Меню

10 класс физика конспект урока постоянный ток

10 класс физика конспект урока постоянный ток

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы

Конспект урока по теме: «Электрический ток» 10 класс

ОУ МБОУ Новинская СОШ

Учитель Кварталова Татьяна Фёдоровна, стаж 26 лет, первая квалификационная категория

Тема Электрический ток

Продолжительность 45 минут

Технологии мультимедийные, коллективного взаимообучения

Тип урока: комбинированный с использованием презентации Microsoft Power Point

Аннотация Данный урок в разделе «Электродинамика» в подразделе «Законы постоянного тока» стоит первым. Задача учителя, основываясь на знаниях обучающихся, полученных в 8 классе, напомнить знакомые понятия электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление и др., выяснить от каких величин зависит сила тока в проводнике и на опыте вывести закон Ома для участка цепи.

Урок сопровождается презентацией, что позволяет учителю более компактно излагать материал и помогает учащимся в составлении краткого конспекта по теме: они учатся конспектировать, выделять главное, делать выводы.

В ходе урока используются индивидуальные и групповые формы работы. По ходу фронтального эксперимента формулируются выводы, согласованные с членами команды. Групповую деятельность применяю на всех этапах урока: при изучении нового материала, на этапе первичного закрепления знаний и при их оценивании в конце урока.

В конце урока учащиеся должны знать условия существования, действия электрического тока, зависимость электрического тока от напряжения и от каких величин зависит сила тока в проводнике. Для проверки знаний используется тест с взаимопроверкой.

Конспект урока «Электрический ток»

По оценке метеорологов, за секунду в землю ударяют 100 молний, которые высвобождают электрические заряды, накопленные в 200 грозах, это каждое мгновение бичует Землю. Любой удар молнии распространяется со скоростью 80000 миль в секунду, составляющей около половины скорости света, и порождает температуру, достигающую около 50000°С. Любое свечение в природе вызывает удивление и страх.

Чтобы разбираться в природе подобных явлений, объяснять их, мы должны изучить тему «Электрический ток».

Цели урока: обобщить и углубить знания учащихся об электрическом токе; выяснить, при каких условиях возникает электрический ток в цепи.

Источник



Открытый урок «Постоянный ток»
план-конспект урока по физике (10 класс) на тему

Табакова Людмила Анатольевна

План открытого урока по физике в 10 классе

Автор: Табакова Людмила Анатольевна, учитель физики, г. Новочебоксарск

Тема урока: Постоянный ток

Цель урока: Обобщить, систематизировать материал по теме «Постоянный ток»

Место проведения: кабинет физики.

Продолжительность: 45 минут

Возраст учащихся: 10 класс

Учебно-организационная деятельность: фронтальная в сочетании с индивидуальной

Тип урока: Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков.

Оборудование: Компьютер, демонстрационный экран; мультимедийный проектор

Программное обеспечение: Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point

Дидактический материал: бланк результативности, тесты, карточки для индивидуального задания

Наглядные пособия: презентация

Межпредметные связи: математика, информатика, электротехника

Скачать:

Вложение Размер
postoyannyy_tok_.doc 220 КБ

Предварительный просмотр:

План открытого урока по физике в 10 классе

Автор: Табакова Людмила Анатольевна, учитель физики, г. Новочебоксарск

Тема урока : Постоянный ток

Цель урока: Обобщить, систематизировать материал по теме «Постоянный ток»

Место проведения: кабинет физики.

Продолжительность: 45 минут

Возраст учащихся: 10 класс

Учебно-организационная деятельность: фронтальная в сочетании с индивидуальной

Тип урока: Урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков.

