанесением покрытия поверхности привода подвергаются пескоструйной обработке. Покраска привода в целом осуществляется двухкомпонентной краской на основе полиуретана. Краска пригодна для проведения дезактивации. Общая толщина пленки составляет минимум 220 мкм. Все наружные болты изготовлены из нержавеющей стали.
  • Цвет. Стандартный цвет наружного покрытия – серебристо-серый (RAL 7001). Ярко-красный (RAL 3000) и белый (RAL 9010) цвета используются по заказу.
  • Срок службы согласно IEEE 382.Минимальный срок службы, установленный в IEEE 382 для электроприводов, эксплуатирующихся в режиме ОТКРЫТЬ-ЗАКРЫТЬ, составляет 2 000 рабочих циклов. Это требование было подтверждено для многооборотных электроприводов типа SAI в ходе типовых испытаний.
  • Монтажное положение. Электроприводы AUMA могут эксплуатироваться в любом монтажном положении без ограничений.
  • Давление в условиях проектной аварии. Полная работоспособность электроприводов была подтверждена при давлении до 5,6 кг/см2, что соответствует около 0,55 МПа.
  • Радиация. Полная работоспособность электроприводов была подтверждена при величине интегральной дозы до 2 x 106 Гр (2 x 108 рад).
  • Вибрация. Электроприводы сертифицированы для использования в условиях OBE (землетрясение, при котором возможна эксплуатация реактора, с ускорением до 3gвчастотном диапазоне от 2 до 35 Гц) и SSE (землетрясение, при котором возможна безопасная остановка реактора, с ускорением до 4.5 g в частотном диапазоне от 2 до 32 Гц).

Многооборотные электроприводы для режима регулирования SARI

Срок службы, определяемый временем эксплуатации (ч), зависит от нагрузки и количества включений. Высокая частота включений, как правило, не улучшает точности регулирования. Для того, чтобы обеспечить наибольший период технического обслуживания и максимальное время наработки на отказ, число включений в час нужно выбирать наименьшим, допустимым для данного технологического процесса. Минимальный срок службы, установленный в IEEE 382 для электроприводов, эксплуатирующихся в режиме регулирования, составляет 100,000 рабочих циклов. Это требование было подтверждено для многооборотных электроприводов типа SARI в ходе типовых испытаний.

Читайте также:  Концевой выключатель двери с держателем

После сборки все приводы тщательно тестируются согласно программе испытаний компании AUMA. В процессе этих испытаний калибруются моментные выключатели. Система управления качеством, используемая AUMA, сертифицирована согласно ISO 9001:2000. Все внутренние процедуры описаны в руководстве по управлению качеством.

Внимание к деталям и использование высококачественных материалов является залогом длительной и безаварийной работы оборудования. По этой причине производственный процесс включает большое количество проверок и функциональных испытаний. Все производственные и сборочные процедуры, а также сервисные работы по обслуживанию оборудования, полностью документированы и всегда могут быть воспроизведены.

Так как приводы AUMA соответствуют требованиям Директив по низковольтному оборудованию, электромагнитной совместимости (ЕМС) и ATEX, они маркируются СЕ-знаком, в соответствии с этими директивами.

Электроприводы AUMA удовлетворяют требованиям к низковольтной и электромагнитной совместимости, что было подтверждено испытаниями. Опираясь на полученные результаты, AUMA выпустила Декларацию соответствия указанной директиве. Согласно этой директиве, приводы не являются законченными механизмами. Это означает, что не может быть применена Декларация Соответствия. Однако AUMA подтверждает Декларацией производителя, что на стадии разработки электроприводов соблюдались стандарты, упомянутые в Директиве Машиностроения. Путем установки привода на другое оборудование (арматуру, трубопровод и т.д.) образуется “механизм”, подразумевающийся в Директиве. Перед вводом в эксплуатацию этого механизма должен быть выдан Сертификат Соответствия

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Моментный выключатель

Моментный выключатель настраивается на максимальный крутящий момент, развиваемый электроприводом. Путевой выключатель настраивается на отключение электродвигателя в момент, когда запорный клин сядет в свое гнездо. [1]

В случае заклинивания шибера при опускании его срабатывает моментный выключатель , и цепи питания катушки 3 и промежуточного реле РПМ разрываются контактом его кнопки стоп АКС. При этом загорается лампочка аварии Л Ж и рвется цепь повторного включения задвижки на закрытие. [2]

Вследствие этого приращение момента электродвигателя ЛУИ после срабатывания моментного выключателя и величина динамического момента / Идин ( рис. 2) при торможении, которые определяются общей жесткостью, будут меньше. Недостатком данного привода является усложнение конструкции кинематической передачи и ограничение момента только при движении в сторону закрывания. [3]