Оборудование: Компьютер, демонстрационный экран; мультимедийный проектор

Программное обеспечение: Microsoft Office Word, Microsoft Office Power Point

Дидактический материал: бланк результативности, тесты, карточки для индивидуального задания

Наглядные пособия: презентация

Межпредметные связи: математика, информатика, электротехника

Учебно-технологическая карта занятия её методическое обоснование

  1. Организационный момент

Приветственное слово учителя. ( Слайд № 1,2,3 )

Цель: мобилизация учащихся на учебно-практическую деятельность

2. Сообщение целей и задач занятия :

  • выявить уровень усвоения теоретических знаний и умение применять их при решении задач в знакомой и измененной ситуации;
  • развитие единства интеллектуальной и практической деятельности
    Развивающие:
  • формирование практических умений и навыков обращения с физическими приборами;
  • развитие интереса к дисциплине, активности внимания способности анализировать, сопоставлять, делать выводы
    Воспитательные:
  • воспитание творческой личности;

— развивать коммуникативные навыки, культуру общения, умение работать самостоятельно,

3. Актуализация проблемы. ( Слайд № 4-5 )

Цель: Выяснить исходный уровень знаний студентов по данной теме.

4. Работа над темой ( конспект прилагается ) ( Слайд № 6-23, 25-27 )

5.Физкультминутка ( Слайд № 24 )

6. Тест (тест прилагается)

7. Подготовка к проведению лабораторной работы: ( Слайд № 22 )

— краткий инструктаж по охране труда;

— уточнение хода проведения работы

8. Выполнение лабораторной работы по инструктивной карте

(инструктивная карта прилагается) ( Слайд № 23-24 )

9. Закрепление ( Буквенная неразбериха) ( Слайд № 28 )

10. Рефлексия ( Слайд № 29 )

11. Подведение итогов (главные выводы по теме).

12. Домашнее задание.

План работы над темой:

1. Автобиография Г. Ома

Георг Симон Ом (1787-1854)

Немецкий физик. Родился в г. Эрлангене в семье ремесленника. Окончив гимназию, Ом поступил в Эрлангенский университет, но прервал обучение из-за материальных затруднений. Работал учителем в Готштандте (Швейцария). Самостоятельно подготовил докторскую диссертацию и защитил её в Эрлангенском университете в 1811г. После этого Ом преподавал математику, физику в различных школах в Германии.В 1826г. Ом установил формулу для постоянного тока в электрической цепи, известную теперь как закон Ома. Признание закона Ома пришло не сразу, а лишь спустя примерно 10 лет после его открытия.Кроме исследований по электричеству, Омом были выполнены работы по оптике, кристаллооптике, акустике.В 1833г. Ом становится директором Политехнической школы в Нюрнберге, в 1849-профессором Мюнхенского университета.Признанием важности сделанного Омом открытия явилось, в частности, его избрания в 1842 году членом Лондонского королевского научного общества. В честь Ома названа единица электрического сопротивления — Ом.

Позднее, повторяя опыты и взяв серебряную проволоку с тщательно зачищенной поверхностью, Ом установил, что проводимость серебра выше проводимости меди. Здесь Ом пришел к формуле сопротивления проводника

Легко законы Ома отвечать,

ты удивишься, коль забудет кто-то.

Ведь очень просто навсегда понять,

что ЭДС — сторонних сил работа.

Запомни, словно клятву ученик.

И отвечай спокойно, ясно, точно:

Сопротивление цепи — большое R а малое r — источника конечно.

Считаешь ток от батарей или от ГЭС,

Чтоб был доволен твой преподаватель,

Ты смело ставь в числитель ЭДС,

а сумму всех сопротивлений — в знаменатель.

  1. Проверка знаний теоретического материала (мозговая атака)
  1. Что такое электрический ток?
  2. Когда электрический ток называют постоянным?
  3. Условия необходимые для возникновения электрического тока?
  4. Действия электрического тока?
  5. Какое действие электрического тока является универсальным ?
  6. Что принимают за положительное направление электрического тока?
  7. Что является основной количественной характеристикой электрического тока? От чего
    она зависит?
  8. Каким прибором и в каких единицах измеряется сила тока?
  9. Напряжение?
  10. Каким прибором и в каких единицах измеряется напряжение?
  11. Что является основной электрической характеристикой проводника?
  12. В каких единицах измеряется сопротивление проводника и от каких параметров зависит?
  13. Удельное сопротивление проводника, от чего зависит?
  14. Что означает данная запись: р ж = 0,12 Ом мм 2 / м , р м = 0,017Ом мм 2 / м
  15. Какая зависимость называется вольт — амперной характеристикой проводника?
  16. Сформулируйте закон Ома для участка цепи.
  17. Какие силы называют сторонними?
  18. Чем характеризуется действие сторонних сил?
  19. Дайте определение ЭДС?
  20. Сформулируйте физический смысл ЭДС на примере:

гальванический элемент имеет надпись 1,5 В.