Путевой выключатель настраивается на срабатывание с небольшим отставанием от моментного выключателя и служит только для включения сигнальной лампы. [4]

На рис. 3 приведена схема управления арматурой с ограничением момента закрытия при помощи пружинного моментного выключателя . [6]

Если при закрытии задвижки по каким-либо причинам не сработает путевой выключатель ВПЗ, при достижении крайнего положения клина задвижки моментный выключатель червячного редуктора своей тягой воздействует на аварийную кнопку Стоп — АКС и остановит электродвигатель. [8]

Электропривод типа ЭПВ состоит из электродвигателя во взрывонепро-ницаемом исполнении, червячного редуктора, путевого выключателя, муфты ограничения крутящего момента, механизма ручного управления, клеммной коробки и моментного выключателя . Клеммная коробка с моментным и путевым выключателями выполнена во взрывозащищенном исполнении. Путевой выключатель предусматривает возможность установки взрывозащищенного корпуса с сельсином для дистанционного наблюдения за положением рабочего органа арматуры. [9]

Привод состоит из 1) корпуса с приводным механизмом, 2) электродвигателя с электромагнитным тормозом, 3) ручного привода с переключателем на работу от механического привода, 4) моментного выключателя , 5) конне-вого выключателя для управления задвижкой, 6) парового клапана с механизмом для автоматического управления клапаном пароблокировкп. [10]

IPT — SPT — элементы теплового реле; БКС — блокирующая кнопка стоп; ВПО — контакты путевого выключателя, открытия задвижки; ВПЗ — контакты путевого выключателя ваквы-тия задвижки; АКЗ — контакт моментного выключателя ; ЛСО — лампа сигнальная открытия; ЛСЗ — лампа сигнальная закрытия; о — открытие; 3 — закрытие. [12]

Катушка 3 реверсивного магнитного пускателя получает питание на прикрытие через контакты универсального переключателя УП, НО контакты реле РИ и 2РП, НЗ контакт кнопки КО, НО контакт реле РИМ, контакт конечного выключателя закрытия ВИЗ, автоматическую кнопку стоп моментного выключателя А КС и контакты БКС. [13]

При срабатывании реле 1РП катушка закрытия 3 реверсивного магнитного пускателя получает питание по цепи: контакт универсального переключателя УП, нормально открытый ( НО) контакт реле 1РП, нормально закрытый ( НЗ) контакт кнопки открытия КО, НО контакт реле РПМ, контакты конечного выключателя закрытия ВПЗ, автоматической кнопки стоп моментного выключателя АКС и блокировочной кнопки стоп ручного управления БКС. [14]

Источник



Путевые и конечные выключатели

Конечные, путевые выключатели и микропереключатели относятся к датчикам пути и положения. Они кинематически связаны с рабочими механизмами и управляющим приводом в зависимости от пути, пройденного рабочим механизмом. Выключатель, ограничивающий ход рабочего механизма, называется конечным выключателем. Путевые выключатели могут координировать работу нескольких приводов, производя их пуск, останов, изменяя скорость в зависимости от положения, которое занимает механизм рабочей машины.

Принцип действии путевых выключателей основан ни том, что их устанавливают на неподвижных частях рабочих органов в определенном положении, а движущиеся рабочие органы, на которых укреплены кулачки, достигнув заданного положения, воздействуют на датчики, вызывая их срабатывание.

Нажимной путевой выключатель

Рычажной путевой выключатель

Нажимные выключатели выпускают в основном простого действия. Выключатель состоит из основания 1, штока 4, опирающегося на сферическую поверхность втулки 7, неподвижных контактов 6, несущей мостики подвижных контактов 5. Для более надежного включения подвижные контакты 5 и неподвижные 6 поджимаются пружиной 2. При воздействии усилия шток 4 перемещается, и контактные мостики переключают, т.е. отключают размыкающие контакты и включают замыкающие.

У выключателей моментного действия на клеммных основаниях 1 укреплены неподвижные контакты 2. Мостик подвижных контактов 6 смонтирован на рычаге 3. Подвижный (измерительный) рычаг 5 связан с поводком 10 не жестко, а через набор ленточных пружин 11 (во избежание отказа выключателя при поломке пружины). Планка 7 связана с рычагом 3. При его повороте шарик 8 под действием пружины 9 заставляет планку 7 мгновенно переключать контакты в момент освобождения ее защелкой 13. Контакты возвращаются в исходное положение под действием вилки 4 под любым углом в пределах 45 о от оси выключателя.