  1. В каких единицах измеряется ЭДС?
  2. Как читается закон Ома для полной цепи?
  3. Что называют коротким замыканием?
  4. В каком случае сила тока достигает максимального значения?
  5. Чем сопровождается ток короткого замыкания?
  6. Что необходимо, чтобы ток в проводнике возник?
  7. Сформулируйте закон Джоуля — Ленца.

3. проверка знаний математического аппарата ( выполнение теста « Основные характеристики электрического тока» ) Слайд №4-5

Источник

Конспект урока в 10 классе по теме «Электрический ток и условия его существования. Сила тока»»

Конспект урока в 10 классе по теме

Конспект урока «Электрический ток и условия его существования. Сила тока»

Здравствуйте, ребята. Посмотрите внимательно на слайд и ответьте пожалуйста на вопрос, что объединяет все изображенные здесь приборы и устройства?

— Они все работают благодаря эл. току, все это эл. приборы. Благодаря эл. току освещаются квартиры, приводятся в движение станки, нагреваются конфорки на электроплитах, работает радиоприемник и т.д.

Поэтому как вы уже догадались речь сегодня на уроке пойдет о…

Интересный факт: По оценке метеорологов, за секунду в землю ударяют 100 молний, которые высвобождают электрические заряды, накопленные в 200 грозах, это каждое мгновение бичует Землю. Любой удар молнии распространяется со скоростью 80000 миль в секунду = 1,3*10 8 м/с, составляющей около половины скорости света, и порождает температуру, достигающую около 50000°С. Любое свечение в природе вызывает удивление и страх.

Чтобы разбираться в природе подобных явлений, объяснять их, мы должны изучить тему «Электрический ток».

Записываем в карту урока число, фамилия, имя, класс.

Тема урока: «Электрический ток и условия его существования.
Сила тока».

1. Образовательная : обобщить и углубить знания учащихся об электрическом токе; выяснить, при каких условиях возникает электрический ток в цепи. Узнать обозначения силы тока, формулу для ее вычисления, единицы измерения. Закрепить основные навыки работы с электронными таблицами.

2. Развивающая: Формировать умение решать задачи. Расширить кругозор учащихся.

3.Воспитательная: Усилить интерес к предметам физика и информатика, расширить кругозор, формировать мировоззрение. Научиться работать в паре.

Тип урока: урок изучения нового материала, форма урока: интегрированный: физика + информатика (решение задач в программе MS Excel ).

Вопросы урока (на доске):

· Условия существования тока.

· Прибор для измерения силы тока.

Актуализация знаний.

Основываясь на знаниях обучающихся, полученных в 8 классе, давайте вспомним знакомые понятия, выполнив мини-тест. А теперь проверьте себя…Давайте посмотрим, где вы допустили ошибку.

Чтобы электрический ток в проводнике существовал длительное время, что необходимо?

(Необходимо все это время поддерживать в нем электрическое поле).

Чем может поддерживаться электрическое поле?

(Электрическое поле может поддерживаться источниками электрического тока).

Какие источники тока вы знаете? ( приборы, превращающие в электрическую энергию другие виды энергии ) – батарея, генератор, розетки.

Изучение нового материала .

Ранее мы рассматривали эл. явления, в которых эл.заряды находидись в покое (электростатика). Но наибольший интерес представляют явления, связанные с упорядоченным движением эл. зарядов. Мы переходим к подразделу физики «Законы постоянного тока»

.О Б электрическом токе слышали все. Когда мы произносим слово «ток», то подразумеваем, что что-то течет, движется по проводам. Дадим же научное определение электрическому току.

Откройте учебник на стр. Давайте найдем определение эл. тока.