Назначение и устройство конечных выключателей

Так как обычно точная остановка достигается предварительным переводом электродвигателя на пониженную частоту вращения, при выборе конечного выключателя для исключения замедленного разрыва цепи и повышения точности остановки следует отдавать предпочтение выключателям с моментным размыканием контактов.

Конечный выключатели ВК-200Г и ВК-300Г

Конечный выключатель ВК-300Г

Конечные выключатели с моментным размыканием контактов ВК-200Г и ВК-300Г .

В корпусе установлены неподвижные контакты. Подвижные контакты укреплены на рычаге. Переключение контактов осуществляется поворотом приводного рычага, соединенного при помощи набора ленточных пружин с поводком. При повороте приводного рычага под действием усилия пружины, передаваемого на шарик, планка, жестко связанная с рычагом, мгновенно поворачивается в момент освобождения ее собачкой. При этом контакты выключателя переключаются.

Время переключения контактов равно 0,04 с даже при очень низкой скорости переключающего упора 10 мм/мин. Во всех исполнениях выключателей, кроме второго возврат контактов в исходное положение осуществляется пружиной.

Читайте также:  Дифференциальный выключатель дифференциальный автомат разница

Выключатель ВК-200Г имеет пыле- и брызгозащищенное исполнение, а выключатель ВК-300Г — водозащищенное исполнение.

Выключатели имеют один замыкающий и один размыкающий контакты. Корпус выключателя может быть установлен в любом положении. Рычаг с роликом может быть установлен под любым углом. Рабочий угол поворота рычага равен 12±2°, полный ход может составлять 22°. Свободный дополнительный ход служит для защиты от поломок. Скорость движения механизма не должна превышать 30 м/мин. В исходном положении рычаг с роликом устанавливают под углом 45° к оси корпуса выключателя при скорости механизма до 15 м/мин и под углом 55° при скорости более 15 м/мин.

Неточность срабатывания выключателя, характеризуемая наибольшим отклонением пластины от среднего положения в момент переключения, равна ±0,2 мм. Среднее положение пластины в момент срабатывания конечного выключателя определяется в результате большого числа опытов.

Необходимо иметь в виду, что конечные выключатели ВК-200Г и ВК-300Г, выполненные с обычным роликом, являются аппаратами одностороннего действия (переключение производится при нажатии на выключатель с одной определенной стороны). Когда выключатель фиксирует не крайние, а промежуточное положение механизма и возможно движение переключающей пластины с разных сторон, нужно устанавливать конечный выключатель со срезанным роликом.

При движении пластины в обратном направлении ролик поворачивается вокруг своей оси, а рычаг остается неподвижным: после прохода пластины ролик под действием пружины поворачивается в исходное положение. Можно также использовать выключатель с двумя роликами (исполнение 2).

Для повышения надежности выключателей ВК-200Г и ВК-300Г рекомендуется их контакты, работающие в индуктивных цепях постоянного тока 110 и 220 В, шунтировать искрогасительной RC-цепъю. Для цепи. 110 В используют резистор 0,8 Ом, 5 Вт и конденсатор 0,5 мкФ, 1000 В; а в цепи 220 В — резистор 1 Ом, 5 Вт и конденсатор 0,25 мкФ, 1500 В.

Выключатели ВК-200Г и ВК-300Г допускают до 1200 срабатываний в час.

Конечные выключатели КУ-700А

Конечные выключатели серии КУ-700А, первоначально разработанные для кранов, имеют мощные контакты, надежно и с высокой точностью отключающие токи катушек контакторов при достаточно низких скоростях механизмов. Они выпускаются в следующих исполнениях: КУ-701А, КУ-763А, КУ-704А и КУ-706А.

Максимальная скорость механизма равна 150 м/мин для КУ-701А, 100 м/мин для КУ-704А и 300 м/мин для КУ-706А. Для КУ-703А предельная скорость движения не ограничивается.

Выключатели применяют в схемах управления для ограничения линейного передвижения механизмов: КУ-701А — при небольших значениях выбега, КУ-704А, КУ-706А — с любым выбегом, КУ-703А ограничивают ход механизмов подъема.

Органом воздействия на привод выключателей служит: для КУ-701А, КУ-706А—ограничительная 70 линейка механизма, для КУ-704А — штырь, для КУ-703А — полка, укрепленная на траверсе крюка крана, которая поднимает или опускает груз приводного рычага выключателя.