Эл. ток – это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц (запишите в карту урока)

Эл. ток имеет определенное направление. Найдите пож. В учебнике, что принимают за направление тока? И запишите в карту

Направление тока —

Увидеть движущиеся электроны в проводнике невозможно. Как можно обнаружить эл.ток? (по его действиям)

Действия эл. тока (демонстрации)

· Химическое ( электролиз, раствор медного купороса)

· Магнитное ( рамка с током на магнитную стрелку)

· Физиологическое (происходит сокращение мышц организма)

Если в цепи устанавливается электрический ток, это означает, что через поперечное сечение проводника всё время переносится электрический заряд.

Сила тока I – физическая величина, показывающая, какой заряд переносится через поперечное сечение проводника за единицу времени.

Количественная характеристика тока

Сила тока

это физическая величина, равная отношению заряда, переносимого через поперечное сечение проводника к промежутку времени.

Условия, необходимые для существования тока (после беседы): наличие свободных заряженных частиц, наличие электрического поля для упорядоченного движения этих частиц, замкнутая электрическая цепь.

Единица измерения силы токаампер (А). Единица названа в честь французского учёного А.М. Ампера.

Пользуясь таблицей кратных единиц определите:

1мкА=0,000001А=10 -6 А

Картинки по запросу определение цены деления амперметра

Решение задач

Через спираль электроплитки за 12 мин прошло 3000 Кл электричества. Какова сила тока в спирали?

Сила тока в про­вод­ни­ке по­сто­ян­на и равна 0,5 А. Ка­кой заряд пройдёт по про­вод­ни­ку за 20 минут? (Ответ дайте в ку­ло­нах.)

Сколько времени продолжается перенос 7,7 Кл при силе тока 0,5 А?

https://phys-ege.sdamgia.ru/get_file?id=2821Ответ: ________

На гра­фи­ке пред­став­ле­на за­ви­си­мость от вре­ме­ни за­ря­да, про­шед­ше­го по про­вод­ни­ку. Ка­ко­ва сила тока в про­вод­ни­ке? (Ответ дайте в ам­пе­рах.)

https://phys-ege.sdamgia.ru/get_file?id=3050 Задача 4

По про­вод­ни­ку течёт по­сто­ян­ный элек­три­че­ский ток. Ве­ли­чи­на за­ря­да, про­шед­ше­го через про­вод­ник, воз­рас­та­ет с те­че­ни­ем вре­ме­ни со­глас­но гра­фи­ку. Ка­ко­ва сила тока в про­вод­ни­ке? (Ответ дайте в ам­пе­рах.)

Копилка Занимательных Фактов

Физика И Классическая Литература

— Зачем надевают кольцо золотое

НА палец, когда обручаются двое? —

Меня любопытная дева спросила.

Н Е став пред вопросом в тупик, Ответил я так собеседнице милой:

— Владеет любовь электрической силой,

А Золото — проводник!

Р . Берне «Золотое кольцо»

Может Ли Металл Быть Изолятором?

Может! Немецкие физики изучили электрические свойства индия. Для исследования они брали все меньшие и меньшие частички металла. Оказалось, что когда размер частицы стал равен

1 Микрометра, металл стал изолятором. В таком малом количе-

Стве металла электронам «негде развернуться», они утрачивают подвижность. Это открытие указывает на предел создания микросхем.

Может Ли Пластмасса Проводить Ток?

Может! Если в процессе изготовления пластмассы в нее добавить йод. Существуют пластмассы, которые проводят ток не хуже меди.

Может Ли Стекло Проводить Ток?

Может, если нагреть его в пламени! В нагретом состоянии стеклянный «провод» способен питать электрическую лампочку.

Вернемся к нашим вопросам, поставленных в начале урока:

Источник

Урок по физике «Постоянный электрический ток»

Тема урока «Электрический ток»

Цель урока: Выяснить физическую природу электрического тока. Закрепить знания учащихся об условиях возникновения и существования электрического тока. Познакомить учащихся с основными видами источников электрического тока, показать их практическое значение; развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника

Задачи урока :

1)сформировать понятие электрический ток.

2)выяснить условия существования электрического тока и назначение источника тока.

3) рассмотреть принципы действия источников тока.

4)ознакомить учащихся с различными действиями электрического тока.

Развивающая: формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать результаты экспериментов; активизировать мышление школьников, умение самостоятельно делать выводы, развивать речь, а также логично объяснять новые явления, применять свои знания в нестандартных ситуациях. Развивать умение работать с текстом.

Воспитательная: развитие познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся, показать возможность использования полученных на уроках знаний в жизненных ситуациях.

Тип и структура урока: урок изучения нового материала и умение работать с текстом.

1.Подготовка к усвоению нового материала (мотивация и формулировка цели урока).

Тема нашего урока «Электрический ток». С этой темой мы знакомы с 8 класса. Как Вы думаете, что такое электрический ток?

Представьте себе на минуту, что отключили электричество в наших квартирах. Что было произошло? Каковы последствия этого события?

Ученики отвечают на поставленный вопрос. ( Погас бы свет. Не смогли бы посмотреть телевизор, не работала бы микроволновая печь, компьютер, холодильник, пылесос, другие электробытовые приборы. Отключили бы отопление и воду, так как насосы, качающие воду, работают на электричестве. Невозможно было бы подзарядить сотовые телефоны).

Так какую же роль играет электрический ток в нашей жизни ?(большую). Поэтому нам с нами важно знать: что такое электрический ток и какие условия необходимы для его существования. Какие характеристики помогут описать электрический ток в участке цепи.

2. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Как поступает электрический ток в ваш дом? (провод)

2. Из какого материала изготовлены провода? (металл)

3. Из чего состоят молекулы вещества?

4. Из чего состоят атомы?

5. Из каких частиц состоит атомы вещества?

Попробуйте сформулировать определение самостоятельно.

3.Изучение нового материала. Электрический ток – это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц, под действием электрического поля

Условия, необходимые для существования тока (после беседы): наличие свободных заряженных частиц, наличие электрического поля для упорядоченного движения этих частиц, замкнутая электрическая цепь.

Для поддержания эл.поля в проводнике необходим источник тока, в котором совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц. В процессе работы происходит превращение механической, внутренней энергии в электрическую. Назовите известные вами источники тока?

Например .1) Если взять 2 проволоки , изготовленные из разных металлов, спаять, а затем нагреть место спая , то в проволоках возникнет электрический ток. (термоэлемент)

2) При освещении некоторых веществ световая энергия превращается в электрическую (фотоэлемент)

3) Источники тока, у которых разделение зарядов происходит за счет энергии хим. процессов, получили название гальванических.(батарейка, аккумулятор)

Увидеть движущиеся электроны в проводнике невозможно. Как можно обнаружить эл.ток? (по его действиям)

Наши предположения можно подтвердить опытами.

1 опыт. Для опыта беру электрометр, палочку потертую о шелк. Скажите , что мы пронаблюдали? Поэтому при выполнении опытов, необходимо соблюдать технику безопасности.

2 опыт.Для следующего опыта мне понадобиться источник тока, соленный огурец. Что произойдет с огурцом при включении источника тока?

Где применяется тепловое действие?

3 опыт. Рассмотрим 3 опыт. Соединяю ключ, лампочку и источник токаи 2 провода , опущенных в дистиллированную воду. Что произойдет, если заменить воду на раствор соли?

4. Как Вы думаете какие действие мы будем наблюдать при прохождении тока через катушку? (магнитное)

Количественная характеристика электрического тока: сила тока. Характеристика электрического поля — напряжение, характеристика проводника — сопротивление.

Расскажите о них по плану ( подготовительная работа в группах, рассказ одного из участников группы):

От чего зависит?

Формула для расчета.

4. Закрепление нового материала

Решение задач: 1. При переносе 60 Кл электричества из одной точки электрической цепи в другую за 12 мин совершена работа 900 Дж. Определите напряжение и силу тока в цепи.

Оценим свою работу на сегодняшнем уроке. Прислушайтесь к себе, своему внутреннему состоянию и продолжите любое из предложений.

Я сегодня на уроке открыл для себя…..

Мне понравилось на уроке то, что…

На уроке меня порадовало…

Я удовлетворён своей работой, потому что…

6. Домашнее задание: прочитать §104-106, решить задачи на карточках.

Источник

Читайте также:  Во время беременности в животе как будто током бьет при беременности