Основным типом является конечный выключатель КУ-701А. Он может быть установлен в любом положении; рычаг с роликом может устанавливаться под углом 90 и 180° по отношению к нормальному положению. В отличие от ВК-200Г и ВК-300Г рычаг выключателя КУ-701А имеет три положения, КУ-701А является аппаратом двустороннего действия.

Конструкция конечного выключателя КУ-701А

На рисунке показан разрез выключателя (без приводного рычага с роликом). Внутри корпуса закреплены блок кулачковых элементов, кулачковый барабан и фиксирующее устройство.

Блок кулачковых элементов состоит из основания, на котором укреплены контактные болты с неподвижными контактами и два рычага с контактными мостиками. Пружины рычагов с помощью пластин удерживают в замкнутом положении контакты мостика с контактами болтов. При повороте кулачкового барабана выступ кулачковой шайбы нажимает на выступ рычага и контакты размыкаются. Кулачковый барабан имеет вал, на котором жестко закреплен приводной рычаг. В кулачковом барабане есть фигурная пластина (храповик), на которую воздействует фиксирующий механизм, удерживая барабан, а одновременно привод в том или ином рабочем положении.

Исследования конечных выключателей серии КУ-700А. показали высокую точность их работы. При скоростях движения механизма выше 1 м/с заметных погрешностей не наблюдалось.

Конечные выключатели ВПК-1000, ВПК-2000 и ВПК-4000

Конечные выключатели серий ВПК-1000, ВПК-2000 и ВПК-4000 нашли применение в машиностроении. Они отличаются большим разнообразием конструктивных исполнений. Привод может быть выполнен в виде толкателя, толкателя с роликом, рычага с роликом и т. д. Некоторые типы выключателей изготовляются с селективным приводом, реагирующим на движение переключающей пластины лишь в одном направлении.

Конечный выключатель ВПК-1000 содержит встроенный микровыключатель типа МП-110 и может работать в цепях переменного тока до 380 В и постоянного тока до 220 В. Выключатель имеет один замыкающий и один размыкающий контакты. Рабочий ход в исполнении с толкателем равен 2,4 мм, дополнительный ход 5 мм. В исполнении с рычагом и роликом эти показатели равны соответственно 15±5° и 25°. Корпус выключателя защищен от проникновения пыли и брызг воды.

Конечные выключатели серии ВПК-2000 — прямого действия. Погрешность срабатывания по пути перемещения механизма при скорости 20 мм/мин составляет ±0,3 мм для исполнения привода в виде рычага с роликом и + 0,1 мм для исполнения с толкателем. Выключатель имеет один замыкающий и один размыкающий контакты. Корпус пылеводонепроницаемый, маслостойкий.

Конечные выключатели серии ВПК-4000 имеют до четырех контактов в любой комбинации, которые могут работать в цепях переменного тока до 660 В и постоянного тока до 440 В. Контактная система — прямого действия с двойным разрывом цепи. Минимальные ток и напряжение, при которых надежно работает контактная система, равны 0,05 А и 12 В. Погрешность срабатывания по пути равна ±0,1 мм. Корпус выполняется в водозащищенном и других исполнениях.

Взрывозащищенные конечные выключатели ВКМ-ВЗГ и ВПВ

Малогабаритные взрывозащищенные конечные выключатели ВКМ-ВЗГ содержат встроенный микропереключатель с моментным размыканием контактов. Выключатель предназначен для работы в цепях 380 В. 50 Гц и 220 В постоянного тока. Номинальный ток контактов 2,5 А.

Приводное устройство выполняется в виде рычага, с роликом или толкателя. Рабочий ход штока 1 — 2 мм, дополнительный ход после срабатывания 4 мм.

Конечный выключатель ВПВ имеет аналогичные конструкции приводных устройств, содержит два — четыре контакта моментного переключения. Время срабатывания оавно 0,04 с.

Погрешности по пути конечных выключателей ВКМ-РЗГ и ВПВ примерно равны погрешностям выключателей ВПК-2000 и ВПК-4000.

Описанные конечные выключатели получили широкое распространение. Они являются простыми и дешевыми аппаратами; точность некоторых из них достаточно высока. Однако эти аппараты имеют ряд существенных недостатков. Для них характерны относительно невысокая предельная скорость механизма, ограниченный срок службы из-за износа механической части и электрической эрозии контактов, ограниченные быстродействие и допустимая частота включений. Кроме того, эти аппараты являются источниками шума и радиопомех, требуют периодической регулировки. Поэтому в схемах управления механизмами все чаще применяют бесконтактные датчики положения механизмов и командоаппараты, но об этом читайте в следующей статье — Бесконтактные путевые выключатели

Источник

Adblock
detector